Остаточный ресурс грузоподъёмных кранов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 13.05.2016

Статья просмотрена: 3867 раз

Библиографическое описание:

Бельман, П. А. Остаточный ресурс грузоподъёмных кранов / П. А. Бельман, Н. В. Юденко, Е. В. Шефер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 128-131. — URL: https://moluch.ru/archive/114/28981/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается несколько подходов для оценки остаточного ресурса и обосновывается необходимость исследования расчетных методик определения остаточного ресурса грузоподъемных кранов.

Ключевые слова: остаточный ресурс, грузоподъемный кран, экспертиза, ресурс.

Не теряет своей актуальности вопрос гарантирования безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, более того, с учетом низкого процента технического обновления грузоподъемных кранов, эта проблема только усугубляется. В качестве примера приведем следующие данные: в Российской Федерации средний период использования грузоподъемных кранов достиг 28 лет, — это в 2 раза превышает установленные нормативы. Указанная ситуация обусловлена отставанием темпов технического переоснащения от требуемых. Более того, статистическая информация Росстата свидетельствует о том, что порядка 80–82 % парка грузоподъемных машин давно отработали положенный им срок.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ относит подъемные сооружения к категории опасных объектов промышленности. Соответственно, их собственники имеют обязательство по гарантированию безопасной эксплуатации на строительных объектах. Существующая на сегодняшний день система контроля безопасности эксплуатируемого грузоподъемного крана, использование которого ведется сверх нормативного срока, требует обязательного экспертного диагностирования кранов организациями, имеющими соответствующие разрешения, руководствующихся специально разработанными документами Ростехнадзора [1].

После установления реального технического состояния грузоподъемного крана период эксплуатации продлевается в соответствии с определенным прогнозным сроком достижения предельного состояния, также называемого «остаточным ресурсом». При этом устанавливается поэтапное продление периода эксплуатации, ограниченного «остаточным ресурсом», с обязательным условием проведения профилактических ремонтных работ и соблюдением паспортных режимов и условий эксплуатации грузоподъемного крана.

Расчет остаточного ресурса представляет собой процедуру установления периода, на протяжении которого имеется определенная вероятность того, что техническое состояние грузоподъемного крана, его металлоконструкции, не достигнет предельного состояния. Существует ряд групп предельных состояний металлоконструкций грузоподъемных кранов. Указанные группы характеризуются:

‒ статической прочностью (длительной прочностью, хрупким разрушением, потерей устойчивости формы);

‒ усталостной прочностью (мало- и многоцикловой);

‒ деформативностью (местной, общей);

‒ стойкостью к образованию трещин.

Рассмотрим несколько существующих методов по оценке остаточного ресурса [2]:

  1. Оценка остаточного ресурса грузоподъемного оборудования (ГПО) с использованием в расчетах часов наработки.

где — число часов, отработанных краном в году; — нормативный срок службы крана.

Режим нагружения связан с числом подъемов груза определенной массы, выраженной в долях грузоподъемности крана. Он определяется в зависимости от коэффициента распределения нагрузок для кранов, рассчитываемом по формуле:

где — средняя продолжительность использования механизма при частных уровнях нагрузки — ; — общая продолжительность при всех частных уровнях нагрузки, ; — значение масс отдельных грузов (уровни нагрузок) при типичном применении данного подъемного сооружения; — значение наибольшей нагрузки, приложенной к механизму.

Определив группу классификации (режима) крана в целом (данные берутся из паспорта крана) получаем максимальное количество часов наработки, которые может выполнить кран . Ресурс ГПО по количеству часов наработки рассчитывается по формуле:

  1. Оценка остаточного ресурса оборудования по параметрам коррозии (износа).

Коэффициент вариации глубины коррозии по поверхности определяют по формуле:

где — средняя глубина коррозии, мм; — среднее квадратическое отклонение (СКО) контролируемого параметра.

Доверительную вероятность выбирают не менее 0,90.

По известному значению по справочнику выбирают значения параметров распределения Вейбулла и .

По средней глубине коррозии (износа) определяют значение параметра масштаба:

Максимальную вероятную глубину коррозии (износа) на всей поверхности, подлежащей обследованию, определяют расчетом по формуле:

где — требуемая достоверность оценки; — показатель масштаба; — площадь поверхности, подлежащая обследованию; — площадь поверхности, приходящаяся на одно независимое измерение.

Таким образом для прогнозирования остаточного срока службы оборудования на основании расчета остаточного срока службы основных его элементов и определения минимального значения этой величины определяется выражением:

При этом остаточный срок службы элемента оборудования рассчитывают по формуле:

где — средняя толщина -го элемента, мм; — минимально допустимая толщина -го элемента, мм; – средняя скорость коррозии (износа) -го элемента, мм/год.

