Институт уполномоченных экономических операторов (УЭО) является свидетельством качественно нового витка развития таможенного администрирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Впервые данный субъект таможенных правоотношений появился в связи с формированием Таможенного союза Евразийского экономического сообщества и принятием Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) в 2010 году. В Российской Федерации институту УЭО предшествовал льготный режим в виде специальной упрощённой процедуры, предусмотренной Таможенным кодексом Российской Федерации, в Республике Беларусь – институт добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а в Республике Казахстан существовал реестр лиц категории минимального риска.
Отметим, что под УЭО понимается субъект международной торговли, который осуществляет свою деятельность в соответствии со стандартами ВТО или принципами обеспечения безопасности цепи поставки товаров [9, с. 114]. В свою очередь отказ от избыточного таможенного администрирования является важнейшим фактором формирования нормального делового климата в странах ЕАЭС для создания благоприятных условий в области ВЭД. Достижение положительных результатов в этом направлении невозможно без системного анализа эффективности применяемых специальных упрощений [12, c. 20].
Активно растёт количество лиц, соответствующих требованиям, предъявляемым для включения в Реестры УЭО: по состоянию на апрель 2015 года в общей сложности более 580 юридических лиц в ЕАЭС уже получили статус УЭО и право на специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством (рис.) [6; 7; 8].
Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации определяют партнёрские взаимоотношения между таможенными службами и предпринимательскими кругами в качестве одной из двух «опор» для упрощения международной торговли при сохранении должного уровня государственной безопасности.
Рис. Количество УЭО в трёх странах ЕАЭС на апрель 2015 года
«Риски, с которыми сталкиваются таможенные службы, уменьшаются в той мере, в какой таможенные службы могут полагаться на меры, принимаемые их партнёрами в торговом сообществе с целью оценки и минимизации угроз для собственной цепи поставок товаров», – гласит «вторая опора», практически полностью посвящённая партнёрскому взаимодействию УЭО с таможенными администрациями в международной цепи поставок [1]. Соответственно, такое взаимодействие сторон рассматривается как способ повышения их эффективности, в том числе за счёт возможности аккумуляции имеющихся у них ресурсов на контроль сомнительных поставок с высоким уровнем риска.
С другой стороны, особая роль отведена непосредственно поощрению законопослушных, «надёжных» участников ВЭД посредством предоставления им, при выполнении установленных законодательством условий, специальных упрощений, которые позволяют получить дополнительные выгоды (табл. 1).
Статус УЭО освобождает лицо от установленных ограничений, стимулируя на получение такого статуса, в том числе посредством существенного сокращения транспортных, коммерческих расходов, временных издержек при осуществлении таможенных операций.
Следует отметить, что на сегодняшний день объём указанных преимуществ в ЕАЭС устанавливается на двух уровнях – наднациональном и национальном, – а признание статуса УЭО происходит только на территории государства-члена Союза, таможенным органом которого он присвоен. Вопрос признания статуса УЭО на данный момент является актуальным в аспекте функционирования и продолжающегося расширения Союза. Следует отметить, что на сегодняшний день объём указанных преимуществ в ЕАЭС устанавливается на двух уровнях – наднациональном и национальном, – а признание статуса УЭО происходит только на территории государства-члена Союза, таможенным органом которого он присвоен.
Таблица 1
Специальные упрощения, предоставляемые УЭО в странах ЕАЭС
ТК ТС 5 статей [2] |
Республика Беларусь [4] |
Республика Казахстан [5] |
Российская Федерация [2] |
1. Временное хранение и таможенное оформление товаров на территории УЭО |
+ Право УЭО, включённого в реестр владельцев таможенных складов или СВХ на освобождение от НДС, взимаемого таможенными органами, при условии экспорта товаров с применением ставки НДС в размере 0% |
+ 1. При осуществлении таможенной процедуры таможенного транзита не требуется обеспечения уплаты таможенных платежей |
+ Проведение таможенных операций, связанных с завершением таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес УЭО при их ввозе в РФ, на территории УЭО |
2. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации, отсрочка уплаты таможенных платежей |
2. Первоочерёдный порядок совершения таможенных операций, предшествующих подаче таможенной декларации, и помещения под таможенную процедуру |
||
3. Проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, на территории УЭО |
3. При периодическом таможенном декларировании обеспечение уплаты таможенных платежей не требуется |
Вопрос признания статуса УЭО на данный момент является актуальным в аспекте функционирования и продолжающегося расширения Союза.
