Применение метода puzzle на занятиях по экологии
Бахриддинова Насиба Мурадовна, кандидат технических наук
Бухарский инженерно-технологический институт (Узбекистан)
Воспитание учащейся молодёжи, ее экологическое образование являются приоритетами государственной образовательной политики Республики Узбекистан. Основы формирования гармонично развитого поколения заложены в Законах «Об охране природы», «Об образовании», Национальной программе по подготовке кадров и других документах.
Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством народного образования проведена определенная работа по созданию системы непрерывного экологического образования и воспитания в республике. Принято трех стороннее Постановление «О перспективах усовершенствования системы развития экологического образования в Республике Узбекистан».
Анализ нынешней экологической ситуации в Узбекистане показывает, что в среднесрочной перспективе — 15–20 лет, здесь в связи с этим может возникнуть комплекс новых экологических проблем; имеющиеся же — Аральский кризис, дефицит воды, деградация земель, дефляция и эрозии почв, последствия нерационального использования природных ресурсов и другие — будут усугубляться.
Для сохранения природной среды и решения экологических проблем немаловажную роль играет уровень экологической культуры всего общества. Для формирования и развития у населения экологической культуры необходимо создать специальную методологию экологического воспитания, опираясь на которую и с помощью которой люди смогли бы контролировать свои действия и активно формировать экологическую культуру.
Таким образом, эти актуальные вопросы показывают сложность и долгосрочность их решения, так как не существуют конкретных, ясных, оптимальных решений экологических проблем и восстановления разрушенных экосистем. Поэтому становится актуальным экологическое образование, как способа активной жизнедеятельности человека в реальных условиях жизни.
Мы предлагаем один из инновационного метода «Головоломка» для эффективного проведения занятий по предмету экология.
Головоломка (англ. «Puzzle») — это комплексный методический прием обучения (учебный метод, обучающий метод, предмет усвоения), который построен на структурах решения головоломки или на структурах распознавания проблем. Задаются головоломки чаще всего в форме профессионального случая или же они выводятся из конкретных случаев.
Головоломка (Puzzle) применяется в действие в результате какого-либо запроса, постановки проблемы, ключевого слова и пр. Самым важным признаком этого метода является активирование подсознания.
В ниже представлены пример применения метода «Puzzle— головоломка» вгруппе по предмету экология.
Составим план учебных действий урока.
A) Краткое описание (Планируемый объем времени составляет от 4 до макс. 6 часов)
‒ Тематика: Глобальные экологические проблемы
‒ Дидактическая цель Головоломки (Puzzle) заключается прежде всего в улучшении методических компонентов компетенции действия, в частности в генерировании идей в ходе деятельности.
‒ Методическая цель Головоломки (Puzzle) заключается главным образом в тренировке этого творческого метода, в быстром комбинировании фактов и мыслей.
‒ Возможная структура действия (последовательность шагов)
- Создание групп экспертов, в которых группы прорабатывают различные головоломки.
- Создание 5 основных групп.
- Обобщение результатов.
B) Описание проведения мероприятия
‒ Ссылка на программные указания — в частности реализуется программное указание, в котором поясняется исторический аспект и комплексный характер производственного процесса.
‒ Межпредметные связи — в числе прочего связь с учебными предметами «биология», «химия» и «физика» и т. д.
‒ Организационная форма Занятие в группе.
‒ Проведение:
1. Создание экспертных групп, в которых группы прорабатывают различные головоломки:
группа 1: Демография иэкология
группа 2: Миграционные потоки
группа 3: Ключевые внутренние экологические проблемы
группа 4: Трансграничные экологические проблемы
группа 5: Социально-экономические последствия воздействия экологических угроз
Учащиеся самостоятельно получают информацию по соответствующей теме в числе прочего из соответствующих разделов учебника. В завершение наиболее важные аргументы или точки зрения записываются на листе бумаги. Количество ключевых слов или размер листа бумаги могут быть определены проводящим занятие преподавателем.
2. Создание 5 основных групп:
В составе каждой основной группе как минимум один из ее членов является экспертом по каждой теме. Проводится обмен информацией, в ходе которого каждый участник в течение 5 минут делает устный доклад по своей теме.
3. Обобщение результатов:
Представление результатов производится при помощи плаката. Для разработки плаката определяются следующие критерии:
Должна содержаться только самая важная информация.
Наглядное представление.
Представление плаката одним из учащихся группы.
Другие возможности представления результатов: в числе прочего презентация в формате Power-Point в виде информационного листа. В конце учащиеся класса выбирают лучный плакат, который затем может быть скопирован для всех как результат.
Литература:
1. Каримов И. А. «Узбекистан на пороге ХХI века». Т. 1997.
2. Аюбова И. Х. Некоторые вопросы экологического образования в Узбекистане // Молодой ученый. 2012. № 2. С. 246–249.
3. Backerra, Hendrik; Malorny, Christian; Schwarz, Wolfgang: Kreativitätstechniken. Kreative Prozesse anstoßen, Innovationen fördern. Die K7. 2. Aufl., München, Wien: Carl Hanser Verlag 2002.
4. Osborn, Alex F.: Applied imagination: Principles and procedures of creative Thinking. New York 1997.
5. http://uznature.uz/?q=ru/node/680