В данной статье раскрывается проблема межличностных взаимоотношений среди подростков старшего школьного возраста. Аргументируется необходимость создания комфортной обстановки в коллективе подростков. Опытным путем выявлены социометрические статусы каждого члена коллектива, предложены рекомендации по установлению комфортной обстановки в коллективе подростков.
Ключевые слова: социометрическийстатус, статус, подросток, коллектив сверстников, межличностные взаимоотношения, общение, социальный статус.
Зависимость людей друг от друга ставит проблему человеческих взаимоотношений в самый центр жизни человека. Люди нуждаются в общении на каждом возрастном этапе, но именно в подростковом возрасте общение со сверстниками выходит на первый план и становится источником развития. Начиная с раннего возраста, ребенок нуждается в общении со сверстниками и, чем старше он становится, тем больше эта потребность возрастает. В подростковом возрасте осуществляется переориентация с родителей на сверстников в большей степени равных себе по положению. Так называемая переориентация обязательно происходит, как бы она не протекала, хоть медленно или плавно, хоть скачкообразно.
Реализация личности подростка происходит в процессе межличностного общения. Для этого необходимыми условиями являются личная свобода и ответственность [2]. Подросток отстаивает свою свободу и ответственность как право стать взрослым. Часто принимает негативную позицию в отношении родителей.
В. Н. Мясищев дает определение понятию «отношения», как системе избирательных, сознательных, а так же индивидуальных связей личности с внешним миром. Отношения включают в себя:
− оценка и познание людьми друг друга;
− аттрактивность (симпатия);
− взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Проблема взаимоотношений в малой группе анализируется в трудах отечественных и зарубежных исследователей таких как, В. Н. Мясищев, В. М. Бехтерев, Н. И. Обозов, Б. Г. Ананьев, Дж. Морено, У. Самнер и т. д.
Отношения со сверстниками строятся как равноправные, с родителями же неравноправные. Общение в кругу сверстников приносит пользу подростку в удовлетворении его потребностей, интересов [1]. Он отдаляется от семьи, больше находится со сверстниками. Условия психологического климата в коллективе подростков обуславливает приемлемый уровень межличностных отношений.
Целью нашего исследования было изучение социального статуса подростка в коллективе сверстников. Базой нашего исследования послужила МБОУ Мурзицкая школа, Кулебакского района Нижегородской области. Респондентами выступили учащиеся 9 класса (14–16 лет) в количестве 15 человек, из них 5 мальчиков и 10 девочек.
Для оценки межличностных взаимоотношений среди подростков в коллективе нами была проведена методика «Социометрия», которая разработана Дж. Морено [3]. Целью методики является выявление так называемых «социометрических статусов» учащихся.
Статус в психологии рассматривается, как положение человека в коллективе, определяющий его обязанности, права и преимущества в глазах отдельных членов группы [2]. Он обусловлен различными факторами, например: мнения группы о личности, успешность в наиболее важных видах деятельности, так же важны и сами качества личности и особенности поведения. По полученным данным можно построить социограмму — схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга, на которой будет наглядно изображено занимаемое положение каждого ребенка в классе.
Результаты нашего исследования показали:
Рис. 1. Результаты исследования социометрического статуса на личностные отношения по методике «Социометрия» Дж. Морено
Нами так же был выявлен социометрический статус учащихся в деловых отношениях, то есть учебных. По результатам исследования, количество взаимных выборов составило 0, что свидетельствует о том, что между учащимися совсем не налажены деловые отношения, и они не могут полагаться на помощь одноклассников в учебной деятельности.
Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков:
– мальчики;
– девочки;
– тот, кого выбирают;
– тот, кто выбирает;
– взаимный положительный выбор;
– взаимный отрицательный выбор.
Рис. 2. Социограмма «мишень» по методике «Социометрия» Дж. Морено
Количество взаимных выборов составило 10, что свидетельствует о нормальных взаимоотношениях в коллективе. Среднее число полученных выборов одним испытуемым: 3.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в коллективе имеются следующие роли:
− «Звезда» — Артем (3) и Даниил (6). Они притягивают к себе других людей, «ведут» за собой других учащихся, т. е. являются лидерами; они жизнерадостные, дружелюбные, с другими не конфликтуют, отзывчивые.
− «Предпочитаемые» – Алена (1), Варя (4), Катя (7), Люба (8), Оля (11), Паша (12), Сережа (14). Данный социометрический статус является самым благоприятным. С этими людьми хотят общаться, к ним тянутся другие, им комфортно в коллективе.
− «Пренебрегаемые» – Аня (2), Глеб (5), Настя (9), Олеся (10), Полина (13). Данный социометрический статус является менее благоприятным. В коллективе сверстников у них немного друзей, чаще всего 1 близкий друг.
− «Изолированные» – данный социометрический статус не присутствует в коллективе.
− «Отверженные» – Эля (15). Подростки, попавшие в группу «отверженных», часто являются не заметными в коллективе. Основываясь на наших наблюдениях и данных диагностики, можно сказать, что Эля замкнутая, неуверенная в себе, малообщительная.
Вероятнее всего подростки, попавшие в группу «Пренебрегаемые» малообщительны, если у них и есть друзья, то их крайне мало. Эля, попала в группы «отверженных» не просто так. Она не общительная, зажатая в себе, с ней практически никто не общается, она сама по себе. Возможно самой главной причиной является то, что она имеет физический недостаток (полнота). Другие ее отвергают только потому, что она не такая как все.
Таким образом, мы диагностировали, что у подростков в коллективе сверстников имеется различный социальный статус, в связи с этим следует дать рекомендации учителю для создания комфортной обстановки в коллективе подростков, которые помогут учащимся с низким социометрическим статусом наладить отношения с другими учащимися:
- Педагог должен создать комфортную обстановку в коллективе подростков, предоставив им некоторую свободу и самостоятельность.
- Также необходимо создать традиции и ценности коллектива, например, в конце каждой четверти дети пишут записки, где могут задавать любой вопрос, рассказать о наболевшем. Это может стать основой воспитательной работы с подростками.
- С обучающимися, попавшими в группу «отвергнутых», нужно вести специальную работу: постараться привлекать их к коллективной работе в классе, обязательно хвалить и поощрять в присутствии всех, давать им поручения, для того чтобы они проявляли себя.
- Педагог так же должен замечать не только большие успехи коллектива, но и маленькие, пусть даже незначительные.
Литература:
- Мухина В. С. Возрастная психология. Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. — 295 с.
- Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Ленинград, 1979. — 172 с.
- Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.