Инвестиционные инструменты краудсорсинг, краудфандинг, краудинвестинг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 13.05.2016

Статья просмотрена: 996 раз

Библиографическое описание:

Кремлев, Т. С. Инвестиционные инструменты краудсорсинг, краудфандинг, краудинвестинг / Т. С. Кремлев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 762-766. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29576/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье дается обзор основных направлений краудфандинга: краудинвестинг и краудсорсинг, рассматривается суть феномена и его применимость для проектов и инвесторов.

Ключевые слова: инвестиции, краудсорсинг, краудфандинг, краудинвестинг, виртуальная экономика.

The article provides an overview of the main areas of crowdfunding, crowdsourcing and credinvest, is considered the essence of the phenomenon and its applicability for projects and investors

Keywords: investing, crowdsourcing, crowdfunding, credinvest, virtual economy.

После появления интернет-технологий человек перешел на новую ступень абстракции. Социальные сети, общие базы данных, интернет-банки и магазины ворвались в жизнь обычного человека, наполнив ее множеством неологизмов, связанных с переосмыслением человеческой деятельности на новый лад.

По своей сути информационные технологии можно сравнить с ростом автоматизации, одним из аспектов которой является софтверизация (software — дословно: «мягкое изделие», сленговое название программного обеспечения, сравни с hardware — аппаратного или механического наполнения ПК). Софтверизация — процесс, означающий превращение в программу всего, что может быть лишено физической оболочки или физического воплощения. Таковым является перевод в программы сложных технически систем видео-конференц-связи.

Возможно, стоит сказать об современных тенденциях автоматизации как виртуализации. Человек все сильнее уходит от физического наполнения в сторону идей и символов — дополненную реальность (помочь увидеть которую ему помогут специальные устройства и приложения, например GoogleGlasses, которая номинально играет роль очков, но дополняет помимо этого реальность вокруг), что напоминает для представителей индустриального общества некие магические манипуляции. Так как постиндустриальная «виртуальная реальность» существует параллельно с индустриальной реальностью, то неудивительно, что многие решения, которые не должны вписываться в обыденность, уходят в виртуальность.

Появление новых способов финансирования тесно связано с проникновением социальных технологий в жизнь. Социальные сети возникли давно (в 1995 году с сайта Classmates), поэтому механизмы участия сети проникли и в экономические взаимоотношения.

Для чего мы характеризуем инвестиционные решения, происходящие в интернете? Потому, что если условный инвестор войдет на рынок инноваций, рано или поздно, он обнаружит, что небольшие прорывные технические решения воплощаются в том числе и через интернет. Процесс нужно «знать в лицо», потому что софтверизация будет стягивать все больше обычны вещей в интернет, рождая новые варианты развития традиционных механизмов в том числе.

Посмотрим, как устроены данные инвестиционные механизмы. Первое, с чего стоит начать — это терминология и ее иерархия.

  1. Краудфандинг — это форма финансирования, где каждый пользователь интернета может пожертвовать деньги (или иную ценность — прим. авт.) на проект [2, с. 13].
  2. Краудинвестинг (англ. crowd — «толпа», здесь: «физические лица» и investing — «инвестирование») — подчиненное понятие краудфандинга. Означает совместное вложение нескольких инвесторов в один проект. В отличие от прочих инвестиционных проектов, сумма пожертвований может быть любой. Краудинвестинг предлагает вознаграждение участника, иногда — ограничение максимальной суммой и прибыль за успешно реализованный проект;

Рис.1. Основные направления краудинвестинга

  1. Краудсорсинг — вовлечение большого количества людей для совместной работы с использованием современных интернет-технологий в качестве среды для коллективной деятельности. Отличием краудсорсинга состоит в том, что задача предлагается неограниченному кругу людей, вне зависимости от их профессиональной, возрастной и статусной принадлежности (что и отличает. Именно краудсорсинг помог в создании вики-проектов, вроде знаменитой онлайн энциклопедии wikipedia.org.

