В связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию и участием в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС), в сфере таможенного дела РФ происходят глобальные изменения. Если еще совсем недавно большую значимость имел текущий таможенный контроль, то в настоящее время вся совокупность действий таможенных органов переходит на последующий таможенный контроль, который осуществляется в течение 3 лет после выпуска товаров.
Федеральная таможенная служба призывает всех участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) содействовать проведению таможенного контроля после выпуска товаров, основной формой реализации которого является таможенная проверка.
Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований и условий, установленных законодательством ЕАЭС.
Выделяют два вида таможенных проверок – камеральная и выездная, в свою очередь вторая делиться на три вида: плановая, внеплановая и встречная.
Сроки и порядок проведения выездных таможенных проверок представлен в таблице.
Процесс осуществления выездных проверочных мероприятий нередко сопряжен с рядом проблем. Однако уже в ходе декларирования важно выявлять заявление недостоверных сведений о местоположении участников ВЭД, чтобы на этапе постконтроля исключить выявление неподконтрольных лиц.
В практической работе при проведении выездной таможенной проверки, должностные лица таможенных органов сталкиваются с невозможностью реализации инспекционных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Остается актуальной проблема отсутствия участника внешнеэкономической деятельности по месту его регистрации. Это связано с тем, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель зачастую на этапе декларирования товаров определяет место фактического нахождения, отличное от места государственной регистрации данных лиц.
Таблица
Содержание процесса выездных таможенных проверок
Виды таможенных проверок |
Содержание процесса |
|
Сроки проведения |
Порядок проведения |
|
Плановая |
1 раз в год, в отношении одного и того же лица Исключение: в отношении УЭО – 1 раз в 3 года |
Перед началом ее проведения, таможенный орган (далее – ТО) направляет уведомление заказным почтовым отправлением в адрес лица, в отношении которого будет проводиться данная проверка. После того, как адресат получил это уведомление, ТО может начать эту проверку не ранее чем через 15 (пятнадцать) календарных дней. Перед началом такой проверки ТО должен предоставить свое удостоверение и акт о назначении данной проверки |
Внеплановая |
Без ограничения периодичности их проведения. |
Проводится без уведомления: 1.На основании данных, которые свидетельствуют о нарушении законодательства 2.В ответ на обращение компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, который совершил сделку с иностранным партнером и т.п. |
Встречная |
Без ограничения периодичности их проведения |
Руководитель комиссии представляет докладную записку начальнику ТО, содержащую обоснование необходимости проведения такой проверки и перечень вопросов, требующих проверки при ее проведении. Начальник ТО принимает решение: - о проведении либо не проведении проверки; - решение о направлении поручения о проведении встречной проверки либо о нецелесообразности направления поручения о проведении встречной проверки, о чем налагает соответствующую резолюцию на докладной (служебной) записке руководителя комиссии. Поручение о проведении встречной проверки направляется в ТО, в регионе деятельности которого зарегистрировано проверяемое лицо. Подготовительная работа проводится в течение 5 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган поручения о проведении встречной проверки. Встречная проверка является разновидностью выездной таможенной проверкой |
Составлено автором по: [1].
При этом место государственной регистрации на самом деле зарегистрировано в налоговых органах РФ. Таким образом, на этапе таможенного контроля после выпуска товаров, данные категории участников ВЭД становятся неподконтрольными. То есть, участник ВЭД существует, осуществляет внешнеэкономическую деятельность на таможенной территории ЕАЭС, но по факту осуществить проверочные постконтрольные мероприятия в отношении его невозможно, срок нарушения проходит, и соответственно, его нельзя будет привлечь к административной ответственности.
Вследствие этого, считаем необходимым сформировать общую базу данных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для налоговых и таможенных органов стран-членов ЕАЭС. Такая база будет содержать данные о государственной регистрации лица, а также данные о фактическом его местоположении. На этапе предварительного информирования или подачи декларации на товары, должностными лицами таможенных органов в данную базу будут вноситься сведения о местоположении участника ВЭД, которые заявлены в декларации. Далее информация сверяется с данными о государственной регистрации, которые вносят в базу данных должностные лица налоговых органов стран-членов ЕАЭС. Если выявляется факт отсутствия лица по месту его государственной регистрации, то должностные лица должны незамедлительно требовать объяснений по данным обстоятельствам от декларанта, уведомить о необходимости проведения выездной таможенной проверки по адресу нахождения участника ВЭД, а также о предоставлении необходимых для проверки документов. Выездная таможенная проверка должна совершаться в кратчайшие сроки, для того, чтобы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не смогли еще раз поменять свое местонахождение.
Данная система упростит реализацию проверочных постконтрольных мероприятий, как для таможенных, так и для налоговых органов стран-членов ЕАЭС. Она позволит повысить качественный уровень анализа сведений, предоставляемых участниками ВЭД в предварительной информации и при таможенном декларировании.
Таможенный контроль после выпуска товаров, как и система управления рисками строится на принципе выборочности конкретных объектов таможенного контроля. При этом «таможенный контроль после выпуска товаров является органичным и неотъемлемым элементом единой системы таможенного контроля. Развитие системы таможенного контроля после выпуска товаров предусматривает создание необходимых правовых основ и методологического обеспечения» [2, с. 168].
При этом значимость таможенного контроля после выпуска товаров как инструмента регулирования развития экономики Российской Федерации характеризуют показатели федерального бюджета в части его наполнения доначисленными и взысканными таможенными платежами, штрафами по результатам проведения таможенных проверок [3, с. 18]. По мнению ученых, таможенный контроль после выпуска товаров является еще и «мощным превентивным фактором, обеспечивающим соблюдение таможенного законодательства участниками ВЭД» [5, с. 33].
Перестроение системы таможенного контроля после выпуска товаров – это создание условий, обеспечивающих содействие добросовестной конкуренции путем формирования благоприятной среды для деятельности законопослушных участников ВЭД и противодействия деятельности незаконопослушных, в том числе лиц, применяющих различные способы уклонения от уплаты таможенных платежей [4, с. 231].
В настоящий момент времени, уполномоченное подразделение таможенного контроля после выпуска товаров осуществляет постконтрольные проверочные мероприятия в отношении не более чем 35% участников ВЭД. При выборе объектов проверки должностные лица таможенных органов проводят анализ деятельности каждого проверяемого лица, изучают его репутацию, смотрят, сколько и как часто в отношении этого лица проводились данные мероприятия и т.п. В конечном итоге, при выборе объектов проверки, необходимо проводить модернизацию единой автоматизированной системы таможенных органов.
Литература:
- Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
- Костин А.А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учеб. пособие. СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. 344 с.
- Немирова Г.И., Лазарев Д.Ю. Роль таможенного контроля после выпуска товаров в формировании доходов Федерального бюджета // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 6 (28). С. 17-23.
- Прушковская Е.Е. Совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2015. № 4. С. 226-231.
- Удалова З.В., Соловьев В.В. Проведение таможенного контроля после выпуска товаров организаций, осуществляющих экспорт зерна // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2015. № 4 (21). С. 24-33.