Ключевые слова:избыточная масса тела, студентки, методика коррекции.
В цепочке триады образовательной системы школа — колледж — вуз прослеживается определенная динамика не только показателях уровня знаний, но и в показателях здоровья. Так как современные условия жизни предъявляют высокие требования к физическим и интеллектуальным возможностям студенческой молодёжи, возрастает возможность ухудшения состояния их здоровья. Одной из важнейших задач физического воспитания в вузе является работа со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, контингент которых в среднем колеблется от 5 % до 20 % (Р. Г. Узянбаева, 2007, Ю. Н. Юров, 2008, О. А. Мельникова, 2009, О. А. Козлова, 2010, С. Г. Оболочков, 2010,). По данным Максимовой Е. Н., 2006, Загревской А., 2007, Гильфановой Е. К., 2009, 42 % выпускников вузов имеют хронические заболевания, а у 50 % выявляется морфо-функциональная патология. По структуре нозологии по данным О. А. Козловой 2010, в большинстве вузов заболевания распределяются следующим образом: болезни опорно-двигательного аппарата составляют- 34 %, второе место — болезни сердечно-сосудистой системы — 22 %, третье — органов зрения — 12 %.
Однако имеются данные и о том, что в настоящее время избыточный вес является самым распространенным заболеваниям, которым страдает 1/5 часть населения земного шара. К сожалению, среди студенческой молодежи особенно среди девушек — это наиболее уязвимое нарушение в состоянии здоровья. В вузах нет единой методики занятий, в которых были бы учтены особенности данного вида отклонений, поэтому является настоятельной необходимостью поиск путей дифференцирующих виды упражнений, правильный подбор физических нагрузок с учетом данной нозологии.
Цель исследования— разработка дифференцированного подхода с использованием средств физической культуры для коррекции избыточной массы тела девушек-студенток.
Методы и организация исследований. В исследовании использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, медико-биологические методы изучения функционального состояния сердечно — сосудистой и дыхательной систем: измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД), частоты дыхания (ЧД), а также тест Купера для определения общей выносливости, измерение антропометрических показателей, тестирование физической подготовленности, методы математической статистики. Для определения избыточной массы тела использовался индекс массы тела (ИМТ), который рассчитывается по формуле: ИМТ= масса тела (кг) / рост (м)2. ИМТ в диапазоне от 27,3 до 29,9 кг/м2у женщин указывает на чрезмерную массу тела и повышает риск развития сопутствующих заболеваний.
Физическое состояние контингента девушек диагностировалось как пограничное состояние между нормой и патологией. Следует указать, что выявление нозологии заболеваний или отклонений в состоянии здоровья проводилось под контролем медицинского персонала Узбекского Государственного Института Физической культуры. Эксперимент проводился с марта по июнь 2015 года. Данный период времени выбран не случайно, так как установлена сезонная динамика показателей массы тела и ИМТ характеризующая более высокими значениями зимой, что связано со снижением некоторых функциональных показателей организма, двигательной активности и изменением метаболических процессов организма (Р. А. Юсупов, Ю. С. Журавлева и др. 2008).
Исследования проводились на базе Узбекского Государственного Института Физической культуры. В эксперименте участвовали 20 девушек 18–20 лет, имеющих избыточную массу тела. Продолжительность занятий оздоровительной аэробикой составила 4 месяца. Занятия проводились по 3 раза в неделю, по 60 мин. Из основных физических упражнений, обладающих аэробным оздоровительным потенциалом, нами выбрана система занятий физическими упражнениями по Куперу, которую он назвал аэробикой. При выполнении аэробных упражнений пульс в течение всей физической нагрузки должен достигать 130 уд/мин — это основное требование в аэробике. Однако для обследуемого нами контингента девушек допустим пульс в пределах 110–120 уд/мин при выполнении физических нагрузок. При проведении занятий по классической аэробике принято выделять следующие части: 1) разминка — 10 мин, 2) аэробная часть — 20 мин, 3) заминка — 5 мин, 4) силовая часть — 15 мин. Учитывая, физическое состояние обследуемого контингента девушек нами введены некоторые изменения в структуре занятий. Так после силовой части нами рекомендовано выделение еще 5 мин для заключительной части.
