Актуальность. В настоящее время отмечается значительный рост дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и, как следствие, автомобильного травматизма [2]. Это связано как с объективными причинами в виде увеличения количества ввозимых и выпускаемых автомобилей, состоянием дорог в стране и т. д., а также субъективными — качеством подготовки водителей, дисциплиной на дорогах и прочее [1]. К тому же существенно возросла скорость движения легковых автомобилей. Исследование причин высокой аварийности не является прерогативой судебной медицины, однако они существенно влияют на особенности проведения судебно-медицинских экспертиз [3].
Цель исследования: изучить характерные повреждения у водителей при различных типах столкновений.
Материалы иметоды исследования: Настоящая работа основана на комплексном морфологическом анализе повреждений мягких тканей, костей таза, тазовых органов, нижних конечностей по результатам 160 судебно-медицинских экспертиз пострадавших, получивших несмертельные телесные повреждения внутри легковых автомобилей при ДТП. Среди всех пострадавших водители составили 53,1 % (85 человек), а 46,9 % — пассажиры (75 человек)
При осмотре пострадавших детально фиксировали локализацию повреждений относительно анатомических образований, их форму и размеры. Описывали визуальную морфологическую характеристику повреждений кожных покровов в области таза, нижних конечностей и других областях тела.
Результаты исследования: из 160 человек, получивших несмертельную травму внутри автомобиля при различных типах столкновений, у 60,4 % пострадавших наблюдались переломы костей, в том числе, таза и нижних конечностей: из них 59,2 % водителей и 40,8 % пассажира переднего сидения. Как у водителей, так и у пассажиров переднего сидения преобладали переломы костей таза и нижних конечностей, которые в своей совокупности у водителей составили 68,5 %. а у пассажиров — 65 %.
Однако, если у водителей по частоте доминируют переломы надколенника (15,8 %), костей таза (15,4 %), бедренных костей (13,1 %), костей голени (12,8 %), стоп (11.4 %), то у пассажиров переднего сидения преобладают переломы костей таза (31,2 %), бедренных костей (14,6 %) и костей голени (13,2 %).
При фронтальном столкновении (ФС) у водителей повреждения мягких тканей области таза наблюдаются крайне редко, преимущественно в виде кровоподтеков, иногда ссадин, причиняются или ремнем безопасности, или же рулевым колесом и рулевой колонкой, если ремень безопасности не пристегнут. Из повреждений костей таза преобладают краевые переломы вертлужной впадины в сочетании с переломами других отделов таза (46,7 %) нередко с нарушением ею непрерывности (23,9 %), чаше встречающиеся в переднем отделе (75 %). Среди них преобладают одно- или двухсторонние переломы горизонтальной ветви лобковых костей с разрывами сочленения лобкового симфиза, возможны изолированные разрывы симфиза.
Повреждения мягких тканей бедер при ФС у водителей встречаются гораздо чаше в виде кровоподтеков на их передневнутренней поверхности от воздействия обода рулевого колеса.
При этом типе ДТП у водителей преобладают переломы левой бедренной кости (47,6 %). Реже повреждается правая бедренная кость (28,6 %). Только при этом типе столкновения наблюдаются двусторонние переломы бедренных костей (23,8 %), а также двойные переломы. Двойные переломы бедренной кости могут формироваться по следующим механизмам. При упоре областью коленного сустава о панель приборов управления и осевого нагружения бедренной кости возникают конструкционные переломы метаэпофиза с переходом на нижнюю треть диафиза и в области шеечно -диафизарного угла сгибательного характера. Если же в момент столкновения колено попадает под обод рулевого колеса, то за счет воздействия последнего в направлении сверху вниз, спереди назад образуется локальный разгибательный перелом диафиза нижней трети и конструкционный сгибательный перелом верхней трети. Такие локальные переломы у пассажиров переднего сидения не формируются.
От удара коленным суставом о панель приборов управления повреждения кожных покровов варьируют от ушибов мягких тканей передней поверхности до рвано-ушибленных ран. При этом нередко обнаруживаются штампованные повреждения в виде ссадин неправильной прямоугольной формы, а раны сравнительно часто имеют углообразный характер.
Переломы надколенника у водителей при ФС при упоре коленным суставом о панель приборов управления могут быть поперечными безоскольчатыми или фрагментарно оскольчатыми. Характер перелома зависит от точки контакта. Если воздействие приходится на среднюю часть надколенника, то перелом разгибательный, с зонной разрыва на задней поврехности долома на передней. При воздействии на верхний или нижний край надколенника перелом конструкционный сгибательный с зоной разрыва на передней, долома на задней поверхности.
Переломы костей голени у водителей при ФС чаще имеют правостороннюю локализацию и могут быть двухсторонними. Они, как правило, поперечные или оскольчатые.
