Материальной основой функционирования и развития страны является его экономический потенциал, который в значительной степени определяет её состояние.
Раскрытие экономической сущности понятия «экономический потенциал», определение механизма формирования экономического потенциала, рассмотрение таможенного контроля, как важного инструмента повышения экономического потенциала страны, выступает целью написания данной статьи.
Учёные рассматривают экономический потенциал как одно из базовых понятий, с помощью которого можно анализировать состояние экономики, определить потенциальные возможности, направления и приоритеты развития страны.
Между тем, на наш взгляд, понятие экономического потенциала недостаточно широко исследовано. Как правило, значительное внимание уделяется определенным аспектам, в зависимости от того с какой точки зрения оно рассматривается. Многообразие точек зрения на понятие «экономический потенциал» свидетельствует о дискуссионности его содержания и необходимости уточнения.
Обзор определений экономического потенциала позволил выявить три варианта подхода к трактованию понятия, которые систематизированы в таблице.
Экономический потенциал – термин, который сформировался еще во времена СССР. До сих пор используется определение экономического потенциала из Большой Советской энциклопедии: «Экономический потенциал» определяется количеством трудовых ресурсов и качеством их профессиональной подготовки, объемом производственных мощностей промышленных и строительных организаций, производственными возможностями сельского хозяйства, протяженностью транспортных магистралей и наличием транспортных средств, развитием отраслей сферы услуг, достижениями науки и техники, ресурсами разведанных полезных ископаемых, то есть элементами, составляющими в совокупности производительные силы общества» [5].
Одна группа авторов считает, что экономический потенциал определяется как способность. Так, Б.М. Мочалов в монографии данный термин понимается как «совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную, сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозить грузы, оказывать услуги населению» [1]. В этом определении выявлена только одна сторона экономического потенциала – способность хозяйственного механизма выполнять производственную функцию. Очевидно, что это важная, но не единственная характеристика экономического потенциала. Тот же смысл отражается и в определениях В.Н. Мосина и Д.М. Крука, [2] в экономико-математическом словаре под редакцией Л.И. Лопатникова [3] и в экономической энциклопедии под редакцией А.М.Румянцева [4].
Как видно разные авторы ограничивают определение экономического потенциала различными категориями, такими как народное хозяйство, общество, экономика и т.д. Поэтому можем считать эти определения не полными.
Таблица
Научные подходы к определению понятия «экономический потенциал страны»
Подход к определению |
Авторы |
Экономический потенциал страны |
Экономический потенциал страны как способность |
Б.М.Мочалов [1] В.Н. Мосин [2] Д.М. Крук [2] Л.И. Лопатников [3] А.М.Румянцев [4] |
способность отраслей народного хозяйства производить промышленную, сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозить грузы, оказывать услуги населению |
Э.П. Белоусов [5] |
способность хозяйствующей системы осваивать, перерабатывать народное богатство для удовлетворения общественных потребностей |
|
В.Н. Шимов [6] |
максимальные способности страны производить товары и услуги, обеспечивать рост благосостояния населения |
|
Б.А. Райзберг [7] Л.Ш. Лозовский [7] Е.Б. Стародубцева [7] |
совокупная способность экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления |
|
А.А.Задоя [8] |
совокупная способность общества, когда, используя имеющиеся в его распоряжении ресурсы, создается максимальный объем продукта и услуг как производственного, так и непроизводственного характера |
|
В.М.Проскуряков [9] Е.Н. Фреймунд [9] М.Р. Эйдельман [9] |
совокупную способность наличных ресурсов, материальных фондов и людей обеспечить оптимальный уровень производства продукции и услуг производственного и непроизводственного назначения, при наиболее полном использовании производительных сил, всех богатств страны, в соответствии с характером производственных отношений |
|
Экономический потенциал страны как совокупность ресурсов |
Т.К. Велбн [10] А.И. Архипов [10] |
ресурсы страны, которые при полном их использовании позволяют произвести максимальный валовой национальный продукт (ВНП) |
Л.И. Абалкин [11] |
обобщенная, собирательная характеристика ресурсов |
|
А. Цыгичко [12] |
совокупность имеющихся в наличии ресурсов |
|
Экономический потенциал страны как совокупность возможностей |
О.В. Козлова [14] |
экономические возможности страны, зависящие от уровня развития производительных сил и производительных отношений, наличия трудовых и производительных ресурсов, эффективности хозяйственного механизма |
Т.Н Толстых [15] Е.М Уланова [15] |
интегральные способности и возможности страны достигнуть желаемого состояния |
Также в научно-экономической литературе ряд авторов определяет экономический потенциал с его ресурсной стороны. А.И. Анчишкин [13] предложил одно из первых определений экономического потенциала как ресурсов. По его мнению, экономический потенциал характеризуют «производственные ресурсы, их объем, структура, технический уровень и качество». На наш взгляд при раскрытии термина делается акцент только на ресурсный аспект, отражая только одну из характерных черт понятия, не выявляя при этом специфических черт. Автор ограничивает изучение экономического потенциала, как и многие другие авторы, его ресурсами.