- Разминка — ее суть предназначена не только для «разогрева» «скорлуповой части» тела (кожа, мышцы, сухожилия, суставы), но и «ядерной части» (сердце и отходящих от него магистральных кровеносных сосудов). Только при соблюдении этого правила возможен эффект разминки.
- Аэробная часть — это бег в достаточном темпе с ЧСС — 110–120уд/мин, в последующем — до 130 уд/мин, по ходу дальнейших занятий постепенно можно включать высокоамплитудные движения.
- Заминка — продолжение бега, но в замедленном темпе, с постепенным уменьшением ЧСС.
- Силовая часть — включает упражнения укрепляющие мышцы верхних конечностей, затем прорабатываются мышцы туловища и в конце выполняются упражнение на развитие мышц нижних конечностей.
- Заключительная часть — предлагаются упражнения на расслабление мышц. В проводимых занятиях преследуются две задачи: во-первых, преодоление дефицита двигательной активности, т. к. девушки с избыточной массой, как правило, очень пассивны и испытывают психологический дискомфорт. Во-вторых, предложенные нами упражнения обладают двойным действием:
а) непосредственно оказывают оздоровительное влияние на организм;
б) непосредственно нормализуют метаболические процессы, из-за нарушений которых происходит избыточные жироотложение.
При проведении исследований нами использовались следующие методы:
1) педагогический эксперимент.
2) антропометрические методы исследований — измерение тотальных и парциальных размеров тела, распределение подкожного жира на поверхности тела.
3) определение компонентного состава тела, в частности, жирового и мышечного компонента по формулам предложенным Я. Матейка.
4) оценка функционального состояния по показателям кардио-респираторной системы: измерение частоты сердечных сокращений — ЧСС (уд/мин); при помощи спирометрии определялась жизненная емкость легких — ЖЕЛ.
5) физическая работоспособность определялась по индексу Гарвардского степ теста.
6) физическая подготовленность оценивалась по следующим физическим качествам:
а) быстрота — бег на 100 м(с).
б) выносливость — бег на 1000 м(мин).
в) скоростная сила — прыжок в длину с места (см).
г) гибкость — наклоны туловища (см).
Результаты исследований иих обсуждение.
В таблице 1 представлены статически значимые изменения в показателях физического развития девушек имеющих избыточную массу, а также данные характеризующие их функциональное состояние и физическую подготовленность.
Для оценки физического развития нами были отобраны наиболее информативные антропометрические показатели, которые позволили корректно оценить произошедшие изменения в показателях телосложения девушек. Наряду с тотальными размерами тела анализу подвергнуты и парциальные размеры тела, в частности, обхватные размеры сегментов тела. Следует указать, что длиннотные размеры по сравнению с обхватными находятся под более жестким генетическим контролем и потому менее изменчивы (В. Г. Ковешников, Б. А. Никитюк, 1992). Изменчивость обхватных размеров зависит в большей степени от воздействий внешнесредовых факторов.
В результате применения упражнений аэробики в течение 4 месяцев отмечается снижение массы тела девушек с 64.76± 1.8 кг да 61.50± 1.5 кг. Из парциальных размеров значительно уменьшились обхватные размеры плеча, предплечья, бедра и голени (табл.1). Параллельно наблюдается уменьшение толщины подкожно- жирового слоя, что представлено в значениях складок под лопаткой, на задней поверхности плеча, предплечья, на животе, бедре и голени. Из компонентного состава массы тела, отмечается снижение величины жирового компонента. Однако мышечная ткань в ответ на столь длительное физическое воздействие отвечает стереотипной реакцией — гипертрофией. В связи с этим значения приобретенного мышечного компонента составило 2 %, т. е. общее содержание мышечного компонента возросло с 32 % до 34 %.
