Использование моделированных тренировочных средств в системе подготов-ки спринтеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 19.05.2016

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Абдуллаева, Ш. Х. Использование моделированных тренировочных средств в системе подготов-ки спринтеров / Ш. Х. Абдуллаева, Р. М. Машарипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1153-1155. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29536/ (дата обращения: 17.10.2024).



В данной статье рассматривается проведениетренировок у спринтеров в моделированныхсоревновательных условиях, охарактеризованы преимущества и отрицательные аспекты моделирования тренировочных средств. Особый акцент сделан на приучение спринтера к условиям, близких к реальным соревнованиям.

Ключевые слова: моделирование, спринтер, микроцикл, мезоцикл, соревновательный период.

In clause is considered realizations of trainings sprinters in the simulated competitive conditions, the advantages and negative aspects of modeling training of means are characterized. The special accent is made on the doctrines sprinters to conditions of real competitions.

Key words: Modeling, sprinter, microcycle, methcycle, competitive period.

В теоретическом аспекте методология моделирования в спорте используется для исследования различных сторон соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов разной квалификации, а также для определения или уточнения количественных и качественных характеристик обобщённых и индивидуальных моделей [3, с. 131–138]. Методологическую основу моделирования в лёгкой атлетике составляет количественная оценка различных параметров исходного, промежуточного и конечного состояния спортсмена на пути к достижению планируемого спортивного результата, детерминирующая принятие на основе сопоставления реальных и прогнозируемых характеристик состояния атлета управленческих решений на разных этапах подготовки. То есть соревновательная деятельность является основным элементом спортивной активности и предусматривает демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии с присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов.

Применение моделирования позволяет повысить эффективность разработки тренировочных программ спортивной подготовки и своевременной коррекции подготовки к соревновательной деятельности.Прогнозирование спортивных достижений, выступлений отдельных спортсменов и команд служит важнейшим ориентиром при построении процесса подготовки, начиная от разработки модели подготовленности и заканчивая выбором оптимальной тактики и путей ее реализации в основных соревнованиях сезона с учетом физической, технико-тактической и психологической подготовленности главных конкурентов. Прогноз имеет огромное значение при комплектовании команд, подборе участников для выступления в коллективных номерах программы [1].

Соревновательный период — это основной период, ради которого спринтер осуществляет свою многолетнюю подготовку. Именно в данное время бегун начинает выполнять отдельные упражнения и тренировки в максимальном режиме и высокой интенсивности. Построение соревновательного периода зависит от цикличности проведения соревнований. Так, если спринтер планирует выступать в крупных соревнованиях зимой и летом, то планируется соответственно два соревновательных периода, которые могут быть неравноценными по своей протяженности и напряженности. Как правило, каждый соревновательный период включает в себя 2–3 крупных старта, остальные же в большинстве случаев являются подводящими, ведь от соревнования к соревнованию спортивная форма спринтера улучшается,достигая пика к главным стартам.В связи с вышесказанным общепринято соревновательный период делить на этап ранних стартов и этап непосредственной подготовки к основному соревнованию.Этап ранних стартов также называется развитием спортивной формы. Во время этого этапа, который длится 4–6 микроциклов, решаются задачи по выводу организма бегуна в состояние максимальной спортивной формы и совершенствованию необходимых тактико-технических навыков. Во время этапа непосредственной подготовки спринтера к главному старту также решается немало задач: восстановление работоспособности после отборочных соревнований, дающих право участия на крупнейших спортивных форумах, совершенствование спортивной формы, моделирование в тренировочных условиях соревновательной деятельности, поддержание психической готовности к стартам на необходимом уровне и многие другие.Продолжительность соревновательного периода обычно находится в пределах 6–8 недель и состоит из 2 мезоциклов, первый из которых по своей суммарной нагрузке значительно превосходит второй, а второй, в свою очередь, решает вопросы подведения спринтера к участию в соревнованиях в максимальной спортивной форме.

Разработки моделей соревновательной деятельности, как отдельных спортсменов, так и целых команд с учетом эффективных способов ведения соревновательной борьбы, индивидуальных особенностей спортсменов, уровня подготовленности, путей управления работоспособностью и психическим состоянием; подготовки планов участия в соревнованиях и их корректировки в зависимости от ситуации.

