Переход на рыночные отношения спровоцировал необходимость в применении эффективного инструмента в управлении в сфере образования-автоматизацию процессов деятельности посредством информационных систем.
Ключевые слова: эффективность, автоматизированная система управления, сфера образования, ВУЗ.
Быстрая динамика развития вуза, актуализация качества обучения требует поиска и внедрения более эффективных направлений деятельности в области использования информационно-телекоммуникационных технологий, как в учебном процессе, так и во всей управленческой деятельности вуза [3].
Развитие рыночных отношений обусловило тот факт, что за достаточно короткий промежуток времени сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последние шесть лет сделало колоссальный скачок. Все это потребовало пересмотра парадигмы развития образования и, прежде всего, обусловило необходимость привлечения новых инструментов экономического менеджмента для повышения эффективности и качества образовательного процесса в высших учебных заведениях. Необходимость формирования новых принципов управления обусловлена еще и тем, что в сфере образования маркетинговые и рыночные инструменты управления все еще используются в недостаточной степени.
Таким образом, проблема применения экономических инструментов и маркетинга в области образования является актуальной и вызывает огромный интерес у исследователей. Реальная жизненная практика, опыт деятельности эффективно работающих образовательных учреждений наглядно демонстрируют, что надежным залогом успешной деятельности вуза в условиях рынка является использование экономических инструментов и маркетинговых аспектов в управлении своей деятельностью, в частности, сбытом и продвижением образовательных услуг. Особый интерес при этом представляет формирование эффективных принципов управления повышением качества образовательного процесса в вузах на основе рыночного подхода к решению проблемы [1].
При формировании системы управления сложными экономическими объектами, какими являются вузы, целесообразно рассматривать технологическую и экономическую их эффективность. Под технологической эффективностью следует понимать способность системы управления обеспечивать эффективное функционирование объекта управления в заданных условиях. Другими словами, эффективная система управления должна обладать функциональными возможностями, достаточными для решения поставленных задач и достижения заданных целей управления объектом в различных проблемных ситуациях. Экономическая же эффективность системы управления определяется традиционным образом, как соотношение результата к затратам.
Проявление общих закономерностей процесса автоматизации управления в социально-экономических системах имеет свою специфику в различных сферах общественного производства. Отрасль образования относится к социально-культурной сфере, что накладывает особую специфику на процессы автоматизации. В отличие от производственной сферы, результаты нематериальной деятельности здесь не так очевидны: производимый продукт практически с трудом поддается количественному измерению, критерии эффективности образовательной деятельности не имеют четкого и однозначно понимаемого определения. Это обстоятельство во многом определило тот факт, что существующие автоматизированные системы управления разрабатывалась с ориентацией преимущественно на производящие материальный продукт организации.
Проблема создания автоматизированных систем управления разбивается на следующие составляющие:
- Построение единой телекоммуникационной среды, обеспечивающей надежный и оперативный обмен информацией между подразделениями Министерств, Вузами и сторонними организациями.
- Разработка отраслевых стандартов построения и развития информационных систем для обеспечения совместимости, преемственности и эффективности принимаемых решений. Все программно-аппаратные решения, используемые в отрасли, должны соответствовать указанным стандартам, включая требования к организации распределенного хранения и обмена информацией, государственным и международным стандартам, требованиям по защите информации и режимности доступа.
- Построение инфологических моделей функционирования подразделений Министерств, образовательных и подведомственных учреждений различного типа.
- Создание на базе разработанных стандартов и моделей унифицированного прототипа адаптируемой интегрированной и масштабируемой информационной системы, как типового решения для тиражирования в образовательных учреждениях.
- Разработка средств анализа и поддержки принятия решений во всех сферах деятельности Министерства и Вузов.
‒ Особенности сферы образования, как объекта автоматизации.
Предлагаемый подход к комплексной информатизации образования базируется на разработку автоматизированной системы управления как базовой несущей конструкции современной отрасли образования, нуждающейся в построении информационной системы в целях, прежде всего, эффективного, надежного и оперативного управления. В этом контексте отрасль образования, представляет собой стабильную многопрофильную по функциям управления, территориально распределенную структуру, обладающую всеми необходимыми системами жизнедеятельности и функционирующую на принципах децентрализованного управления (последнее означает, что принятие решений оперативного и тактического характера делегировано в учреждения образования на местах) [3].
Выделим основные характеристики отрасли образования. В целом они типичны для представителя семейства больших организаций и представляют предмет анализа именно в этом качестве.
Масштабы и распределенная структура.
