Система бизнес-процессов управления холдингом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 10.05.2016

Статья просмотрена: 926 раз

Библиографическое описание:

Антюхина, А. П. Система бизнес-процессов управления холдингом / А. П. Антюхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 600-603. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29331/ (дата обращения: 18.12.2024).



Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей [1, с. 23].

В общем случае в состав конкретного бизнес-процесса компании могут входить следующие бизнес-процессы:

  1. Бизнес-процесс «Подготовка производства». Результатом подготовки производства является налаженное производство на основе конструкторской и технологической документации и новых технологических веяний, поэтому в составе этого бизнес-процесса можно выделить три подпроцесса:

− конструкторская подготовка (на выходе этого подпроцесса должна быть конструкторская документация на проектируемое изделие, продукцию);

− технологическая подготовка (на выходе этого подпроцесса должны быть технологические маршрутные карты производства изделия, продукции);

− техническая подготовка (этот подпроцесс включает в себя подготовку и монтаж технологического оборудования и оснастки, опытное производство).

  1. Бизнес-процесс «Основное производство». Этот бизнес-процесс обеспечивает выпуск продукции, количественные и качественные характеристики которой определяют финансовые результаты деятельности организаций.

При производстве сложной продукции в качестве подпроцессов можно выделить процессы производства основных ее узлов или сегменты производства. Ключевыми этапами этого бизнес-процесса являются:

− анализ и планирование;

− организация;

− технологические работы;

− учет состояния бизнес-процессов. Содержание этого бизнес-процесса существенно раскрывает схемы материальных и информационных потоков.

Организационно-логическая схема (ОЛС) реализации бизнес- процессов существенно зависит также от масштаба производства и сложности производимой продукции.

  1. Бизнес-процесс «Вспомогательное производство». Этот бизнес-процесс может содержать множество подпроцессов, связанных с обеспечением основного производства и производством товарной (неосновной) продукции компаний. Возможными подпроцессами являются:

− производство инструментов и технологической оснастки;

− производство вспомогательной продукции (смотреть перечень бизнес-задач основного производства).

  1. Бизнес-процесс «Материально-техническое обеспечение». Основной задачей является обеспечение организации всеми видами материально- технических, сырьевых ресурсов и при этом имеет две составляющие (подпроцессы):

− обеспечение складских запасов (закупочная, транспортная и складская логистика);

− обеспечение ресурсами рабочих мест (производственная логистика).

  1. Бизнес-процесс «Маркетинг». Маркетинг как бизнес-процесс адаптирует деятельность организации к условиям рынка. Поэтому основные подпроцессы связаны с сегментированием и анализом рынка, продвижением продукции на рынке и разработкой новой продукции.

Одной из важных общих задач маркетинга — оценка эффективности маркетинга, необходимая для так называемого маркетинг-менеджмента. Возможными подпроцессами являются [2, с. 61]:

− сегментирование рынка (существует два вида целевых сегментов рынка: сегменты рынка входных ресурсов и сегменты рынка продукции организации. Их сегментирование производится по трем группам признаков: географическим, социально-экономическим, товарным (ресурсным));

− анализ рынка (анализируется каждый сегмент рынка с использованием различных методов, определяются параметры этого рынка для планирования деятельности организации);

− продвижение продукции (на целевых сегментах рынка);

− разработка новых товаров.

  1. Бизнес-процесс «Сбыт и сервисное обслуживание». Бизнес-процесс «Сбыт» может быть интегрирован в бизнес-процесс «Маркетинг» как подпроцесс, так как, многие задачи, связанные с рынком потребителей можно рассматривать как задачи маркетинга. Однако без нарушения принципов выделения бизнес-процессов и их задач можно выделить сбыт и задачи, связанные с сервисным обслуживанием в отдельный бизнес-процесс. Возможными подпроцессами являются [3, с. 115]:

− сбыт продукции;

− сервисное обслуживание.

  1. Бизнес-процесс «Финансы». В состав этого бизнес-процесса входит задачи: бюджетирования, составления сметы доходов и расходов, нормирования, расчета себестоимости и формирования цен на продукцию, распределения финансов по проектам и статьям затрат, контроля исполнения финансовых планов.

В качестве важнейшего подпроцесса в состав этого бизнес-процесса может входить бухгалтерский учет, так как бухгалтерский учет является основным инструментом реализации и учета финансовых потоков. Однако бухгалтерский учет может быть выделен в отдельный бизнес-процесс без нарушения вышеизложенных принципов.

