Таможенный контроль после выпуска товаров является весомым и заключительным звеном в системе таможенного контроля, поэтому надо уделить наибольшее внимание проверочным мероприятиям и создать условия, при которых незаконное перемещение станет экономически нецелесообразным.
Осуществление таможенного контроля после выпуска товаров (далее — ТК ПВТ) является в настоящее время одной из наиболее перспективных мер обеспечения соблюдения законодательства Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), одним из приоритетов совершенствования таможенного администрирования для таможенных служб ЕАЭС, в том числе в Российской Федерации. Оно должно способствовать ускорению совершения таможенных операций, так как предполагает смещение акцента таможенного контроля товаров на время после их выпуска [3].
Перед системой ТК ПВТ стоит нелегкий выбор дальнейшего развития с точки зрения достижения результатов: осуществлять автоматизированную работу с применением системы управления рисками (далее — СУР), позволяющую выявлять и пресекать нарушения международных договоров и актов, составляющих право Союза, либо аналитическую работу, проводимую должностными лицами уполномоченных подразделений таможенных органов, и фактическую идентификацию каждой единицы товара, ввезенного в страну на постконтроле. Для того чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо определить, насколько совершена система ТК ПВТ на современном этапе функционирования таможенного контроля, как отдельного института таможенного дела.
В соответствии с Приказом ФТС России от 6 июля 2012 года № 1372 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров» одной из целей эффективного использования ресурсов таможенных органов является выбор объектов ТК ПВТ [1]. Так, в п. 3 ст. 122 ТК ТС перечислены такие объекты, но перечень является открытым. Следовательно, таможенные органы вправе осуществлять ТК ПВТ в отношении иных объектов, в ТК ТС не поименованных.
Выбор объектов ТК ПВТ осуществляется на основании аналитической работы, проводимой должностными лицами уполномоченного подразделения, в том числе с использованием СУР. Важным аспектом является тот факт, что правовые акты ФТС России четко не определяют порядок действий должностных лиц подразделений ТК ПВТ при управлении рисками, несмотря на то, что их деятельность направлена на минимизацию тех же рисков, что и на этапах таможенного контроля до выпуска товаров.
С учетом сегодняшнего развития внешнеторговой деятельности сложившаяся система организации таможенного контроля с применением СУР не отвечает текущим реалиям и международному опыту развитых таможенных администраций. В частности, данная система эволюционирует слабыми темпами по пути автоматизации, так как основная аналитическая работа, осуществляется должностными лицами таможенных органов путем оценки современных тенденций развития бизнес-сообщества по отношению к объектам ТК ПВТ.
В соответствии с главой 6 Генерального положения Киотской конвенции, СУР является не только способом усиления таможенного контроля, но и способом его упрощения. Что касается РФ, то данный столь эффективный, казалось бы, инструмент не работает должным образом. В настоящее время используется более 15 комплексов программных средств, десятки баз данных (в том числе база данных результатов ТК ПВТ и информация, полученная в результате проведения ТК ПВТ) [2] и информационных ресурсов, а так же отдельная система передачи профилей рисков, но наличие всех этих факторов вынуждает СУР минимизировать риски по очень большому числу параметров и ещё большему числу их комбинаций. Подобная система не поддается формализации и принятию «машинного» решения, а, следовательно, участие человека — должностного лица — является обязательным элементом ее эффективного, с точки зрения результата, функционирования.
Ссылаясь на интервью заместителя начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Галины Леонтьевой, очень важным изменением в системе таможенного контроля после выпуска товаров следует выделить введение маркировки товаров контрольными знаками. При ввозе в Российскую Федерацию с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками, лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, должно будет обеспечить маркировку товаров до их ввоза в Российскую Федерацию или на таможенном складе до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта [4]. При этом в декларации на товары указываются идентификационные номера контрольных (идентификационных) знаков, которыми маркированы товары. Данное нововведение позволит снять большую ответственность c СУР и способствовать повышению результативности таможенного контроля после выпуска товаров.
Подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что одним из наиболее эффективных с точки зрения достижения результатов ТК ПВТ является метод применения СУР при организации и проведении контроля после выпуска с учетом его дальнейшего совершенствования. А для оказания максимального «содействия участникам внешнеторговой деятельности в развитии и совершенствовании торговых отношений таможенным и иным контролирующим органам в рамках ЕАЭС необходимо обеспечить выполнение комплекса мер, связанных с согласованием, упрощением и стандартизацией таможенных правил, в т. ч. в сфере полноценного внедрения и применения СУР» [5].
На наш взгляд, в условиях сложившейся экономической ситуации в мировом сообществе применение ТК ПВТ, в том числе с использованием СУР, является неотъемлемым инструментом обеспечения экономической безопасности страны. Недостаточное развитие СУР, включая ее нормативно-правовую базу, на этапе постконтроля предполагает увеличение ответственности должностных лиц подразделений таможенных органов при осуществлении ТК ПВТ, так как именно им приходится проводить оценку целесообразности применения каких-либо форм таможенного контроля после выпуска товаров, а, следовательно, в настоящее время процесс ТК ПВТ можно назвать лишь полуформализованным.
Таким образом, необходимо качественное изменение и совершенствование сложившейся системы ТК ПВТ с использованием СУР в части разработки нормативно-правового обеспечения ее применения и автоматизации технологии работы системы для достижения запланированных Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года контрольных показателей.
Литература:
- Приказ ФТС России от 17.07.2014 № 1372 (ред. от 30.01.2015) «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
- Приказ ФТС России от 24 апреля 2014 г. № 778 «Об утверждении Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками». URL: http://www.alta.ru/tamdoc/14pr0778 (дата обращения: 25.03.2016).
- Агамагомедова С. А., Шишкина О. В. Таможенный контроль после выпуска товаров: Учебное пособие. СПб., 2014. 224 с.
4. Интервью первого заместителя начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Галины Леонтьевой «С апреля — по-новому» журналу «Таможня» (выпуск № 6, март 2016 года). URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22886:-lr-6–2016-l-rr&catid=26:2011–01–24–14–45–21&Itemid=1830&Itemid=1851 (дата обращения: от 19.03.2016).
- Костин А. А., Подойма Л. Ю. Комплексный подход к развитию системы управления таможенными рисками в рамках Евразийского экономического союза // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2015. № 2 (54). С. 251–259.