Возможность взаимного признания статуса УЭО является особенно весомой для участников ВЭД, которые осуществляют свою деятельность одновременно на территории нескольких государств-членов ЕАЭС. Кроме того, следует иметь в виду непосредственно условия, в которых осуществляют ВЭД резиденты Союза: обоснованно можно говорить о наличии конкурентного преимущества по отдельным её аспектам [11].
В соответствии с проектом ТК ЕАЭС для института УЭО разработана отдельная глава (глава 60 «Уполномоченный экономический оператор»), предусматривающая расширенный перечень положений и направленная на сокращение объёма национального регулирования, унификацию подходов к институту. Так, новеллой является отмена принципа резидентства в части признания статуса УЭО и возможность использования упрощений на всей территории Союза, что направлено, на уравнивание их в правах вне зависимости от государства регистрации и оптимизацию бизнес-процессов.
Особое внимание уделяется расширению перечня предоставляемых специальных упрощений, а также их унификации для УЭО вне зависимости от государства регистрации, что последовательно должно быть реализовано через введение механизма трёх типов Свидетельств (табл. 2) [3].
Таблица 2
Новая система специальных упрощений для УЭО по проекту ТК ЕАЭС
Свидетельство первого типа |
Свидетельство второго типа |
Свидетельство третьего типа |
1) совершение таможенных операций в первоочередном порядке; 2) непредставление обеспечения уплаты таможенных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; 3) непредставление обеспечения уплаты таможенных платежей при выпуске товаров до завершения проверки документов и сведений, экспертизы; 4) непредставление обеспечения уплаты таможенных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада; 5) выпуск товаров до подачи декларации на товары; 6) проведение таможенного контроля с учётом особенностей; 7) приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций |
1) временное хранение товаров в помещениях УЭО; 2) доставка товаров в зону таможенного контроля в помещениях УЭО; 3) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в помещениях УЭО; 4) совершение таможенных операций в отношении товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от таможенного органа, которому осуществляется их таможенное декларирование, если такие таможенные органы находятся на территории одного государства-члена; 5) проведение таможенного контроля с учётом особенностей; 6) применение УЭО средств идентификации, используемых таможенными органами |
Даёт право пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными для свидетельств первого и второго типа |
Соответственно, речь идёт о необходимости проведения ряда мероприятий лицами, претендующими на получение статус УЭО в целях минимизации каких-либо рисков нарушения таможенного законодательства, что с учётом расширенного, «доверительного» перечня специальных упрощений в проекте ТК ЕАЭС, является ответной гарантией законопослушности участника ВЭД, необходимой государству [11].
Таким образом, становление института УЭО представляет собой принципиально важный аспект не только в связи с совершенствованием таможенного администрирования, но и для упрощения и содействия развитию внешней торговли государств-членов ЕЭАС. Учитывая специфику данного института, особое значение приобретает диалог государства и бизнес-структур; не следует пренебрегать и международными стандартами и опытом передовых держав. Несмотря на то, что многое уже сделано, институту УЭО ещё только предстоит состояться, чтобы в полной мере воплотить заложенные в него принципы и цели.
Литература:
- Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: локальный.
- Таможенный кодекс Таможенного Союза и таможенное регулирование. // Под ред. Г.Ю. Касьяновой. – М.: АБАК, 2012.
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.12.2014 № 233 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: локальный.
- Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 358 «О стимулировании реализации товаров» [Электронный ресурс] // Сайт Министерства по налогам и сборам РБ. URL:: http://www.nalog.gov.by/uploads/folderForLinks/Указ20358.rtf.
- Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан» [Электронный ресурс] // Информационная система «Параграф». – Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30776062.
- Реестр уполномоченных экономических операторов Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Сайт Государственного таможенного комитета РБ. – Режим доступа: http://gtk.gov.by/ru/regulation/business/VED/reesri.
- Реестр уполномоченных экономических операторов Республики Казахстан [Электронный ресурс] // Сайт Комитета таможенного контроля РК. – Режим доступа: http://e.customs.kz/wps/portal/customs.
- Реестр уполномоченных экономических операторов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт Федеральной таможенной службы РФ. – Режим доступа: http://ved.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1690&Itemid=1971.
- Костин А.А., Костина О.В., Москаленко О.А. Международное таможенное сотрудничество: Учебное пособие. СПб.: ИЦ «Интермедия», 2014. 472 с.
- Некрасов Д.В. Актуальные вопросы правового статуса УЭО в Таможенном союзе // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. – 2012. – № 2 (13).
- Некрасов Д.В. Уполномоченный экономический оператор: выигрывают все // Таможня. – 2015. – № 3 [362] (15-17).
- Шишкина О.В. Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля: предварительная декларация, декларирование товаров, централизованная таможенная очистка // Таможенное дело. 2009. № 3. С. 17 - 20.