Рис.2. Краудинвестинг и формы вознаграждения спонсора

Рассмотрим рис.2 поподробнее, чтобы охарактеризовать краудинвестинг:

  1. Модель роялти — (англ. royalty, от средневекового французского roialte, от латинского regalis — царский, королевский, государственный) логическое продолжение схемы неденежного вознаграждения. Помимо бонусов возможно получить долю доходов от прибыли проекта.
  2. Народное кредитование (краудлендинг) — отличительной чертой данной формы является наличие четкого плана-графика возврата заемного капитала инвесторам. Инвестор заранее имеет всю информацию о том, когда он получит обратно свои вложения вместе с оговоренным процентом. Источником финансирования выступают исключительно физические лица (crowd). Кредиты могут получать как физические, так и юридические лица. Согласно некоторым данным, лидер рынка Великобритании платформа Funding Circle помогла привлечь от физических лиц более $250 млн для юридических лиц. Предоставление средств физических лиц может существовать как в виде народного кредитования, так и в виде P2P (англ. peer-to-peer — «равный к равному») кредитования, когда заемщик общается не с обезличенным сообществом людей, а с непосредственным кредитором. Площадка краудфандинга в данном случае выступает посредником и в определенной мере гарантом всей процедуры.Обычным случаем кредитования физических лиц является модель социального кредитования. Она характеризуется номинальными процентами по кредиту или их полным отсутствием.
  3. Акционерный краудфандинг — самая передовая форма краудфандинга, где в качестве вознаграждения инвестор получает часть имущества или акции предприятия. Этот подход является сразу и более обсуждаемым, и противоречивым, так как затрагивает организационно-правовую форму фирмы и связан с завышенным риском для инвесторов.

К несомненным плюсам краудинвестинга относится системная устойчивость. Индустрия краудфандинга, включившись активно в рыночную структуру, сделает ее менее концентрированной ведь, как показывает практика, несколько участников обычного рынка всегда существуют в условиях «too big to fail» («слишком большой, чтобы проиграть», англ.)модели, при которой более крупные институты несут риск перевернуть всю рыночную систему в случае невыполнения собственных обещаний. Большая численность платформ для краудфандинга приведет к децентрализации сил и установлению большей конкуренции на рынке вложений.

Также, к несомненным плюсам относится меньшая возможность манипулирования рейтинговыми агентствами. Так как рейтинги определяются спросом населения на реализацию того или иного продукта, набольшие платформы будут иметь возможность выдавать корректные значения для цен и финансовых агрегатов, связанных с проектом. В настоящее время, финансовые гиганты способны влиять на ожидания потребителей относительно развития рынка, но дальнейший рост поможет избежать такого.

Помимо этого, малое и среднее предпринимательство испытывает сильную потребность в привлечении дополнительных заемных средств. Именно этот сектор прекращает свое существование при наступлении экономических кризисов.

А теперь о недостатках.

Основной проблемой всякой новой системы являются недобросовестные участники — проверить проект на намерения реализации достаточно сложно. Но, к слову, уже большинство краудфандинговых платформ обладают системами идентифицирования мошеннических проектов.

Следующей проблемой является издержки управления — направление средств может быть произведено с поправкой ввиду издержек на перевод средств, так как инвестор может находиться за пределами государства, в котором реализуется проект (особенно когда мы говорим об СНГ).

Конфликт интересов — как только предприниматель привлекает инвесторов с правом участия в акционерных собраниях, существует вероятность конфликтов ввиду искажения ложного согласия — люди по-разному воспринимают одну и ту же идею и по-разному могут видеть траекторию развития предприятия [3, с.].

