Статья посвящена влиянию совместных усилий семьи и педагогического коллектива ДОО на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: коммуникативное развитие дошкольников, старший дошкольный возраст, педагогическое взаимодействие, семейное воспитание.
Коммуникативное развитие дошкольника чрезвычайно актуально, поскольку, находясь с самого рождения в окружении людей, ребенок неизбежно вступает с ними в разнообразные межличностные отношения. Множество проблем в общении молодежи, перерастающих в негативные и деструктивные явления (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве.
Успешность дальнейшего коммуникативного развития ребенка зависит от приобретенного опыта взаимоотношений со сверстниками в группе детского сада, а также от помощи взрослых (родителей и педагогов) в правильном построении таких отношений.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных «на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [2].
Старший дошкольный возраст является переходным периодом в жизни ребенка в связи с активизацией процесса подготовки к школьному обучению, что усложняет требования к коммуникативным умениям и навыкам. Если у ребёнка выработано умение строить оптимальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общении.
Барьером в формировании умений дошкольников конструктивно общаться может стать неадекватное выражение детьми своих эмоций (недовольство, злость, обиду, страх, удивление, радость) а также нежелание общаться со сверстниками, замкнутость, что, в свою очередь, порождает снижение самооценки, чувство уязвленности, тревожность, или наоборот, чрезмерную агрессивность поведения.
Формирование адекватного коммуникативного поведения дошкольника во многом зависит от его социального окружения, особенно взрослых (родителей и педагогов), помогающих ему овладеть различными формами и средствами общения (как речевыми, так и невербальными) [1]. Поэтому задачи коммуникативного развития дошкольника не исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений не могут игнорировать тот факт, что ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей по длительности своего воздействия на личность дошкольника, так как в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни [3]. Следовательно, необходимо учитывать это в работе ДОО и организовывать целенаправленное взаимодействие педколлектива и семьи в процессе всестороннего развития детей, в том числе и коммуникативного. Педагог должен рассматривать семью как один из главных объектов своей профессиональной деятельности, важнейшую составляющую процесса коммуникативного развития ребенка, потому что какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе, без единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.
Педагогический коллектив дошкольного учреждения должен способствовать улучшению семейного микроклимата, формированию положительных взаимоотношений в семье, повышению педагогической культуры родителей путем проведения родительских собраний, бесед, консультаций, организация совместных мероприятий, деловых игр, конференций и др. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и путем вовлечения родителей в жизнь детского сада, участия их в развивающей образовательной работе с детьми [5].
Для построения эффективного взаимодействия с семьей воспитанников педагогам детского сада необходимо изучить семьи с целью выяснения ее возможностей по коммуникативному развитию детей, составление программы совместных действий педколлектива и родителей; анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности. Важно соблюдать ряд условий: взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями; соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям; учет своеобразия жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы [4].
Присутствие родителей на различных мероприятиях, организуемых в детском саду в рамках коммуникативного развития дошкольников, будет являться количественным показателем эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей. Качественным показателям эффективности такого взаимодействия будет являться инициативность родителей, характер и содержание родительских вопросов к воспитателям и другим специалистам, отношение родителей к результативности совместных с педагогами усилий по формированию коммуникативного поведения своих детей.
Литература:
- Казаков И.С. Профессиографическая структура информационной компетентности будущего педагога // EuropeanSocialScienceJournal. 2014. № 5-1 (44). С. 160-163.
- Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Магометова И.В., Мойся М.К. Диагностика взаимодействия педагогов и родителей в процессе физического воспитания старших дошкольников. / Дни науки СПФ СГУ: материалы 11-й Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов – Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2012. – С.95-97.
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Юркова Ю.В., Мойся М.К. Значение коммуникативного развития в старшем дошкольном возрасте. / Дни науки СПФ СГУ: материалы 13-й Всерос.науч.-практ. конф. студентов и аспирантов – Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014. – С.113-115.
- Мушкина И.А., Бородина Н.В., Садилова О.П. Развитие инклюзивного образования в России и за рубежом // Путь науки. 2015. № 9 (19). С. 101-105.