И наконец, третья группа авторов определяет экономический потенциал как возможности страны. В словаре О.В. Козловой [14] дается определение как «экономические возможности страны, зависящие от уровня развития производительных сил и производительных отношений, наличия трудовых и производительных ресурсов, эффективности хозяйственного механизма». В этом определении не указано, о каких именно экономических возможностях идет речь.
Под экономическим потенциалом Толстых Т.Н. и Уланова Е.М. понимают «интегральные способности и возможности системы достигнуть желаемого состояния». В качестве системы может выступать как отдельная отрасль, так и страна. Ключевыми словами данного определения являются возможности и способности [15].
В современном экономическом словаре понятие «экономического потенциала» понимается как «совокупная способность экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления [7].
Толковые словари не дают точного научного определения понятия, а только раскрывают смысл, который вкладывается в данное определение. Поэтому современные авторы в своих работах берут за основу существующие определения понятия, делая акцент либо на ресурсной составляющей потенциала, либо на возможностях и способностях, в зависимости от цели исследования. Так, Линевич С.С. рассматривает экономический потенциал страны, как совокупность потенциалов, характеризующих наличие и уровень использования ее ресурсов [19].Шамахов В.А. видит экономический потенциал как способность экономической системы к развитию, к максимально эффективному использованию имеющихся факторов [20].
Резюмируя вышеизложенное отметим, что под экономическим потенциалом предлагаем понимать совокупные возможности и способности страны максимально удовлетворять потребности в товарах и услугах в процессе социально-экономических отношений с использованием всех имеющихся в наличии ресурсов.
Оборот товаров между государствами имеет важный характер для экономики любой страны, поэтому таможенный контроль является одним из инструментов реализации экономического потенциала, представляя собой, совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза Евразийского экономического союза и Российской Федерации о таможенном деле.
Его основная цель – выполнять координирующую функцию в процессе товарооборота. В связи с этим, таможенный контроль представляет важное практическое, а, следовательно, и теоретическое значение [16].
Согласно статье 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза. Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, методы и способы проведения таможенного контроля, формирующие в комплексе само содержание таможенного контроля.
Таможенный контроль следует определить как одно из важнейших направлений государственного контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм, методов и способов проведения, нацеленную на создание совершенной системы таможенного регулирования и достижение такого уровня исполнительности (дисциплины) среди участников процесса таможенного контроля, при котором исключаются нарушения таможенного законодательства, минимизируются риски в сфере таможенного дела [17].
Согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года и Концепции развития таможенных органов Российской Федерации перед таможенными органами стоят задачи:
- Повышение качества таможенного контроля за счет внедрения выборочных методов таможенного контроля.
- Совершенствование форм и методов контроля, осуществление которых отнесено к компетенции таможенных органов.
- Расширение практики применения таможенного контроля после выпуска товаров и современных таможенных технологий.
Модернизация таможенного контроля позволит обеспечить высокую степень организации контрольных механизмов. Как недостаток, так и избыточность контрольных действий может привести к игнорированию интересов государства и созданию дополнительных административных барьеры для участников ВЭД, препятствуя развитию экономического потенциала, как России, так и Таможенного союза ЕАЭС в целом.
В настоящее время осуществляется переход от «тотального» таможенного контроля на этапе таможенного декларирования к таможенному контролю после выпуска товаров, направленному, в том числе на профилактику правонарушений.
В 2015 году подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России проведено 4782 таможенных проверок, их них результативных – 3973, что на 17 % меньше, чем за 2014 год.
Динамика сумм таможенных платежей, пеней и штрафов, доначисленных и взысканных в 2012-2015 годы представлена на рисунке.
Рис.1. Суммы таможенных платежей, пеней и штрафов доначисленных и взысканных
в 2012-2015 гг.
По результатам проверочных мероприятий доначислено таможенных платежей и пеней, наложено штрафов на сумму свыше 8,9 млрд. руб. (на 22% больше, чем в 2014 году). Взыскано таможенных платежей и пеней, штрафов на сумму 3,8 млрд. руб. (на 30% больше, чем в 2014 году).
