В эпосе «Гороглы» одно из ведущих мест занимает образ Авазхана.
Каждое событие из жизнедеятельности Гороглы — эпического героя, определяющего движение событий, — имеет свое отношение и к Авазхану.
Известно, что Авазхан является традиционным героем-посредником. Однако до настоящего времени не получил своего полного освещения вопрос об усыновлении его со стороны Гороглы.
События, связанные с усыновлением Авазхана, занимают прочные позиции в репертуаре бахши Кавказа и Средней Азии [1, с. 74]. В отдельных версиях данный аспект приподнимается до уровня Рустама [3, с. 180].
Кстати, мотив усыновления представляет собой традиционное явление в эпосе.
По определению Дж. Фрезера, данное явление имеет древнейшие корни и связано с такого рода первобытными представлениями, как «второе рождение». Данный обычай, характеризующийся своими законами, проводится некоторыми племенами Африки в виде специального обряда, при котором бездетные люди берут на свое попечение чужого ребенка. При этом данного ребёнка проводят через подол женщины, который, добравшись до ее груди, прикладывается к ней. Затем его нарекали, а женщина, подобно роженице, испускала крики [7, с. 257].
Как пишет фольклорист С. Рузимбаев, в хорезмской версии после привода Авазхана проводится специальный обряд.
Ага Юнус пери проводит Авазхана через подол своего платья, потом через огонь, отгоняя злых духов [4, с. 132].
Разумеется, обряд, связанный с усыновлением ребёнка, в каждом регионе был связан с местными обычаями. Обряд усыновления Аваза в определенной мере подвергся локализации и имеет непосредственное отношение к обычаям зороастрийцев. Главное заключается в том, что обычаи, связанные с данным древнейшим обрядом, сохранились в определенной степени и в настоящее время.
Если обратиться к основным причинам усыновления Аваза, то данный мотив функционировал в эпосе в качестве древней традиции. К тому же второй причиной является бездетность Гороглы.
Известный ученый Х. Г. Короглы бездетность главного героя объясняет его женитьбой на пери. Поскольку, существует мнение, что в браке человека и пери ребёнок не рождается [3, с. 51]. Даже при своем рождении он был бы лишен человеческих качеств. Подтверждение этому нашло свое яркое выражение в образе Тепагуз из «Книги моего деда Коркуда» [2, с. 41–45].
Таким образом, Гороглы вынужден усыновлять ребёнка. Свою начальную эпическую деятельность Гороглы осуществляет с доставшимися ему в наследство от отца 40 джигитами и их предводителем Сафар Махрамом, который был в свое время подручным отца главного героя. Однако эти сорок джигитов расходятся при первом же затруднении, возникшем в жизни Гороглы. Только Сафар Махрам с вновь набранными 40 джигитами постоянно сопутствует ему. Но он не в состоянии стать надежной опорой для Гороглы. Он больше относится к числу отрицательных образов.
В свою очередь, следует отметить и тот факт, что у Гороглы отсутствуют братья и сёстры. И это неудивительно, поскольку его родители умерли до рождения Гороглы. Все эти факторы ставят перед главным героем проблему усыновления.
Согласно эпическим закономерностям, эпический герой должен обладать боевым конем, чудесным оружием. В то же время он должен иметь в качестве опоры брата, сестру или друга. Гороглы сначала становится обладателем боевого коня — Гирата, оружия. После этого ощущает связанную с дуализмом потребность в надежном друге. Данную потребность всесторонне дополняет образ Авазхана.
Согласно сведениям Б. А. Карриева, основанным на исторических источниках, Авазхан является одним из исторических личностей, участвовавших вместе с Короглы в восстании джалалидов [1, с. 17]. Несмотря на это, образ Авазхана из эпоса серьёзным образом отдалился от своего прототипа и представляет собой сформировавшийся на основе закономерностей эпического произведения действительный образ эпического героя.
Деятельность образа Авазхана в эпосе полностью связана с боевыми действиями Гороглы. Он становится реальной опорой для Гороглы. Если в ряде случаев он вызволяет Гороглы из плена, то в большинстве случаев его самого Гороглы спасает от пленения.
В то же время в аспекте семейно-бытовых проблем между отцом и сыном возникает определенное недопонимание. Даже Аваз поворачивает на отца своё войско. Подобного рода эпизоды в эпосе М. Саидов оценивает как факты, имеющие жизненную основу [5, с. 136]. Действительно, в жизни немало негативных сторон. Конфликт между отцом и сыном также является естественным обстоятельством.
Следовательно, появление в эпосе образа Авазхана, помимо эпических закономерностей, обусловлено и реальными установками. Мотив усыновления, несмотря на свою древность, считается одним из традиционных мотивов, осуществивших поступательное движение в сторону реализма.
Кстати своеобразна и антропонимика дастанов, так как в каждом имени заключён смысл, и оно имеет свою семантику. Настоящее имя Гороглы-Равшан. Дал ему это имя дед, чтобы на старости лет был ему помощник-внук, и нужно его было беречь как зеницу ока. Но так как этот эпический герой был рождён в гробу, ему дают имя Гороглы. Гороглы-Равшан был бездетным, поэтому он усыновил двух мальчиков, которым дали имена Авазхан и Эрхасан. В переводе с тюркского «Эр Хасан» означает «смелый, отважный, бесстрашный». Что же касается имени Аваз, то оно связано с арабским словом «Эваз». В словаре оно истолковано как «залог, замена» [6, с. 16].
В произведениях Навои встречаются такие варианты имени, как Бадал, Эваз. Имя Уринбой (замена) давалось в случае, если предыдущий ребёнок был рождён и умер во младенчестве. Эквивалентом хорезмских имён Аваз и Уринбой было имя Бадалбой в Ферганской долине. Бадал также арабское слово. Буквально оно означает ребёнок, данный, посланный Богом взамен умершему ранее, перед ним.
В слове «Эйваз», звук «э» претерпев фонетические изменения, стал произноситься как звук «а», по законам хорезмского акающего диалекта (например, эрка — арка, экин — акин и др.).
Отец Аваза мясник Булдур был бездетным, несколько раз женат, но по милости Божьей, он стал отцом. Булдур назвал сына Авазом, так как он был милостью божьей, желанным ребёнком.
Гороглы также не мог иметь детей, поэтому ему посоветовали усыновить мальчика по имени Аваз. В результате долгих поисков, он был вынужден украсть сына мясника Булдура. Обычно, по канонам эпических произведений, существовала традиция имянаречения найденным, вымоленным детям. Но в эпосе Гороглы эта традиция нейтрализуется, так как мальчик был усыновлён до Гороглы.
Литература:
- Каррыев Б. А. Эпические сказания о Кер-оглы у тюркоязычных народов, — М.: Вост. Лит., 1968.
- Книга деда Коркуда // Ёшлик. — Ташкент, 1988, № 7.
- Короглы Х. Г. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. — М.: Наука, 1983.
- Рузимбаев С. Специфика, типология и поэтика хорезмских дастанов (докт. дисс.) — Ташкент, 1990.
- Саидов М. Художественные особенности узбекского народного эпоса. –Т.: Фан, 1969.
- Толковый словарь узбекского языка. — Ташкент: Энциклопедия, 2008.
- Фрезер Дж. Фольклор в ветхом завете. — М.: ИПЛ., 1989.