Моделированию подвергается весь ход состязаний — от предварительной разминки до выполнения специальных нормативов. При моделировании условий не стоит упускать из внимания ни одну мелочь. Так как именно она может сыграть решающую роль в ходе соревнований. Условия тренировки должны быть максимально приближены к условиям соревнований. Спринтер должен быть заранее ознакомлен с условиями проведения будущих состязаний. Однако ничего не может быть лучше, чем увидеть место соревнований, где придётся состязаться в беге с соперником. Идеальным вариантом будет проведение в этом месте небольших состязаний или обычных тренировок. Чрезвычайно важным фактором является изучение будущего противника заранее. Чем более осведомлён спринтер о своём будущем сопернике, тем легче будет его состязание с ним. Если спринтер отлично знает своего соперника, то он может свободно моделировать его возможную тактику поведения на соревнованиях, учитывать его способность достижения высокого результата. В психологическом плане при подготовке к соревнованиям не повредит демонстрация документальных роликов, фильмов, освещающих не только спортивные состязания, но и межличностный контакт спортсменов, их совместную тренировку и жизнь. Не повредят спринтеру и беседы с опытными профессиональными спортсменами и тренерами. Не всегда моделированные условия в точности соответствуют условиям на соревнованиях. Тренировка, моделируемая в трудных условиях помимо приучения спринтера к условиям реальных соревнований, необходимо обратить внимание на то, что спортсмен должен быть готов к непредвиденным и неожиданным ситуациям, которые могут появиться на состязаниях.

Создавая моделированные условия, необходимо помнить о том, что на самих соревнованиях они неожиданно могут изменяться. Например, могут изменить время начала состязаний или усложнить условия работы. И в это время спринтеру приходится работать на пределе своих возможностей. Это говорит о том, что у спортсмена необходимо вырабатывать иммунитет к непривычным сложным условиям, способность встречать неожиданности во всеоружии и всегда быть готовым к работе в предельно тяжёлых условиях. Спринтер должен выработать в себе способность отвечать положительными эмоциями на внешние раздражители, которые у обычного человека вызвали бы отрицательные эффекты. Этому способствует формирование необходимого отношения к изменениям любого рода, сложностям внешних условий. Объективная оценка сложившейся ситуации и направленность на её разрешение — важнейшая основа мастерства спортсмена-бегуна.

Спринтер должен быть осведомлён о том, что преувеличение значения трудностей может привести к сомнениям в собственных силах, а что ещё хуже, к страху. Все внутренние психологические реакции организма сказываются на его внешних возможностях. Спринтеру необходимо осознание того, что высшего результата он способен достичь везде, где только существуют место для проведения состязаний.

Моделирование микроциклов подготовки легкоатлетов-спринтеров необходимо осуществлять с учетом задач тренировки, срочного и отставленного тренировочных эффектов и функциональных возможностей спортсмена. Вследствие слабой информативности параметров ВСР при определении срочного эффекта, «внутреннюю» сторону физической нагрузки при микроцикловом моделировании целесообразно оценивать по функциональному состоянию [3, с. 131–138]. Моделирование мезоциклов подготовки легкоатлетов-спринтеров должно основываться на целевой установке конструируемого этапа, отставленном и кумулятивном тренировочном эффектах и функциональных возможностях спортсмена. Адекватный подбор микроциклов тренировки спортсменов будет характеризоваться отсутствием чрезмерной скачкообразности динамики функционального состояния во все периоды подготовки.

Для создания более сложных моделированных условий при подготовке к соревнованиям можно использовать некоторые приёмы, усложняющие тренировку: включение громкой музыки, шумов, проведение тренировок и товарищеских соревнованиях при приглушённом или мигающем свете. Моделированные тренировочные средства, — это важнейший фактор, способствующий усилению разносторонней подготовленности спринтеров. Моделирование также является решающим фактором достижения максимальных спортивных результатов и влияет на спортивные достижения, их участие в учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.

Литература:

  1. Волков В. М., Ромашов А. В. Предсоревновательная подготовка срортсмена: Учебная пособие. — Смоленск, 1991.
  2. Озолин. Н. Г Современная система спортивной тренировки. — М.: ФиС, 1970.
  3. Руденко И. В. Индивидуализация моделирования тренировочных циклов легкоатлетов-спринтеров / И. В. Руденко, В. Н. Коновалов // Научные труды. Ежегодник за 2006 год. — Омск, 2006.
  4. Руденко И. В. Особенности моделирования тренировки легкоатлетов-спринтеров / И. В. Руденко, В. Н. Коновалов // Омский научный вестник. — 2006. — № 6(40).
Основные термины (генерируются автоматически): соревновательный период, соревнование, соревновательная деятельность, спринтер, максимальная спортивная форма, приучение спринтера, соревновательная борьба, спортивная форма, функциональная возможность спортсмена, функциональное состояние.


Ключевые слова

моделирование, микроцикл, спринтер, мезоцикл, соревновательный период., соревновательный период

Похожие статьи

Основы планирования физической нагрузки на занятиях по мини-футболу

В статье рассмотрены теоретические основы планирования физической нагрузки тренером. В частности, в статье рассмотрено понятие планирования, виды планирования, периоды, которые принято выделять в годичном цикле; информация предоставлена с учетом спец...

