Резьба по гипсу — проще простого | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 20.05.2016

Статья просмотрена: 5762 раза

Библиографическое описание:

Тошев, И. И. Резьба по гипсу — проще простого / И. И. Тошев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1405-1408. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29317/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ганч, или алебастр — материал, получаемый из горных известковых пород путем их обжига и измельчения, используется для изготовления резных изделий декорирования интерьера и фасадов зданий

Традиции резьбы по ганчу зародились в Среднеазиатских странах (Таджикистан, Узбекистан) в начале нашей эры. Ввиду отсутствия других строительных материалов в этих засушливых районах все города строились преимущественно из природной глины. Декоративные элементы зданий выполнялись из более мягкого и эластичного материала — ганча. Мастера превращали его в настоящее кружево, которое служило украшением мечетей, дворцов, домов знати. В жилище декор был менее замысловатым, но вносил легкость и воздушность.

Если декоративное изделие будет выполнено в единичном экземпляре, то вам необходимо изготавливать его при помощи резьбы по гипсу. Как и любые работы связанные с изготовлением чего-либо процесс резьбы начинают с разработки эскиза будущего изделия. На этом этапе разрабатывается форма и орнамент. Эскиз выполняют на плотном листе бумаги в масштабе 1:1. Если ваш орнамент симметричный, то вырисовывать его можно один раз. Возьмите лист бумаги, сверните его вчетверо и на одной части нарисуйте участок орнамента. Затем при помощи иголки или шила сделайте проколы вдоль всех линий вашего эскиза. После разворачивания листа на его поверхности будет виден весь орнамент. Если у вас нет гипсовой плиты, подходящего для вырезания размера не отчаивайтесь, такую плиту можно изготовить самостоятельно. Выполнять работы по изготовлению (правильнее будет сказать — формовке) лучше всего на гладкой ровной поверхности. Вам понадобятся деревянные рейки длинной 1 м, шириной — 5 см и высотой 3 см. Соберите из них рамку, рамка должна быть разборной. Покройте плоскость стола и внутренние поверхности рамки какой-либо смазкой и приступайте к непосредственно формовке. Заливка гипсового раствора производится в два приема. Раствор для первого слоя приготавливается из гипса и воды в соотношении 2:3, не перемешивая, необходимо просто дождаться, когда гипс впитает воду и станет по консистенции похожим на сметану. Далее его равномерно распределяют по днищу формы слоем около двух сантиметров. Схватывается раствор, приготовленный таким образом, очень быстро. Примерно через 10–15 минут можно приступать к заливке следующего слоя. Раствор для второго слоя приготавливается в тех же пропорция что и для первого. Отличие заключается в том, что для продления времени пластичности гипса, раствор необходимо вымешивать как можно тщательнее (не меньше 3–4 минут). Когда раствор будет готов — протрите поверхность первого слоя мокрой тряпкой и произведите заливку второго слоя. Примерно через 10–15 минут осторожно снимите стенки формы. Плита готова. Уложите на ее поверхность шаблон будущего орнамента и нанесите на места проколов сухой пигмент. Снимите шаблон. На поверхности плиты должен остаться пунктирный рисунок, повторяющий ваш орнамент. Обведите его карандашом и приступайте к вырезанию рельефа. Вырезать можно при помощи скальпеля, для этого держите его под углом 45 градусов к поверхности плиты. Острие ведите на расстоянии двух-трех миллиметров от линии рисунка. Придерживать и направлять скальпель можно пальцами свободной руки. Не забывайте периодически смачивать поверхность плиты водой. Если возникнет необходимость сделать в работе перерыв — просто накройте плиту влажной тряпкой и полиэтиленовой пленкой. После окончания подрезки снимите слой гипса, который является фоном орнамента, и выровняйте поверхность при помощи наждачной бумаги. Резьба по ганчу является одним из уникальных и древних видов художественного ремесла Узбекистана. Искусство резьбы по ганчу Центральной Азии, и в частности Узбекистана, представляют по художественному стилю и специфике технического исполнения уникальную школу. История этого ремесла берет начало в III-IV веках. До наших дней сохранились древние памятники архитектуры, такие, как дворец Варахша, резиденция правителей «благородной Бухары».