Переломы костей в области голеностопного сустава у водителей чаше имеют левостороннюю локализацию, нередко они двухлодыжечные с подвывихом стопы. При ФС у водителей нередко наблюдаются переломы костей стоп. Наиболее часто повреждаются кости предплюсны и плюсны. Чаще эти переломы левосторонние, реже — правосторонние, иногда может быть двухсторонняя локализация. Эти переломы возникают в результате фиксации тела в момент столкновения при упоре подошвой левой ноги о выступ щитка передка на полу салона слева или от упора о педаль сцепления и правой ноги — о педаль тормоза.
Достаточно часто переломы лодыжек и костей стопы бывают сочетанными и возникают одномоментно. Это подтверждается элементами винтообразности переломов костей плюсны и предплюсны и объясняется ротацией стопы в момент ее подворачивания в голеностопном суставе. Кроме переломов костей, на кожных покровах подошвенной поверхности стоп могут возникать ссадины, кровоподтеки, крайне редко раны, а также кровоизлияния в мягкие ткани. Такие переломы не образуются у пассажиров переднего сидения и поэтому имеют диагностическое значение.
При фронтально-левом столкновении (ФЛС) у водителей из повреждений мягких тканей, имеющих диагностическую ценность, следует отметить ушибы мягких тканей, кровоподтеки, ссадины в области большого вертела бедренной кости слева и гематомы в мягких тканях (без повреждений кожных покровов). Кровоподтеки, ссадины и раны на передненаружной поверхности левого бедра, левого коленного сустава и голени, возникают при ударе о левую переднюю дверь и панель приборов управления. Среди переломов костей таза доминируют повреждения левой вертлужной впадины и переломы левой половины таза с преобладанием переломов левых лобковой и седалищной костей. Этот тип столкновения у водителей характеризуется переломами только левой бедренной кости и костей левой голени. Переломы могут формироваться или только от деформации изгиба, или же к изгибу присоединяется кручение, за счет чего в переломах выявляется та или иная степень выраженности признака винтообразности. Отмечаются переломы костей плюсны или предплюсны только левой стопы.
При боковом левом столкновении (БЛС) у водителей повреждения мягких тканей тазовой области (чаще в виде кровоподтеков) располагаются в области крыла левой подвздошной кости и в проекции левого тазобедренного сустава. Повреждения кожных покровов на левом бедре локализуются на наружной или наружно — задней поверхности от контакта с передней левой дверью автомобиля. Повреждения мягких тканей в области коленных суставов встречаются одинаково часто как слева, так и справа, и причиняются при ударе о панель приборов управления.
Повреждения мягких тканей голеней отмечаются на внутренней поверхности правой голени, а повреждения мягких тканей стоп не встречались.
При этом типе столкновения характерным можно считать перелом области левой вертлужной впадины с центральным вывихом головки бедренной кости, конструкционные переломы переднего и заднего полуколец таза слева сгибательного характера. Эти повреждения формируются при ударе большим вертелом бедренной кости о левую переднюю дверь.
Из повреждений, формирующихся у водителей при фронтальном правом столкновении (ФПС) и представляющих диагностическую значимость по сравнению с другими типами столкновений, можно отметить следующие: повреждения мягких тканей в области крыла правой подвздошной кости справа с краевыми переломами крыла сгибательного характера, возникающие от удара о левый край спинки правого переднего сидения; сгибательные переломы костей таза в переднем полукольце преимущественно правосторонней локализации, которые образуются при ударе областью правою коленного сустава о панель приборов. При этом контакте также формируются одиночные или двойные конструкционные сгибательные переломы правой бедренной кости в верхней и нижней третях за счет осевого нагружения. Переломы плюсневых и предплюсневых костей формируются только на правой стопе от упора о педаль тормоза. Остальные повреждения, которые могут быть обнаружены при экспертизе пострадавшего, могут не отличаться от других типов столкновения.
При боковом правом столкновении (БПС) травма области таза и нижних конечностей у водителей наблюдается редко и характеризуется только повреждениями мягких тканей в области крыла правой подвздошной кости при ударе о левый край спинки правого переднего сидения.
Заключение. Таким образом, при несмертельной травме внутри салона легкового автомобиля, у водителя и пассажира переднего сидения наиболее часто повреждамые области — таз и нижние конечности. На основе анализа повреждений области таза и нижних конечностей выявлены закономерности их формирования (локализация, частота и механизмы образования) как водителя, так и пассажира переднего сидения при различных типах столкновения.
Литература:
- Бастуев Н. В. Структура современной несмертельной автомобильной травмы // Материалы XIV Пленума Всероссийского общества судебных медиков M. 1999 — С 56.
- Бастуев П. В., Паньков И. В., Койнова Н. В. и др Структура и динамика несмертельной автомобильной травмы в северном регионе России // Актуальные вопросы судебной и клинической медицины Ханты-Мансийск, 2000 — № 4 — С 7–10
- .Судебная медицина: учебник / под ред. Ю. И. Пиголкина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 496с.: ил