Краудинвестинг может подойти инвесторам в случае если инвесторы:

  1. Понимают высокую рискованность микроинвестиций и готовы ожидать более длительного оборота вложенных сумм;
  2. Осознают, что краудинвестинг постоянно меняется и устанавливают правила именно площадки;
  3. Предпочитают начинать с «посевных инвестиций». После посевного раунда у стартапа в зависимости от амбиций и бизнес-плана могут быть и другие раунды инвестирования, так как микрофинансирование дает микродоли;
  4. Краудинвестинг — это социальная технология, поэтому проекты, созданные вне философии B2C являются самыми массовыми, а значит, имеют больший шанс на реализацию;
  5. Осознают, что блиц-экспертиза стартапов, представленных на краудинвестинговых платформах, может вообще не проводиться: многие платформы предоставляют микроинвесторам право самостоятельно оценивать перспективность проекта — «на глазок», поскольку это непрофессиональные инвесторы и не обязательно имеющие отношение к бизнесу [4].

Краудинвестинг может подойти проекту в случае если:

  1. Ценность проекта может быть объяснена специфической интернет-аудитории. Это могут быть слушатели конкретной группы, ценители определённой эстетики (очень показательным примером является китчевый фильм KungFury сочетает в себе все элементы кино 80-х в таких пропорциях, которые автор статьи просто не может представить себе в виде сценария, поданного в серьезную киностудию) или работает на сложных инновациях;
  2. Не имеете желания работать вместе с государственными органами;
  3. Не желаете вовлекать прочих крупных инвесторов, которые могут значительно влиять на судьбу проектов.

Автор понимает скептицизм традиционного бизнеса. Но в краткосрочной перспективе рынок краудинвестинга продолжит рост. По прогнозам J'son&Partners суммарный объем собранных средств составит $0,5 млрд. к 2018 году, то есть 12 % от доли венчурных инвестиций в стране. Учитывая сложности, во время кризиса привлечения иностранных инвестиций, высоких ставок по кредитам и займам, а также массовом отказе банков в кредитовании рискованных проектов — финансирование посредством краудинвестинга может стать для многих наиболее доступным, если не единственным, способом привлечения денежных средств [1, с. 249].

Литература:

  1. Киселев Д. А., Фоканова Е. А. Краудинвестинг как источник финансирования малого бизнеса в условиях экономического кризиса // Science Time, -№ 11, 2015. (23).
  2. Кулишова А. В., Крюкова А. А. Роль краудфандинга в инновационной деятельности // Academy — № 1 (4), 2016.
  3. Гусева Д. Е., Малыхин Н. Краудфандинг: сущность, преимущества и риски // журнал «Современна наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право», — № 9–10, 2014. — http://www.nauteh-iournal.ru/index.php/ru/—ep14–09/1278-a. (дата обращения 31.04.2016)
  4. Подберезкина А. Краудинвестинг, или Кто хочет стать миллионером? // Zillion.net. 2014 http://zillion.net/ru/blog/260/kraudinviestingh-ili-kto-khochiet-stat-millionierom (дата обращения 31.04.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): инвестор, проект, лицо, народное кредитование, платформа.


Похожие статьи

Перспективы проектного финансирования инвестиционных проектов в России

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития проектного финансирования в России, а также определяются его особенности и отличия от других видов финансирования инвестиционных проектов. Представлены некоторые пути преодоления затруднений в ...

Краудфандинг как инструмент стимулирования стартапов в Российской Федерации

В статье рассмотрена проблема стимулирования стартапов в Российской Федерации. В качестве одного из способов решения этой проблемы предлагается использовать краудфандинг. Приведена динамика зарубежного портала «Kickstarter», иллюстрирующая эффективно...

Сбережения и инвестиции

В данной работе рассматривается формирование сбережений у крупных фирм, мелких предпринимателей и домашних хозяйств. Представлена краткая характеристика основных инструментов финансовых инвестиций.

Исследование инструментов финансирования инноваций и инвестиций строительные проекты

В условиях глобализации финансовой сферы организации сталкиваются с острой проблемой — как найти лучший инструмент для финансирования инновационных и инвестиционных строительных проектов. Банковский сектор и рынок ценных бумаг накопили достаточные фи...

Эволюция венчурных фондов: инвестирование в глобальные таланты

Актуальность данной темы инвестирования капитала в глобальные проекты через венчурные фонды важна на данном этапе потому, что, помимо растущих возможностей для предпринимательства во всем мире, у стартапов появляется возможность сократить отток талан...