где – время эксплуатации оборудования, лет; – средняя глубина коррозии (износа) -го элемента, мм.

Скорость коррозии (износа) элемента может значительно отличаться от средней величины. Тогда с учетом разброса:

где — коэффициент, учитывающий разброс скоростей коррозии (износа).

Минимальная допустимая толщина элементов оборудования принимается с учетом показателей прочности и устойчивости.

Остаточный срок оборудования по критерию повреждений, связанных с

коррозией и износом:

Рассмотренные методы оценки остаточного ресурса используются различными экспертными организациями Российской Федерации при решении задачи по определению остаточного ресурса.

Остаточный ресурс грузоподъемного крана каждого типа требуется оценивать по специально разработанным головными организациями или органами Ростехнадзора методикам [3].

Существующая практика экспертного обследования грузоподъемного крана, определения остаточного ресурса производится согласно экспертному методу по балльной системе на основе заключения проводивших обследование экспертов [4]. На рис. 1 изображена общая схема определения остаточного ресурса потенциально опасных объектов [5].

Рис. 1. Схема определения остаточного ресурса потенциально опасных объектов: МКЭ — метод конечных элементов; МКР — метод конечных разностей

Сопоставление фактических показателей несущей способности конструкции грузоподъемного крана позволяет установить величину остаточного ресурса его конструкции, а именно: сопротивление усталости, остаточные деформации, коррозия и др., — с критериями, соответствующими установленным предельным состояниям.

Таким образом, прогнозирование остаточного ресурса в первую очередь имеет цель предотвратить и/или минимизировать последствия аварий и инцидентов, повлекших риск потери жизни и здоровья людей, задействованных в процессе монтажа (демонтажа), пуско-наладки, модернизации и дальнейшей эксплуатации грузоподъемных кранов.

Следует также отметить, что в настоящее время отсутствуют исследования, посвященные сравнительной оценке сложности различных методик и получаемых результатов.

Литература:

1. Синельщиков А. В., Дроздов В. Н. Расчетные методы определения остаточного ресурса несущих металлоконструкций грузоподъемных кранов // Вестник Астраханского государственного технического университета. — 2012. — № 1. — С. 62–65.

2. Богданов А. П., Гайнуллин А. А., Ефимов А. А., Левкович Р. В., Наумов Д. С., Окулов К. Ю. Обзор методов укрупненной оценки остаточного ресурса оборудования, эксплуатируемого на опасных производственных объектах // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — № 1(11). — С. 98–105.

3. РД 24–112–5Р. Руководящий документ по оценке остаточного ресурса кранов мостового типа // Техническая книга. URL: http://tehnokniga.com/library/rd/rd_169/ (дата обращения: 19.03.2016).

4. РД 10–112–2-09. Методические рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Часть 2. Краны стреловые общего назначения и краны-манипуляторы грузоподъемные // Информационная система МЕГАНОРМ. URL: http://meganorm.ru/Data2/1/4293828/4293828984.htm (дата обращения: 19.03.2016).

5. Синельщиков А. В., Дроздов В. Н. Расчетные методы определения остаточного ресурса несущих металлоконструкций грузоподъемных кранов // Вестник Астраханского государственного технического университета. — 2012. — № 1. — С. 62–65.

Основные термины (генерируются автоматически): остаточный ресурс, грузоподъемный кран, кран, глубина коррозии, го элемента, износ, безопасная эксплуатация, предельное состояние, Российская Федерация, частный уровень нагрузки.


Ключевые слова

ресурс, экспертиза, остаточный ресурс, грузоподъемный кран, ресурс.

Похожие статьи

Совершенствование прочностных расчетов несущих конструкций мостовых кранов

В данной статье изложены результаты совершенствования методики оценки остаточного ресурса несущих конструкций мостовых кранов. В расчетную модель введен учет влияния динамических параметров процесса нагружения, а также изменение действительных геомет...

Опыт и проблемы эксплуатации мостовых кранов

В данной статье проведен анализ основных проблем, которые возникают в ходе эксплуатации электромостовых кранов. Выделены основные направления повышения эффективности использования рассматриваемых видов подъемно-транспортных механизмов.

Оценка и прогнозирование остаточного срока службы стальных газопроводов в условиях деформационного старения

В статье проведен краткий обзор ряда методик оценки остаточного срока службы (ресурса) стальных газопроводов сетей газораспределения и газопотребления в условиях деформационного старения. С использованием практических примеров, показано, что применен...