Ганч — известный в Центральной Азии вяжущий материал, его получают обжигая особую породу, содержащую гипс и глину. В древности его использовали как штукатурку для стен или раствор для сцепления кирпичей. Но безграничная фантазия и талант народных умельцев превратили простой алебастр в изысканное украшение дворцов и мечетей. За многие века резьба по ганчу достигла высот истинного искусства. Пластичный, быстро схватывающийся, податливый в обработке и в то же время необычайно твердый после высыхания, он имеет приятную бархатистую поверхность и мягкий белый цвет. Свойство ганча к быстрому схватыванию, его плотная мелкопористая структура, прочность, чистый белый цвет определили его технические и художественные качества.

Ганч, являясь сам по себе очень податливым материалом, обладает высокой пластической выразительностью.

ГанчГанч

В арсенале резчика, ганчкора, более десятка инструментов, позволяющих создавать самые сложные узоры, так называемые пардозы. Мастера сами придумывали шаблоны для орнамента, наиболее красивые и удачные из них умельцы собирали и хранили всю свою жизнь.

ГанчГанч

Это было главное богатство ганчкора, которое передавалось по наследству от отца к сыну. У настоящего усто (мастера) всегда были ученики, которыми становились дети самого резчика и его односельчан. Таким образом в течение веков складывались династии, и целые села, а иногда и города становились известными благодаря искусству местных умельцев.

Настоящий расцвет этого искусства наступил в XVIII-XIX веках, когда украшаться стали не только мечети и дома знати, но и жилища простого народа. Этот период характеризуется совершенствованием методов, техники, разновидностей резьбы, созданием локальных школ. В конце XIX — начале XX вв. на территории Узбекистана выделялись такие центры резного ганча, как Хива, Бухара, Ташкент, Самарканд, Фергана.

Издревле в орнаменте узора использовались геометрические и растительные мотивы. Существует множество приемов резьбы, различных по стилю, глубине и сложности, но настоящий мастер владеет всеми тонкостями и секретами ремесла. Он умело сочетает десятки разновидностей отделки, создавая из белоснежного гипса живые композиции. Порой трудно определить, где кончается один прием и начинается другой, настолько органично сливаются они в каждой работе.

В наше время резной ганч в Узбекистане находит самое широкое применение как архитектурное убранство при строительстве жилых домов, театров, клубов, дворцов культуры и других общественных зданий. В крупных городах республики — Бухаре, Самарканде, Фергане — с увлечением изучают древнее ремесло мастеров-ганчкоров орнаментальных плит, в которых прослеживается стремление следовать традициям старой архитектурной резьбы. Но есть изделия, которые как бы расширяют сферу применения резного декора. Так, ганчкорами сконструированы и выполнены в материале всевозможные светильники: бра, торшеры, настольные лампы. Изящный прорезной орнамент в этих изделиях напоминает легкую кружевную вязь.

Сегодня древняя изящная резьба удачно сочетается с современными архитектурными решениями. В наше время эволюцию этого вида искусства демонстрирует декоративное оформление ряда административных зданий в Узбекистане, а также Государственной библиотеки имени А. Навои, гостиницы «Ташкент», Государственного узбекского театра музыкальной драмы имени Мукими, столичного дворца «Туркистон», башни Ташкентских курантов, архитектурной жемчужины столицы — Государственного музея истории Темуридов и других объектов.

Литература:

  1. Резьба по ганчу http://www.visituzbekistan.travel/ru
Основные термины (генерируются автоматически): поверхность плиты, Узбекистан, III-IV, XVIII-XIX, Бухара, раствор, Самарканд, Фергана, Центральная Азия.


Задать вопрос