Анализ современного состояния рынка наноспутников как подрывной инновации и возможностей его развития в России

В данной статье авторы, осуществляют анализ мирового и отечественного рынка наноспутников, опираясь на теорию подрывных инноваций Клейтона М. Кристенсена. После проведения анализа рядов данных и ценообразования на рынке космических аппаратов авторы ф...

Роль бренда «ВКонтакте» на рынке развивающихся стран

В статье рассматривается роль бренда ВКонтакте (ВК) на рынке развивающихся стран. ВКонтакте — крупнейшая социальная сеть в России, ее стратегия выхода на международные рынки с последующим позиционированием в развивающихся странах является примером те...

Всемирная паутина как инструмент маркетинговых коммуникаций в современных компаниях

В современном мире огромное внимание уделяется маркетингу. В последнее время особое место занимают информационные маркетинговые коммуникации. В данной статье рассматривается понятие маркетинговых коммуникаций, их цели и виды. В частности, рассмотрен ...

Краудфандинг как перспективный способ финансирования стартап-компаний

Маркетинговые исследования при открытии магазина

В статье рассмотрен маркетинг магазина, а именно те ключевые вопросы, которые связанны с маркетинговыми исследованиями при открытии нового магазина.

Похожие статьи

Перспективы проектного финансирования инвестиционных проектов в России

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития проектного финансирования в России, а также определяются его особенности и отличия от других видов финансирования инвестиционных проектов. Представлены некоторые пути преодоления затруднений в ...

Краудфандинг как инструмент стимулирования стартапов в Российской Федерации

В статье рассмотрена проблема стимулирования стартапов в Российской Федерации. В качестве одного из способов решения этой проблемы предлагается использовать краудфандинг. Приведена динамика зарубежного портала «Kickstarter», иллюстрирующая эффективно...

Сбережения и инвестиции

В данной работе рассматривается формирование сбережений у крупных фирм, мелких предпринимателей и домашних хозяйств. Представлена краткая характеристика основных инструментов финансовых инвестиций.

Исследование инструментов финансирования инноваций и инвестиций строительные проекты

В условиях глобализации финансовой сферы организации сталкиваются с острой проблемой — как найти лучший инструмент для финансирования инновационных и инвестиционных строительных проектов. Банковский сектор и рынок ценных бумаг накопили достаточные фи...

Эволюция венчурных фондов: инвестирование в глобальные таланты

Актуальность данной темы инвестирования капитала в глобальные проекты через венчурные фонды важна на данном этапе потому, что, помимо растущих возможностей для предпринимательства во всем мире, у стартапов появляется возможность сократить отток талан...

Анализ современного состояния рынка наноспутников как подрывной инновации и возможностей его развития в России

В данной статье авторы, осуществляют анализ мирового и отечественного рынка наноспутников, опираясь на теорию подрывных инноваций Клейтона М. Кристенсена. После проведения анализа рядов данных и ценообразования на рынке космических аппаратов авторы ф...

Роль бренда «ВКонтакте» на рынке развивающихся стран

В статье рассматривается роль бренда ВКонтакте (ВК) на рынке развивающихся стран. ВКонтакте — крупнейшая социальная сеть в России, ее стратегия выхода на международные рынки с последующим позиционированием в развивающихся странах является примером те...

Всемирная паутина как инструмент маркетинговых коммуникаций в современных компаниях

В современном мире огромное внимание уделяется маркетингу. В последнее время особое место занимают информационные маркетинговые коммуникации. В данной статье рассматривается понятие маркетинговых коммуникаций, их цели и виды. В частности, рассмотрен ...

Краудфандинг как перспективный способ финансирования стартап-компаний

Маркетинговые исследования при открытии магазина

В статье рассмотрен маркетинг магазина, а именно те ключевые вопросы, которые связанны с маркетинговыми исследованиями при открытии нового магазина.

Задать вопрос