Изучение случаев— это комплексный методический прием обучения, который построен на структурах решения проблемы или на структурах распознавания проблем. Задаются проблемы чаще всего в форме профессионального случая или же они выводятся из конкретных случаев.
Для изучения случая приспосабливается какая-либо проблемная ситуация, которая, как правило, уже произошла в действительности. Учащиеся получают задание анализировать проблемную ситуацию и с максимально возможной самостоятельностью искать пути решения проблемы. В поиске решений проблемы учащиеся должны по возможности противопоставлять различные предложения решения и взвешивать по отношению друг к другу их преимущества и недостатки, прежде чем они придут к обоснованному решению. Затем это решение сравнивается с решением в реальном случае
Метод Изучения Случаев предъявляет высокие требования как к преподавателю, так и к учащимся: преподаватели должны искать подходящие случаи, после выбора обобщать всю важную информацию, предварительно обрабатывать ее с дидактической точки зрения и инициировать учебные процессы. Они должны найти компромиссное решение, нечто среднее между управлением и постепенным отступлением на задний план. Учащиеся должны обладать опытом групповой работы, творческого подхода к работе и опытом самостоятельного поиска информации и ее оценивания. Если этого нет, то эти навыки нужно отрабатывать в предварительной тренировке.
Случаи — это более или менее комплексные обстоятельства дела или проблемы из мира труда, или же эпизоды из жизни и профессиональной сферы, к которым предъявляются следующие три основных условия, который данной случай должен:
соответствовать действительности;
быть обозримым;
допускать несколько решений.
Изучение Случаев никогда не может полностью отразить комплексную реальную ситуацию, поэтому они должны предварительно перерабатываться с дидактической точки зрения, т. е. случаи должны структурироваться, сокращаться и упрощаться. Моделирование в вымышленной ситуации означает отсутствие риска для учащихся. Представление случая чаще всего осуществляется в форме описания.
При дидактической переработке комплексные случаи могут быть переработаны в пригодную для учащихся форму следующим образом:
представление отдельных проблем как уже решенных проблем;
показ отдельных решений проблемы при помощи дополнительного материала;
ограничение постановки цели.
Применение на учебных занятиях может осуществляться следующим образом:
преподаватель и все учащиеся совместно разбирают случай (преимущественно для введения в этот метод);
некоторые учащиеся изучают случай в группе, остальные учащиеся наблюдают;
оптимально: работа (с одним и тем же случаем) в нескольких малых группах (четыре-шесть учащихся) с руководителем дискуссии (учащийся),
каждый учащийся сам изучает случай;
несколько малых групп разрабатывают различные случаи.
Кайзер (Kaiser) разработал для Изучения Случаев шестифазную учебную модель т. е. оптимальную последовательность шагов/ последовательность этапов для его обработки (опережения и возвращения возможны, отдельные фазы могут протекать быстрее или медленнее): сопоставление → информация → исследования → решение → обмен мнениями → сверка с оригиналом
Кайзер (KAISER) приводит следующие четыре важных варианта изучения случаев:
Метод |
Проблемная ситуация |
Получение информации |
Решение проблемы |
Метод изучения конкретного случая (Case-Study-Method) |
— нужно распознать и анализировать скрытые проблемы |
— информация предоставляется |
— определение вариантов решения — принятие решений — сравнение решения с реальным принятым решением |
Метод проблемного случая (Case-Problem-Method) |
— проблемы уже сформулированы |
— информация предоставляется |
— определение вариантов решения — приятие решений — при необходимости сравнение с реальным решением |
Метод непредвиденного случая (Case-Incident-Method) |
— случаи представляются с проблемами — проблемы не названы |
— информацию необходимо получить самостоятельно |
— определение вариантов решений |
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что метод Изучение Случаев демонстрирует следующие важные педагогические значения:
элемент, усиливающий учебную мотивацию: учащиеся бросают вызов проблемам и вопросам, важным для жизни и профессии;
в результате самостоятельной деятельности повышается самостоятельность учащихся;
связь с жизненным миром: связь между практическим проявлением проблемы и теоретическим высказыванием;
упрощение комплексного случая: прозрачность, пригодность для изучения, пригодность для объяснения;
работа в группе (сотрудничество);
содействие способности находить решения;
ориентирование на действие и на профессию (картина будущей деятельности);
полные действия/компетенция действий;
Литература:
- Buddensiek, Dr. Wilfried: Entscheidungsfindung im Methodenver- bund — Didaktische Begründung für die Verbindung von Fallstudie und Simulationsspiel. In: Keim, Helmut (Hrsg.): Planspiel, Rollenspiel, Fallstudie. Zur Praxis und Theorie lernaktiver Methoden. Köln: Wirtschaftsverlag Bachem 1992.
- Kaiser, Franz-Josef, Brettschneider Volker: Fallstudie. In: Wiechmann, Jürgen (Hrsg.): Zwölf Unterrichtsmethoden. Vielfalt für die Praxis. 2. Aufl., Weinheim und Basel: Beltz Verlag 2000.