Основной вклад в федеральный бюджет внесло взаимодействие таможенных органов с налоговыми и иными правоохранительными и контролирующими органами. По результатам взаимодействия возбуждено 313 дел об административных нарушениях 29 уголовных дел и доначислено 5,9 млрд. руб. и отказано в возмещении НДС на сумму 4 млрд. руб. По материалам, направленным в иные органы, доначислено 148,6 млн. руб.
По результатам проверочной деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров возбуждено 3497 дел об и 226 уголовных дел, назначено наказаний в виде штрафов на сумму 1,1 млрд. руб.
Проведено 1039 таможенных проверки, направленных на профилактику, по результатам которых доначислено таможенных платежей, наложено штрафных санкций на сумму 1,2 млрд. руб., возбуждено 336 дел об административных правонарушениях и 1 уголовное дело.
Таможенными органами на основе информации подразделений таможенного контроля после выпуска товаров в 2015 году разработано и утверждено 386 профилей рисков, предусматривающих применение таможенными органами мер по минимизации рисков, направленных на выбор объектов таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров на основе индикаторов рисков, выявляемых при декларировании товаров до их выпуска.
В результате применения мер по минимизации рисков с начала 2015 года таможенными органами доначислено и взыскано таможенных платежей на сумму более 65 млн. руб., возбуждено 79 дела об административных правонарушениях, возбуждено 2 уголовных дела, отказано в выпуске по 40 декларациям на товары [18].
Таким образом, таможенные платежи формируют федеральный бюджет и являются важным фактором формирования экономического потенциала страны. Результативность таможенного контроля свидетельствует о необходимости создания устойчивой системы таможенного контроля и о необходимости расширенной трактовки понятия «экономический потенциал», что позволит обеспечить полноту поступления таможенных платежей в федеральный бюджет в условиях предоставления упрощений и неприменения отдельных мер по минимизации рисков в отношении лиц, отнесенных к низкому уровню риска нарушения законодательства.
Также, имеется необходимость в совместной координации усилий таможенных органов России с таможенными службами иностранных государств, связанных с обеспечением порядка и правил перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров. Это позволит расширить и укрепить договорную правовую базу таможенного сотрудничества, развить информационные технологии и, следственно, упростить порядок перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров и транспортных средств, что, несомненно, повысит экономический потенциал как России, так и стран-участниц ЕАЭС.
Литература:
- Экономический потенциал развитого социализма. / Под ред. Мочалова Б.М.М., 1982.
- Основы экономического и социального прогнозирования / Под ред. Мосина В.Н., Крука Д.М.М., 1985.
- Лопатников Л.И. Популярный экономико-математический словарь. М., 1990.
- Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т.4. // Ред. А.М.Румянцева. М., 1983.
- Белоусов Р.А. Рост экономического потенциала. М.: Экономика, 1971.
- Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник. Минск: БГЭУ, 2009.
- Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999.
- Задоя А.А. Народнохозяйственный потенциал и интенсивное воспроизводство. Киев: Вища школа, 1986.
- Экономическая статистика: учебник / Г.М. Гуров, Н.В. Зайцева, М.Р. Коконина и др.; под ред. В.М. Проскурякова, Е.Н. Фреймунд, М.Р. Эйдельмана. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1983.
- Архипов А.И., Велбн Т.К. / Экономический словарь. М: Проспект, 2005.
- Экономическая энциклопедия / Под общ. ред. Абалкина Л.И. М.: Экономика, 1999.
- Цыгичко А. Сохранение и приумножение производственного потенциала страны // Экономист.1992. №7. С.123-133.
- Анчишкин А.И. Наука. Техника. Экономика. М.: Экономика, 1986.
- Управление социалистическим производством: словарь / Под ред. Козловой О.В. М., 1983.
- Толстых Т.Н., Уланова Е.М. Проблемы оценки экономического потенциала предприятия: финансовый потенциал // Вопросы оценки. 2004. № 4. С.18-22.
- Елканов Б. В. Таможенное оформление и таможенный контроль: понятия и правовая сущность // Бизнес в законе: экономико-юрид. журн. 2010. № 3. С.54-57.
- Костин А.А. Форма, метод и способ проведения таможенного контроля: соотношение и дефиниции// Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 7. С. 73.
- Решение Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза в городе Минске от 17 сентября 2014 года № 12. Сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index.php?id=20346&option=com_content&view=article (дата обращения: 20.01.2016).
- Линевич С.С. Организационно-экономический механизм формирования экономического потенциала стран СНГ: дис. … канд. экон. наук. М., 2006. 170 с.
- Шамахов В.А. Таможенная система как фактор роста экономического потенциала страны: дис. … док-ра. экон. наук.М., 2000. 290 с.