Влияние информационных технологий на повышение качества и уровня жизни населения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 06.05.2016

Статья просмотрена: 3039 раз

Библиографическое описание:

Юсуфалиев, О. А. Влияние информационных технологий на повышение качества и уровня жизни населения / О. А. Юсуфалиев, К. У. Рахматов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 944-945. — URL: https://moluch.ru/archive/114/28948/ (дата обращения: 17.10.2024).



Повышение качества жизни населения сельской местности является сегодня одной из важнейших задач стратегии социально-экономического развития страны, обеспечения национальной безопасности. Решение этих задач самым тесным образом связано с реализацией стратегии развития информационного общества, которая должна осуществляться опережающими темпами.

Элвин Тоффлер в своей монографии «Революционное богатство» писал: «Качество жизни современного человека становится во все большей степени зависимым от уровня потребления им информационных продуктов и услуг, а также от их доступности и качества. Мобильная телефония, персональные компьютеры с выходом в сеть Интернет, многоканальное цифровое телевидение, бортовые автомобильные навигационные спутниковые системы-все это уже неотъемлемые атрибуты современного человека, без которых его повседневная жизнь и профессиональная деятельность становятся неполноценными» [1].

В последние годы средства информатики и новые информационные технологии быстро совершенствуются и, что очень важно, становятся доступными для все более широких слоев населения. Они позволяют людям экономить затраты времени на решение многих повседневных и производственных проблем, создают новые возможности для практической реализации человеком своих гражданских прав и свобод.

Уже сегодня, во многих странах мира, все большее количество информационных услуг оказывается населению бесплатно, их выплаты производятся за счёт муниципальных, региональных и государственных бюджетов.

В последние годы даже появились такие новые понятия, как информационная бедность и информационное неравенство. Причем, эти понятия используются не только по отношению к отдельным людям, но также и для характеристики целых стран и регионов мира.

Весьма большие экономические успехи от информационного развития в последние годы получили такие страны, как Финляндия, Норвегия, Швеция, которые по величине ВВП на душу населения вошли в первую десятку стран мира [2].

В условиях глобального финансово-экономического кризиса, который сегодня охватил практически все страны мира, социальное значение информационного развития общества существенным образом возрастает. Кризис обострил такие проблемы, как занятость сельского населения и переподготовка специалистов с целью получения ими новых профессий и специальностей, которые являются сегодня более востребованными на рынке труда. По данным Всемирного банка, многие страны мира (Австралия, Ирландия, Сингапур, Франция, Южная Корея и Япония) увеличивают свои вложения в развитие широкополосного доступа к сети Интернет, рассматривая это как важную антикризисную меру в национальной экономике и не только в крупных городах.

Для решения проблемы развития информационного общества на селе также необходимо использовать и повсеместно внедрять методы открытого образования и дистанционного обучения на базе современных ИКТ.

По оценкам экспертов, уровень обеспеченности необходимыми кадрами отечественной отрасли ИКТ сегодня не превышают 30 % [3]. А на селе даже не достигает и 2 %. А ведь мы уже строим информационное общество! Наиболее дефицитными сегодня являются разработчики программного обеспечения, системные интеграторы, руководители проектов информатизации различных сфер деятельности, и, конечно же, преподаватели информатики для вузов, общеобразовательных школ и колледжей. Поэтому подготовка специалистов современного уровня квалификации по указанным направлениям является важнейшей задачей системы образования, которая должна быть соответствующим образом перестроена.

Помимо социального эффекта повышения занятости населения, решение этой задачи даст в будущем и весьма существенный экономический эффект. В качестве примера здесь можно привести опыт Индии, которая сегодня занимает второе (после США) место на мировом рынке программного обеспечения. Доля Индии на этом рынке составляет 20 %, в то время как России принадлежит всего около 1 %. Этот результат был достигнут благодаря реализации в Индии национальной программы создания крупных центров так называемого «оффшорного программирования». Сегодня в Индии существуют более 25 таких центров, в которых занято свыше 1 млн. человек. Их основной продукцией являются компоненты программных систем, которые разрабатываются индийскими специалистами по заданиям американских и канадских компаний. По имеющимся прогнозам, объем таких разработок к 2020 году может достигнуть 1000 млрд. долларов, что составит почти 75 % всего индийского экспорта.

Развитие в Индии индустрии программного обеспечения потребовало создания и соответствующей технической и кадровой поддержки. Для этих целей в стране были созданы два крупных сборочных завода компьютерной техники, принадлежащие известным американским компаниям. Кроме того, ряд крупных индийских фирм осуществили перепрофилирование своей деятельности в направлении разработки программного обеспечения. В этой области даже появились первые индийские миллиардеры.

При активной поддержке государства в Индии создана сеть специализированных учебных заведений, которая осуществляет подготовку специалистов для индийских ИКТ — технопарков. Зарплата программиста в этих технопарков составляет 15–17 долларов в час, что для индийских условий является вполне достойным уровнем оплаты труда.

Также необходимо развивать информационное общество для решения проблемы занятости инвалидов, пенсионеров и женщин с детьми. На данный день в стране огромное количество инвалидов, многие из которых имеют ограниченную мобильность, но вполне могли бы работать на дому. Современные информационные технологии предоставляют для этого хорошие возможности, которые пока еще очень мало используются. Персональный компьютер с выходом в сеть Интернет, лазерный принтер и, возможно, сканер — вот и весь тот минимальный набор средств информатики, который может дать работу нескольким миллионам наших инвалидов. Для многих из них это единственная возможность почувствовать себя полезными для общества и заработать необходимые средства для своего существования. К сожалению, никаких действий для ее практического использования не предпринимаются. Даже появился такой термин как «информационное надомничество». Информационное надомничество (телеработа) является перспективным занятием и для тех женщин, которые вынуждены прервать свою трудовую деятельность в связи с беременностью или же необходимостью воспитывать дома маленьких детей. Их квалификация, знания и опыт также могли бы использоваться более эффективно по сравнению с тем, как это имеет место сегодня.

Рекомендую также взять небольшой пример и с США, где уже более 10 лет действуют меры государственной поддержки процесса подключения пользователей к сети Интернет. Для оказания этих услуг населению установлены налоговые льготы, а подключение пользователей из малообеспеченных слоев населения дотируется государством.

Литература:

  1. Тоффлер Э. Революционное богатство. — М.: АСТ: АСТ Москва: ПРОФИЗДАТ, 2008. — 569 с.
  2. «Группа восьми» в цифрах. 2012. Статистический сборник / Росстат. — М.: 2013. — 123 с.
  3. Колин К. К. Интеллектуальные ресурсы человека в информационном обществе. // Труд и социальные отношения, № 5, 2008. — 63 с.
Основные термины (генерируются автоматически): информационное общество, программное обеспечение, страна мира, подготовка специалистов, сегодня, сеть, современный человек, США.


Задать вопрос