Воспитание силовых качеств у дискоболов юношей на этапе начальной специализации

В данной статье рассматриваются варианты развития силовых способностей дискоболов юношей, направленные на оптимизацию результатов в соревновательном периоде подготовки. Приведены результаты исследования, подтверждающие эффективность предлагаемых спос...

Метод круговой тренировки как форма физической подготовки студентов

В статье описаны методы круговой тренировки, направленные на развитие силовой выносливости студентов. Этот вид занятий является одним из наиболее прогрессивных организационно-методических форм физической подготовки. Изучены взгляды ведущих ученых на ...

Проведение тренировочных занятий профессиональных спортсменов-пловцов в условиях пандемии COVID-19

По причине ограничений, связанных с пандемией COVID-19, возникает множество сложностей в подготовке и организации соревновательной деятельности спортсменов-пловцов. В связи с возникшими обстоятельствами стали актуальны дистанционные методы организаци...

Практико-ориентированный подход в обучении интерактивному аспекту общения в неязыковом вузе (с использованием имитационной игры)

В работе затрагиваются вопросы обучения английскому языку со специальными целями, а именно, техническому английскому. Дано подробное описание имитационной игры «Устройство на работу». Особое значение придается раскрытию параметров интерактивного аспе...

Построение тренировочного процесса спортсменок высокой квалификации специализирующихся по мини-футболу

В статье рассматривается построение спортивной тренировки в годичном цикле, учитывая возрастно-квалификационную категорию спортсменок и их уровень подготовленности.

Определение основных критериев оптимизации физической нагрузки на занятиях оздоровительной аэробикой

В статье приводится метод непрерывной регистрации показателей ЧСС у студенток на занятиях оздоровительной аэробикой. Определена интенсивность базовых упражнений оздоровительной аэробики и предложена система их применения.

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Современная методика оценки результатов обучения

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные задачи, проекты. Использование данной методики способствует развитию познавательны...

Специальная физическая подготовка юных гимнасток с применением метода интервальной тренировки Табата

В статье представлены результаты исследований эффективности разработанного авторами метода развития специальных физических качеств у спортсменок 7–10 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Авторами доказано, что разработанный на основе протоко...

Похожие статьи

Основы планирования физической нагрузки на занятиях по мини-футболу

В статье рассмотрены теоретические основы планирования физической нагрузки тренером. В частности, в статье рассмотрено понятие планирования, виды планирования, периоды, которые принято выделять в годичном цикле; информация предоставлена с учетом спец...

Воспитание силовых качеств у дискоболов юношей на этапе начальной специализации

В данной статье рассматриваются варианты развития силовых способностей дискоболов юношей, направленные на оптимизацию результатов в соревновательном периоде подготовки. Приведены результаты исследования, подтверждающие эффективность предлагаемых спос...

Метод круговой тренировки как форма физической подготовки студентов

В статье описаны методы круговой тренировки, направленные на развитие силовой выносливости студентов. Этот вид занятий является одним из наиболее прогрессивных организационно-методических форм физической подготовки. Изучены взгляды ведущих ученых на ...

Проведение тренировочных занятий профессиональных спортсменов-пловцов в условиях пандемии COVID-19

По причине ограничений, связанных с пандемией COVID-19, возникает множество сложностей в подготовке и организации соревновательной деятельности спортсменов-пловцов. В связи с возникшими обстоятельствами стали актуальны дистанционные методы организаци...

Практико-ориентированный подход в обучении интерактивному аспекту общения в неязыковом вузе (с использованием имитационной игры)

В работе затрагиваются вопросы обучения английскому языку со специальными целями, а именно, техническому английскому. Дано подробное описание имитационной игры «Устройство на работу». Особое значение придается раскрытию параметров интерактивного аспе...

Построение тренировочного процесса спортсменок высокой квалификации специализирующихся по мини-футболу

В статье рассматривается построение спортивной тренировки в годичном цикле, учитывая возрастно-квалификационную категорию спортсменок и их уровень подготовленности.

Определение основных критериев оптимизации физической нагрузки на занятиях оздоровительной аэробикой

В статье приводится метод непрерывной регистрации показателей ЧСС у студенток на занятиях оздоровительной аэробикой. Определена интенсивность базовых упражнений оздоровительной аэробики и предложена система их применения.

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Современная методика оценки результатов обучения

В статье рассматривается методика современных подходов к оцениванию результатов обучения, среди которых особо следует отметить: портфолио, кейс-измерители, контекстные задачи, проекты. Использование данной методики способствует развитию познавательны...

Специальная физическая подготовка юных гимнасток с применением метода интервальной тренировки Табата

В статье представлены результаты исследований эффективности разработанного авторами метода развития специальных физических качеств у спортсменок 7–10 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Авторами доказано, что разработанный на основе протоко...

Задать вопрос