В примененной нами классической схеме оздоровительной аэробики в аэробной части занятия основная работа проводилась в пределах зон низкой и средней интенсивности (60–75 % от МПК) — это условия, при которых подавляется жирообразование. Однако временами при выполнении повторяющихся упражнений включались упражнения высокой интенсивности. Так в аэробной части занятия бег, выполняемый при ЧСС от 110–130 уд/мин сопровождался различными высокоамплитудными движениями, что реально создавало условия для усиленного гликогенолиза, при котором содержание глюкозы в крови растет, вызывая подавление образования и откладывания жиров. Этим объясняется значительное снижение жира. В силовой части (15 мин) — использовались упражнения силовой направленности, способствующие наращиванию силы мышечных групп, причем упражнения сопровождались повторами. Проработка мышечных групп осуществлялась последовательно: с верхних регионов тела нагрузка давалась на более нижние сегменты тела. Первоначально выполнялись упражнения для разработки мышц верхних конечностей, затем разрабатывались мышцы туловища с переходом на мышцы нижних конечностей.
Таблица 1
Различия впоказателях физического развития ифизической подготовленности девушек сизбыточной массой тела под влиянием оздоровительной аэробики.
№ |
Исследуемые показатели |
Начало эксперимента |
Конец эксперимента |
Достоверность различий |
||||||||
М±mn=20 |
М±mn=20 |
|
||||||||||
1. |
Длина тела (см) |
158± 1.8 |
158± 1.5 |
|||||||||
2. |
Масса тела (кг) |
64.76 ±2.4 |
61,50±.1. 8 |
|||||||||
3. |
Обхват грудной клетки (см) |
86± 1.6 |
87,5± 1.2 |
|||||||||
4. |
Обхват плеча (см) |
25,8±2,2 |
23,4±1,8 |
|||||||||
5. |
Обхват предплечья |
21,04±1,6 |
19,08±1,5 |
|||||||||
6. |
Обхват бедра |
55,5±2,5 |
52,3±2,3 |
|||||||||
7. |
Обхват голени |
36,1±1,2 |
34,4±2,4 |
|||||||||
8. |
Кожно-жировые складки (мм): а) под лопаткой |
12,5±2,5 |
9,9±1,9 |
|||||||||
б) на задней поверхности плеча |
16,8±2,9 |
14,1±2,2 |
||||||||||
в) на животе |
17,8±4,6 |
13,1±5,5 |
||||||||||
г) на бедре |
23,1±4,5 |
18,7±5,0 |
||||||||||
д) на голени |
16,8±4,1 |
13,4±2,8 |
||||||||||
9. |
Компонентный состав массы тела: а) жировая масса (кг) |
20,20±4,10 или 31,1 % |
17,9 кг ±2.4 или 28 % |
|||||||||
б) мышечная масса (кг) |
20,48±4,21 или 32 % |
21,76±2,3 или 34 % |
||||||||||
10. |
Функциональные показатели: а) ЧСС (уд/мин) |
80,4±2,5 |
76,4±1,6 |
|||||||||
б) ЖЕЛ (мл) |
2400±0,9 |
2540±1,2 |
||||||||||
в) ИГСТ (индекс Гарвардского степ-теста) |
50,7±1,2 |
54,7±1,7 |
||||||||||
11. |
Физическая подготовленность: а) бег на 1000 м (с) |
5,53± 1.4 |
5,30± 1.1 |
Выносливость |
||||||||
б) бег на 100 м (с) |
17,2±1.2 |
16,5±0.94 |
Быстрота |
|||||||||
в прыжок в длину с места (см) |
148±1.4 |
160±1.8 |
Скоростно-силовые качества |
|||||||||
в) наклоны туловища (см) |
10,5±0,8 |
13,8±1,2 |
Гибкость |
|||||||||
|
24,6± 0,82 21,7± 0,8 |
25,4±0.4 22,3±0,9 |
сила |
Проведенные исследования выявили, что имеются различия между показателями физического развития и физической подготовленности у студенток находящихся еще не в стадии ожирения, т. е. данный контингент по состоянии здоровья можно отнести к промежуточной категории, так как масса тела относительно роста значительно превышает норму.