Отрасль включает множество организаций и учреждений системы образования, включая Министерство, ВУЗы и т. д. Широкий спектр подотраслей и направлений деятельности, подлежащих автоматизации. В рамках создания информационной системы отрасли планируется автоматизировать целые направления ее деятельности на основе предложенных управленческих моделей — бухгалтерский учет, управление финансами, капитальное строительство и управление проектами, материально-техническое и информационное обеспечение, управление образованием и кадрами, внешнеэкономические связи и ряд других направлений.
Организационно-управленческая структура отрасли.
Организации и учреждения системы образования в составе отрасли обладают определенной самостоятельностью в выработке и проведении технической политики автоматизации управления.
Разнообразие парка вычислительных средств, сетевого оборудования и, в особенности, базового программного обеспечения.
Большое количество приложений специального назначения. В отрасли эксплуатируется большое количество разнообразных приложений специального назначения, созданных на основе различного базового программного обеспечения.
‒ Краткий анализ состояния информатизации сферы образования
Сфера образования объединяет большое количество образовательных учреждений всех уровней, в которых обучается огромное количество человек. Её материально-техническая база, в том числе и база информатизации находятся в неудовлетворительном состоянии. Все это требуют безотлагательного решения проблем отрасли на основе индустриального подхода [2].
Положение дел в сфере образования напрямую зависит от эффективности управления отраслью, что возможно только путем развития информационного обеспечения учебного процесса в образовательных учреждениях путем создания единой национальной информационно-образовательной среды, оснащения образовательных учреждений электронными средствами обучения и телекоммуникационными средствами доступа к информационно-образовательным ресурсам отраслевой корпоративной сети, а также организации информационного обеспечения управления качеством образования.
В плане информатизации индустрии образования остро встает вопрос информационного обеспечения управления качеством образования.
Структура хранимой информации, используемой в процессе управления, должна соответствовать организационно-управленческой структуре отрасли, ее функциональности, распределению функций, финансовым технологиям и схемам, а также существующей технологии документооборота. Она должна быть адаптируемой к изменениям в деятельности отрасли в технологическом и информационном плане.
Эксплуатируемые в настоящее время проблемно-ориентированные базы данных реализованы в виде информационно-аналитических систем управления Министерства и функционируют, в основном, в локальных вычислительных сетях. Базы данных с нормативно-справочной информацией не обеспечивают решение задач управления качеством образования.
В настоящий момент в большинстве высших учебных заведений информатизация административной, учебной и научной деятельности либо недостаточна, либо полностью отсутствует. Те же Вузы, в которых уже созданы отдельные модули, позволяющие автоматизировать определенные виды деятельности, используют каждый свои собственные подходы к решению проблемы. В результате складывается ситуация, при которой Вузы несут дополнительные издержки на разработку системы при отсутствии гарантий достижения поставленных целей, а используемые подходы зачастую несовместимы и осложняют задачу построения единого информационного пространства сферы образования.
На рынке России и СНГ нет решения в области информационных систем управления, полностью готового к применению в системе высшего образования. Это обусловлено следующими обстоятельствами:
Ведущим направлением деятельности Вуза является учебный процесс. Большинство же представленных на рынке систем ориентированы на производство и торговлю. Функциональность, необходимая для учебного процесса, частично реализована в различных системах, разработанных в Вузах под себя, однако общего решения не существует.
Особое значение следует уделить вопросам переноса данных между различными ее узлами (между вузами и Министерством) и публикации информации в Internet для ее широкого использования.
Должны быть решены вопросы ведения самостоятельной доработки функциональности, как со стороны конкретного Вуза, так и в области общей функциональности системы. Важный вопрос v интеграция системы с существующими программными решениями на местах, поскольку это во многих случаях будет значительно дешевле, чем повторная разработка в рамках системы.
Ключевым фактором построения системы управления является единая техническая политика и использование единых стандартов при интеграции составляющих подсистем и компонентов. Именно это предопределяет возможность эффективного их сопряжения и позволяет сформировать единый взгляд на систему и ее архитектуру, разработать общий подход для ее определения и описания, создания и функционирования [2].
Литература:
- Павлюченко Е. И. Эффективное управление образовательным процессом в вузе: теория, методология и практика // БиблиотекаГОУВпо «Дагестанский государственный технический университет» — Махачкала, 2011..
- http://www.tk461.stankin.ru/rus/base/doctr/aisminobr.html
- http://microtermplus.ru/ru/projects/socialnaya-sfera/socialna-sfera