Предварительное информирование ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товарах и транспортных средствах (далее — ПИ) является очень актуальным вопросом для иностранных компаний, имеющих деловых партнеров на таможенной территории ЕАЭС. Введение обязательного предварительного информирования закреплено в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р [1], и в Плане мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р [2].
Основными задачами ПИ являются:
упрощение таможенного контроля;
сокращение времени таможенного оформления товаров и транспортных средств на таможенной границе;
минимизация рисков нарушений таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства государств — членов ЕАЭС;
повышение оперативности принятия решений должностными лицами таможенных органов посредством предварительного определения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю;
создание эффективного механизма обеспечения безопасности России.
Предварительное информирование таможенных органов заключается в предоставлении сведений о ввозимых товарах и транспортных средствах в таможню государства — члена ЕАЭС, на территории которого расположен пункт пропуска, не менее чем за 2 часа до планируемого ввоза товара на территорию ЕАЭС. Это позволяет таможенным органам до прибытия груза проверить с помощью программных средств полноту информации.
При этом такая информация может быть представлена отправителем, получателем, перевозчиком, таможенным представителем или другим заинтересованным лицом вне зависимости от того, где он находится — в государстве-члене ЕАЭС или в любом другом государстве.
Таким образом, предварительное информирование — это операция предоставления сведений о товарах и транспортных средствах до их фактического прибытия на таможенную территорию ЕАЭС. Данная операция введена исключительно для товаров, ввозимых (импортируемых) на единую территорию ЕАЭС.
Способами предоставления ПИ в таможенные органы РФ являются:
сайт таможенных органов РФ (customs.ru);
портал электронного представления сведений (edata.customs.ru).
На сегодняшний день, ПИ является обязательным для товаров, перемещаемых автомобильным и железнодорожным транспортом. Обязательное ПИ о прибытии товаров, перемещаемых автомобильным транспортом было введено 17 июня 2012 года, в соответствии с Решением КТС от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» [3], а железнодорожным транспортом — с 1 октября 2014 года в соответствии с Решением ЕЭК от 17.12.2013 № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом» [4].
Предварительная информация таможенному органу должна предоставляться не менее чем за 2 часа до их перемещения через таможенную границу. Так, заинтересованные лица предоставляет сведения в ОАО «Российские железные дороги» не менее чем за 4 часа до прибытия товаров. ОАО «РЖД», в свою очередь, осуществляет прием указанных сведений от данных лиц и направляет их в ФТС России.
В случае отсутствия расхождения между предварительной информацией и сведениями, содержащимися в коммерческих, транспортных и (или) иных документах, предварительная информация может использоваться в качестве электронной копии транзитной декларации.
Что касается воздушного и морского транспорта, ФТС России уже обеспечила возможность добровольного представления предварительной информации в таможенные органы, расположенные в морских и воздушных пунктах пропуска. Эксперимент показывает заинтересованность значительной части бизнес-сообщества (добросовестных участников ВЭД, стремящихся к максимальной прозрачности).
Несомненно, внедрение технологии ПИ значительно повышает эффективность работы таможенных органов. Например, по данным ФТС России, за первый год, прошедший после законодательного введения процедуры обязательного предварительного информирования, время нахождения товаров и транспортных средств в автомобильном пункте пропуска сократилось на треть, а по данным Южного таможенного управления среднее время оформления одного судна в зоне действия ЮТУ уменьшилась в 9 раз, при том, что на данный момент ПИ о прибытии товаров, ввозимых морским транспортом, осуществляется на добровольной основе.
Говоря о достоинствах технологии ПИ, нельзя не отметить, что она все же не идеальна. Существует ряд недостатков, которые не позволяют максимально эффективно использовать эту технологию.
