Статья посвящена анализу значения процесса формирования гигиенических навыков в среднем дошкольном возрасте.
Ключевые слова: гигиенические навыки, здоровый образ жизни, средний дошкольный возраст.
Здоровье детей зависит не только от их физических способностей, но и от уровня развития здравоохранения и образования, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Поэтому здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма. С этой позиции, по нашему мнению, в центре работы по физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и их условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где воспитанник проводит большую часть своего «активного времени», — социальные структуры, которые в основном, определяют уровень здоровья детей.
Результаты научных исследований [1–4] свидетельствуют о том, что сложившаяся в последние годы тенденция ухудшения состояния здоровья дошкольников приняла устойчивый характер. Наблюдается неблагополучная динамика основных показателей здоровья, имеется тенденция учащения перехода острых заболеваний в хронические. Процесс воспитательно-оздоровительной деятельности детей и педагогов, формирования здорового образа жизни детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является малоэффективным, что в значительной степени объясняется низким уровнем социальной защиты человека и особенно ребенка, недостаточностью использования системного подхода в проводимых исследованиях, практической реализации педагогических технологий и рекомендаций по совершенствованию воспитательно-оздоровительной работы с дошкольниками. Современное ДОО имеет возможность укрепления здоровья детей при создании определенных педагогических условий, тем более, что большинство населения проходит через дошкольное учреждение. Система оздоровительных мероприятий в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное физическое развитие и, что не менее важно, формирование гигиенических навыков, убеждения в важности ведения здорового образа жизни.
Анализ литературы по вопросу организации воспитательно-оздоровительной работы в средних и старших группах дошкольных образовательных учреждений позволил выявить следующее: в силу ряда многочисленных факторов, в том числе происходящих социальных изменений, ухудшается физическое и психическое здоровье детей, причем особенно в период интенсивной подготовки к обучению в школе. Воспитательно-оздоровительная работа с детьми 5–6 лет нередко осуществляется в самом общем виде, когда учебно-воспитательный процесс не сориентирован на сохранение и укрепление здоровья, не направлен на осознанное развитие и саморазвитие ребенка, на формирование «Я-концепции» здоровья личности. Проблему создает отсутствие должного планирования воспитательно-оздоровительной работы, отсутствие системы мероприятий, направленных на формирование гигиенических навыков дошкольников, при необходимой целостности воспитательно-оздоровительных воздействий. У детей 5–6 лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основы навыков и привычек формируются достаточно быстро, но перестройка затруднена, что свидетельствует о недостаточности подвижности нервных процессов [3]. Например, ребенок отрицательно реагирует на смену привычного склада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (частично на время измененной) обстановки при проведении режимных процессов, гигиенических мероприятий и т. д.
Хорошо зная морфофункциональные особенности детей среднего дошкольного возраста, педагоги наиболее грамотно могут подойти к решению одной из задач осуществления физического воспитания — формировании гигиенических навыков ребенка, что является не только признаком общей культуры человека, но и необходимостью для поддержания здоровья [4]. Одним из условий формирования гигиенических навыков детей в семье является личный пример родителей, так как для детей 5–6 лет характерна потребность быть похожими на взрослых. Приказом или нравоучениями здесь ничего не решить. Родители передают детям знания о значимости гигиенических процедур, обучают правильному их выполнению, объясняют, показывают. Устанавливается особо благоприятный климат для воспитания и закрепления необходимых навыков.
Воспитатель также должен быть для воспитанников образцом во всем, что касается культуры гигиены и внешнего вида, так как дошкольники наблюдательны и склонны к подражанию. В процессе ежедневной работы с детьми педагог должен стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным [2]. Детей среднего дошкольного возраста уже не надо приучать к выполнению элементарных правил (мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.), однако необходимо следить за тем, чтобы эти гигиенические умения постоянно совершенствовались, чтобы дети более осознано относились к выполнению правил личной гигиены (самостоятельно мыли руки с мылом, намыливая их до образования пены; насухо вытирали руки, пользуясь индивидуальным полотенцем; содержали все свои вещи в чистоте; были всегда опрятными, замечали неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устраняли и т. п.). Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Эффективнее всего формирование гигиенических навыков достигается методом игры, так как игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста. Кроме того, гигиеническое воспитание тесно связано с доступным ребенку виду трудовой деятельности — труда по самообслуживанию [5–7].
Формирование гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья дошкольника и неразрывно связано с воспитанием культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с любви к чистоте, опрятности, порядку, что возможно при сочетании руководства самостоятельной практической повседневной деятельностью детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду взрослых.
Литература:
- Дошкольная педагогика: уч. для бакалавров / Н. А. Виноградова [и др.], — М.: изд-во «Юрайт», 2012.
- Казаков И. С. Основные виды деятельности будущего педагога в информосфере // SochiJournalofEconomy. 2014. № 1 (29). С. 230–232.
- Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 12-е изд., стер. — М.: Академия, 2011.
- Магометова И. В., Мойся М. К. Диагностика взаимодействия педагогов и родителей в процессе физического воспитания старших дошкольников. / Дни науки СПФ СГУ: материалы 11-й Всерос науч.-практ. конф. студентов и аспирантов — Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2012. — С.95–97.
- Tyunnikov Yu.S., Krylova V. V. Recreational behavior in terms of crucial problems of formation // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 3. № -1. С. 54–64.
- Мушкина И. А., Бородина Н. В., Садилова О. П. Развитие инклюзивного образования в России и за рубежом // Путь науки. 2015. № 9 (19). С. 101–105.
- Moisya M. K. The potential of collegiate relations between instructors and students in the professional making of future teachers // European Journal of Contemporary Education. 2014. № 1 (7). С. 11–17.