Алгоритм расчета экономических потерь на сортировочной горке

В статье рассматриваются элементы эксплуатационных расходов на сортировочной горке, связанные с проблемными местами в технологии роспуска вагонов. Предлагается алгоритм для учета потерь и расчета их общей суммы с целью определения экономической эффек...

Применение магнитной дефектоскопии при техническом диагностировании подъемных сооружений

В статье рассмотрен метод магнитного контроля, позволяющий обеспечить высокий уровень контроля остаточного ресурса металлоконструкций кранов и тросов, обеспечивающий возможность продления срока эксплуатации подъемных сооружений.

Методика проведения экспертизы промышленной безопасности мостового крана

В статье рассматривается метод проведения экспертизы промышленной безопасности мостового крана на примере обследования конструкций крана расположенного на предприятии ОАО «Пачелмский завод ЖБИ». Указываются основные возможные причины возникновения ав...

Эконометрическая модель оценки коммерческого риска как ресурса

В статье рассматривается этапы построения эконометрической модели оценки коммерческого риска как ресурса. Приводится обоснование основных идей применения концепции «риск-ресурс» в анализе коммерческого риска.

Обеспечение эффективной функциональности гидропривода мобильных машин

В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на работоспособность гидравлических систем транспортно-технологических машин в условиях отрицательных температур окружающего воздуха. Анализируются наиболее распространенные способы обеспечения рационал...

Особенности прогнозирования остаточного ресурса зданий и сооружений при проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов

Рассмотрены основные принципы определения остаточного ресурса зданий и сооружений, основанные на результатах экспертных оценок в результате обследования.

Ставка дисконтирования как ключевой элемент в оценке эффективности инвестиционных проектов

В данной статье систематизированы основные подходы к определению ставки дисконтирования для оценки эффективности инвестиционных проектов. По каждому методу представлена его подробная характеристика, описаны его преимущества и недостатки, а также возм...

Похожие статьи

Совершенствование прочностных расчетов несущих конструкций мостовых кранов

В данной статье изложены результаты совершенствования методики оценки остаточного ресурса несущих конструкций мостовых кранов. В расчетную модель введен учет влияния динамических параметров процесса нагружения, а также изменение действительных геомет...

Опыт и проблемы эксплуатации мостовых кранов

В данной статье проведен анализ основных проблем, которые возникают в ходе эксплуатации электромостовых кранов. Выделены основные направления повышения эффективности использования рассматриваемых видов подъемно-транспортных механизмов.

Оценка и прогнозирование остаточного срока службы стальных газопроводов в условиях деформационного старения

В статье проведен краткий обзор ряда методик оценки остаточного срока службы (ресурса) стальных газопроводов сетей газораспределения и газопотребления в условиях деформационного старения. С использованием практических примеров, показано, что применен...

Алгоритм расчета экономических потерь на сортировочной горке

В статье рассматриваются элементы эксплуатационных расходов на сортировочной горке, связанные с проблемными местами в технологии роспуска вагонов. Предлагается алгоритм для учета потерь и расчета их общей суммы с целью определения экономической эффек...

Применение магнитной дефектоскопии при техническом диагностировании подъемных сооружений

В статье рассмотрен метод магнитного контроля, позволяющий обеспечить высокий уровень контроля остаточного ресурса металлоконструкций кранов и тросов, обеспечивающий возможность продления срока эксплуатации подъемных сооружений.

Методика проведения экспертизы промышленной безопасности мостового крана

В статье рассматривается метод проведения экспертизы промышленной безопасности мостового крана на примере обследования конструкций крана расположенного на предприятии ОАО «Пачелмский завод ЖБИ». Указываются основные возможные причины возникновения ав...

Эконометрическая модель оценки коммерческого риска как ресурса

В статье рассматривается этапы построения эконометрической модели оценки коммерческого риска как ресурса. Приводится обоснование основных идей применения концепции «риск-ресурс» в анализе коммерческого риска.

Обеспечение эффективной функциональности гидропривода мобильных машин

В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на работоспособность гидравлических систем транспортно-технологических машин в условиях отрицательных температур окружающего воздуха. Анализируются наиболее распространенные способы обеспечения рационал...

Особенности прогнозирования остаточного ресурса зданий и сооружений при проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов

Рассмотрены основные принципы определения остаточного ресурса зданий и сооружений, основанные на результатах экспертных оценок в результате обследования.

Ставка дисконтирования как ключевой элемент в оценке эффективности инвестиционных проектов

В данной статье систематизированы основные подходы к определению ставки дисконтирования для оценки эффективности инвестиционных проектов. По каждому методу представлена его подробная характеристика, описаны его преимущества и недостатки, а также возм...

Задать вопрос