Так, около 20 % объема представляемой перевозчиками предварительной информации о прибытии товаров автотранспортом не в полной мере соответствует требованиям нормативно правовых актов. Полнота и достоверность представляемой предварительной информации имеет прямое влияние на время совершения таможенных операций в многостороннем автомобильном пункте пропуска (далее — МАПП). Ошибки, совершаемые лицами, которые представляют предварительную информацию, отрицательно сказываются на сроках оформления транспортных средств, так как эта информация используется как основа для формирования электронной копии транзитной декларации [5]. Исправление данных ошибок увеличивает время простоя транспорта на границе, что создает совершенно обратный эффект от желаемого при использовании технологии ПИ.
Некорректные сведения в большинстве случаев выявляются в информации, представляемой через портал. Наиболее часто таможенные органы сталкиваются с некорректными данными о грузовом автомобиле, перевозящем товары, неточностями в указании государственного номера тягача и прицепа или VIN-номера, данных о стране регистрации транспортного средства, сведений об организационно-правовой форме компании-перевозчика, получателя, отправителя, данных о стране регистрации автомобиля [8]. Кроме того, существуют ошибки внесения кода вида транспортного средства в соответствующие графы при формировании предварительной информации. Одной из ошибок является случаи подачи недостоверной информации об общей стоимости товара, валюте, количестве грузовых мест. Все эти ошибки существенно увеличивают время оформления и снижают пропускную способность МАПП.
Отсутствие единой базы данных ЕАЭС также является существенной проблемой для использования технологии ПИ.
Большим недостатком технологии ПИ является отсутствие ответственности заинтересованного лица за подачу недостоверной предварительной информации. Так как подать информацию в таможенный орган может любое заинтересованное лицо, не отвечая за достоверность представляемых сведений, не всегда обеспечивается своевременность и качество представляемой информации. Это значительно усложняет процесс предварительного информирования, потому что на практике существенная часть предварительной информации является недействительной, а ответственность никто не несет [6].
Следует отметить также недостатки системы электронного представления сведений, например, возможность введения лишь сведений на партии с ограниченным количеством товарных позиций, некоторые неудобства при вводе данных, достаточно медленная работа сервиса, сложность введения данных для пользователей, имеющих недостаточный уровень владения компьютером и т. п.
Вышеперечисленные недостатки — далеко не исчерпывающий список всех проблем технологии ПИ, но, тем не менее, опираясь на них, можно выделить некоторые направления деятельности, в которых следует провести оптимизацию:
улучшение качества работы системы электронного представления сведений ФТС России;
обеспечение проведения каких-либо лекций, семинаров, тренингов для заинтересованных лиц с целью обучения пользованию порталов электронного представления сведений [9];
создание единой базы данных ЕАЭС;
введение ответственности за подачу недостоверной предварительной информации;
введение обязательного предварительного информирования о товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС всеми видами транспорта.
Решение основных проблем и устранение существенных недостатков технологии ПИ сможет позволить этому механизму эффективно и успешно функционировать, и принесет ожидаемые от него результаты.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
- Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
- Решение КТС от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
- Решение ЕЭК от 17.09.2013 № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
- Дьяков А. Предварительное информирование: неточности тормозят процедуры на границе // Таможенные новости. — 2014. — № 07–08. — С. 14.
- Крылова Н. Б. Современное состояние предварительного информирования // Таможенные чтения — 2015. Евразийский экономический союз в условиях глобализации: взгляд молодых лидеров: сборник материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции / Под общ. ред. проф. С. Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал РТА, 2015. С. 60–65.
- О технологических сложностях предварительного информирования: официальный сайт Евразийского делового совета [Электронный ресурс] URL: http://www.customs-union.com (дата обращения: 15.03.2016).
- Портал электронного представления сведений: портал ЭПС ФТС России [Электронный ресурс] URL: http://edata.customs.ru/Eps (дата обращения: 15.03.2016).
- Проблемы и перспективы предварительного информирования: [Электронный ресурс] URL: http://www.slideshare.net (дата обращения: 16.03.2016).