Длительное и регулярное воздействие физических упражнений оздоровительной аэробикой способствовало улучшению функционального состояния организма девушек. Так показатель ЧСС на начальном этапе эксперимента составлял 80,4±2,5, а к концу эксперимента нормализовался до 76,4±1,6 уд/мин. Выявлена положительная динамика увеличения ЖЕЛ, что свидетельствует об улучшении работы дыхательной системы.
Если на начальном этапе эксперимента показатели физической работоспособности по индексу Гарвардского степ теста оказались низкими, то после проведенной оздоровительной аэробики работоспособность у девушек повысилась до 54,7±1,7, что для данного контингента девушек является положительным сдвигом. Полученные показатели физической работоспособности подтверждаются данными, свидетельствующими об увеличении силы кисти, как для правой, так и для левой руки. Установлено и достоверное повышение показателя гибкости: на начальном этапе эксперимента наклон туловища стоя вниз составил 10,5 ±0.8 см, а по окончании эксперимента — его значение достигло 13.8±1.2 см.
Заключение — использование классического метода оздоровительной аэробики оказало заметное влияние на изменение ряда антропометрических показателей. На фоне значительного снижения жирового компонента, отмечается развитие мышечного компонента. Заметно улучшилась и физическая подготовленность, о чем можно судить по результатам педагогического тестирования. Тем не менее, достигнуто реальное снижение веса девушек на 3,3 %, повышение качественного уровня здоровья, о чем свидетельствуют показатели кардиореспираторной системы, являющиеся информативными критериями показателя физической работоспособности.
Литература:
- Козлова О. А. — Дифференцированная методика физического воспитания студенток с учетом их нозологии и психофизического состояния. // Теория и практика физической культуры, № 9, 2010, стр. 69.
- Максимова Е. Н.- Индивидуальный ориентированный подход к физкультурному образованию студентов специальной медицинской группы аграрного вуза. / Диссертация кандидата педагогических наук Смоленск, 2006. стр. 181.
- Мельникова О. А. — Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы с дисплазией соединительной ткани. // Теория и практика физической культуры, № 2, 2009, стр. 78.
- Оболочков С. Г. — Программно-методическое обеспечение занятий с девушками специальной медицинской группы на младших курсах педагогического вуза. // Теория и практика физической культуры, № 2, 2010, стр. 48–51.
- Петленко В. П., Д. Н. Давиденко — Валеология — перспективное научно — педагогическое направление XXI века. // Теория и практика физической культуры, № 6, 2001, стр. 9–13.
- Рютина Л. Н. — Формирование готовности студентов к укреплению и сохранению здоровья в условиях индивидуальной траектории обучения в вузе. // Теория и практика физической культуры, № 2, 2010, стр. 39–42
- Сизоненко К. Н. — Физическая реабилитация студентов с болезнями органов дыхания, обучающихся в вузах. /Диссертация кандидата педагогических Р. Г. Комплексный подход к формированию культуры здоровья студентов. // Теория и практика физической культуры, № 5, 2007, стр. 49–51.
- Юров Ю. М. — Кластерно-модульный подход в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем. / Учебно-методическое пособие по физической культуре. Тамбов, 2008, стр. 3–10. стр. 66.
- Юсупов Р. А., Ю. С. Журавлева, Ю. Л. Кислицын, И. В. Радыш — Хронофизиологические особенности показателей кардиореспираторной системы у студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой. // Теория и практика физической культуры, № 9, 2008, стр. 86–89.