  1. Бизнес-процесс «Бухгалтерский учет». Задача этого бизнес-процесса наиболее формализована, и их решение производится с использованием современных информационных технологий.
  2. Бизнес-процесс «Обеспечение трудовыми ресурсами». Планирование трудовых ресурсов должно производиться в соответствии с решаемыми задачами и выполняемыми работами во всех бизнес-процессах, в соответствии с нормативами загрузки трудовых ресурсов.
  3. Бизнес-процесс «Транспортное обеспечение». Внутренние и внешние транспортные перевозки, техническое обслуживание транспортных средств и многие другие планово-аналитические, организационные, технологические и учетные задачи являются содержанием данного бизнес-процесса. Транспортное обеспечение — обеспечение движения всех материальных ресурсов на территории организации и из внешней среды.
  4. Бизнес-процесс «Энергетическое обеспечение». Обеспечение организации всеми видами энергоресурсов (планирование, организация, финансовый учет).
  5. Бизнес-процесс «Ремонтное обеспечение». Ремонт и техническое обслуживание технологического оборудования в деятельности организации может представлять самостоятельный сегмент деятельности.
  6. Бизнес-процесс «Метрологическое обеспечение». Обеспечение измерительными средствами и экспертизами.
  7. Бизнес-процесс «Строительство». В состав данного бизнес-процесса могут войти подпроцессы, связанные с текущим и капитальным ремонтом, а также новым строительством.
  8. Бизнес-процесс «Социальное обеспечение». Охрана труда, обеспечение условий деятельности; обеспечение прав, льгот и гарантий работников организации; медицинское обслуживание, профилактика здоровья и обеспечение санаторно-курортного лечения; организация корпоративных (культурных, спортивных и иных) мероприятий.
  9. Бизнес-процесс «Обеспечение основной деятельности». Правовое обеспечение, делопроизводство, обеспечение безопасности, хозяйственное обслуживание.
  10. Бизнес-процесс «Информационное обеспечение». Многие задачи всех бизнес-процессов невозможно решить без информационного обеспечения. Обеспечение информационными ресурсами, управление информационными потоками — важнейший сегмент деятельности организации, влияющий на измеряемость, управляемость и эффективность бизнеса.

Возможными подпроцессами являются [4, с. 27]:

− обеспечение информационными ресурсами (обеспечение техническими ресурсами, обеспечение математическими ресурсами, обеспечение информационными базами данных, обеспечение программными ресурсами, обеспечение организационно-правовыми, трудовыми ресурсами, обеспечение информационной безопасности);

− обеспечение информационных потоков (ПИС, разработка задач ИС, внедрение и опытная эксплуатация ИС).

  1. Бизнес-процесс «Управление». Управление должно рассматриваться как непрерывный процесс (непрерывный менеджмент), должно осуществляться на основе показателей эффективности решения бизнес-задач.

Возможными подпроцессами являются:

− стратегическое управление, которое включает в себя задачи планирования и управления параметрами деятельности организации сроком на 3–5 лет с учетом макроэкономических параметров;

− стратегическое планирование осуществляется в форме планирования основных бизнес — процессов на определенный срок (производство, финансы, сбыт, маркетинг). Среднесрочное управление — планирование и управление сроком на 6–18 месяцев;

− оперативное управление, которое включает в себя управление решениями бизнес-задач и управление бизнес-процессами сроком до 3 месяцев. Оперативное управление всеми бизнес-процессами входит в состав самих бизнес-процессов. Менеджмент качества, который включает в себя разработку и внедрение системы менеджмента качества, а также контроль качества процессов, продуктов.

Простое применение как финансовых, так и нефинансовых показателей к существующим бизнес-процессам может привести лишь к незначительным изменениям, но не к кардинальному улучшению деятельности компании. Достижение хороших показателей бизнес-процессов — это лишь способ выживания, который не дает компании уникального преимущества. Для достижения конкурентного преимущества необходимо значительно обойти конкурентов не только по показателям всех бизнес-процессов, но и по общей эффективности.

Четкая стратегия, выраженная в виде целей и показателей бизнес-процессов, направлена на удовлетворение ожиданий клиентов и акционеров (инвесторов). Такой подход от общего к частному (сверху вниз) позволяет выявить абсолютно новые бизнес-процессы, в которых и с помощью которых компания сможет достичь превосходства.

Исходя из анализа состава бизнес-процессов строительной организации, можно сделать вывод, что многие перечисленные бизнес-процессы стандартны и универсальны для многих организаций, поэтому разработанная технология управления бизнес-процессами для отдельной компании может быть применима для организаций других сфер деятельности с небольшой адаптацией.

Литература:

  1. Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес — процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов — М.: РИА «Стандарты и качество», 2014. — 48 с.
  2. Смирнова А. В. Перспективы повышения капитализации акционерных обществ с участием субъекта Российской Федерации / А. В. Смирнова // Финансы и кредит. — 2014. — № 4. — С. 60–64.
  3. Яблоков А. А. Теория управления корпорациями. — М.: Юрайт, 2012. — 310 с.
  4. Якимов А. С. Исследование проблем корпоративного развития // Бизнес и право. — № 3.- 2013. — 24–28 с.
Основные термины (генерируются автоматически): обеспечение, ресурс, бухгалтерский учет, деятельность организации, задача, сервисное обслуживание, оперативное управление, основное производство, отдельный бизнес-процесс, техническое обслуживание.


Задать вопрос