Статья посвящена значению игр с песком предназначенных для коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста.
Ключевые слова: коммуникативное развитие дошкольников, игры дошкольников с песком, средний дошкольный возраст.
На пятом году жизни взаимодействие и общение со взрослыми сохраняет ведущую роль в развитии ребёнка. Однако для полноценного социального и коммуникативного развития дошкольников этого возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. Общение со сверстниками, для детей средней возрастной группы, становится более значимым, чем раньше. Их общение становится продолжительным, активным и содержательным. Именно в процессе взаимодействия с равными партнёрами ребёнок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты [5].
Развитие данных качеств у дошкольников можно реализовать по-разному, но базироваться они должны на самом доступном для дошкольника виде деятельности — на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок? Песок — необыкновенно приятный материал, который притягивает к себе, его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых.
В России применение игр с песком имеет свои особенности. С точки зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается выраженный эклектизм. А так как для обучающих целей уникальные возможности песка долгое время практически не использовались, то, чтобы заполнить этот пробел, российскими специалистами была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве.
На практике игры с песком в дошкольных учреждениях применяется в работе логопедов, психологов, дефектологов и других узких специалистов, которые решают проблемы отдельных детей с особенностями развития. Воспитатели в своей профессиональной деятельности редко применяют эти игры, хотя игра с песком эффективна и в групповой работе: с одной стороны, наблюдение за играющими в песочнице дает педагогу бесценную информацию об особенностях коммуникации участников игры; с другой — игра в песочнице может быть использована как возможность проживания некоторого опыта, закрепления определенных знаний о мире и о себе.
Анализ практики коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста показал, что результативность работы с детьми зависит от тесного взаимодействия психолога с воспитателями детского сада. В процессе проведения консультаций психолог детского сада должен показать, как при помощи игры с песком можно решать различные проблемы, возникающие в процессе коммуникативного развития дошкольников. Воспитателей нужно познакомить со своеобразными приёмами и способами работы с песком [3].
Работу с детьми можно начинать в любое время года. В зимний период играть с песком можно в групповом помещении, в специальных песочницах. Пересыпание песка тонкой струйкой и созерцание этого процесса вызывает у ребёнка спокойствие, сосредоточенность, умение слушать тишину, себя и окружающих. Часто занятия начинают с тактильных упражнений: погладить песок, сыграть на «песочном пианино», сделать следы кулачками. Такие упражнения создают защитную, комфортную обстановку, переносят в волшебную атмосферу. Это такие игры: «Отпечатки наших рук», «Что же спрятано в песке?» [2]. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Проблемные ситуации «Проделки Песчаной бури», «Ниточки-дороги», «Кузнечик в пустыне» способствуют активизации гуманных чувств, позволяют анализировать поступки (как свои так и других участников игры), принимать самостоятельно решения, проявить смекалку и находчивость.
Игры с песком вызывают у детей среднего возраста интерес и удивление, дети испытывают радость. На занятии можно использовать разнообразный раздаточный материал (кисточки, формочки, игрушки и так далее), можно рисовать пальчиками выражений лиц с различными эмоциями, выражая тем самым своё внутреннее состояние. В процессе общения ребята дарят эмоции друг другу, превращая негативные эмоции в положительные [1]. В тёплое время года можно продолжить эти занятия в песочнице на участке группы.
Уделяя внимание песочной терапии, следует подчеркнуть и наличие мощных ресурсов песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Игру с песком нельзя интерпретировать. Педагог должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция педагога — это «активное присутствие», а не руководство процессом. Освобождение подавленной энергии: приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение [6–8]. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована. Накопленный и осмысленный опыт использования песочной терапии в будущем позволит углубить наше понимание данного метода и создать ему прочное теоретическое обоснование.
Литература:
- Беликова Н. Н., Мойся М. К. Эмоциональное развитие старших дошкольников в изобразительной деятельности. / Дни науки СПФ СГУ: материалы 13-й Всерос науч.-практ. конф. студентов и аспирантов — Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014. — С.86–88.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. — СПб. — 1998.
- Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 12-е изд., стер. — М.: Академия, 2011.
- Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Moisya M. K. The potential of collegiate relations between instructors and students in the professional making of future teachers // European Journal of Contemporary Education. 2014. № 1 (7). С. 11–17.
- Krylova V. V. Cultural and educational environment of sochi okrug (district) in late xix — early xx centuries: general trends of establishment // European Journal of Contemporary Education. 2012. Т. 2. № -2. С. 139–143.
- Tyunnikov Yu.S., Krylova V. V. Recreational behavior in terms of crucial problems of formation // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 3. № -1. С. 54–64.