В статье рассматриваются вопросы, связанные с гипотаксическим периодом как сильной, целенаправленной и выразительной фигурой речи.
Ключевые слова: поликомпонентные единства, гипотаксические периоды, подчинение, повышение, понижение, предикативные части, классификация.
Для достижения всестороннего логического, эмоционального, эстетического воздействия на читателя (слушателя) говорящие заботятся ещё и о средствах и формах речи, способных обеспечивать этот комплекс воздействия. Среди них наиболее результативными оказались поликомпонентные единства с идентичными элементами. Поликомпонентное единство — функционально-речевая композиция, которая образуется из трёх или более предикативных единиц в соответствии с определенными правилами их комбинации для сообщения некоторой информации.
Природа поликомпонентных единств с идентичными элементами такова, что лингвистически существенные данные могут быть получены при обращении к ним как к группе единств однородных не только по наличию конститутивных компонентов, но по социальной функции, которая у них в одних условиях тождественна, в других — схожа, в третьих — заметно различается. Так анафорические единства, катехезические единства, гипотаксические периоды особенно характерны для взволнованной, эмоционально-риторической речи. Пример гипотаксического периода:
«Лишь только ночь своим покровом И под лозою виноградной.
Верхи Кавказа осенит, Росу небес глотая жадно,
Лишь только мир волшебным словом Цветок распустится ночной;
Завороженный, замолчит; Лишь только месяц золотой
Лишь только ветер над скалою Из-за горы тихонько встанет
Увядшей шевельнет травою, И на тебя украдкой взглянет,-
И птичка, спрятанная в ней К тебе стану я прилетать…»
Порхнет в во мраке веселей; (М. Ю. Лермонтов «Демон»)
В русской лингвистике давно установлено, что периодические композиции (периоды) — сильные, целенаправленные и выразительные фигуры речи.
Примечательным типом этой фигуры является гипотаксический период (от греческого hypotaxis— подчинение (предложений). Термин введен Карповым А. Н. [1]
Сущность гипотаксического периода составляют определенные синтаксические и смысловые отношения между членами периода в форме однородных предложений или членами усложненного типа и понижением. Между первым придаточным предложением и понижением располагается цепь однородных предложений, каждое из которых, включая и первое, подчинено понижению однотипно. Члены периода располагаются в одной синтаксической плоскости по отношению к понижению, структура которого становится подчиняющей и определяющей в системе расположения связей и соотношения их как компонентов целого.
Повышение гипотаксических периодов представляет собою ряд однородных придаточных предложений, распространяющих опорное слово— одного из членов главного предложения, вынесенного в абсолютное начало повышения и понижения. В роли опорного слова, которое является конструктивным ядром периода, могут выступать субстантивы и местоимения, в понижении при субстантиве почти обязательно используется дейктическое (указательное) определение. Например: «Бой влесу, вкустах, вболоте, Где война стелила путь, Где вода была пехоте по колено, грязь по грудь; Где брели бойцы понуро И, соскользнув с бревна в ночи, Артиллерия тонула, Увязали тягачи,- Этот бой в болоте диком На втором году войны Не за город шел великий, Что один у всей страны, Не за гордую твердыню, Что у матушки реки, А за некий, скажем ныне, Населенный пункт Борки «(А. Твардовский)
Повышение гипотаксических периодов может представлять собой ряд однородных предложений, лексически восполняющих любое соотносительное слово, которое соотносит содержание этих придаточных с содержанием главного предложения в понижении; придаточные не столько распространяют соотносительное слово, сколько занимают с ним одну синтаксическую позицию [2]:
«Кто много странствовал по свету, Тот сердцем диким и простым
Не отдавал души своей,- И с чувством некогда святым
Тот пылкой женщины пристрастье Шутить боится»
Не почитает за счастье, (М. Ю. Лермонтов)
В повышении гипотаксических периодов ряд однородных придаточных предложений, которые связаны с главным в целом (оно, конечно, находится и в понижении) и, занимая место обстоятельственного детерминанта, в сущности, является его факультативным распространителем; главное предложение в этом случае не предопределяет строение однородных придаточных в повышении. Роль семантических союзов здесь велика: они, связывая повышение и понижение, преимущественно подсказывают вид однородных придаточных, семантика которых соответствует семантике обстоятельственного детерминанта:
«Когда ты лгал на поле обожженном И храбро врал в печали безвестной
Бессмертному сержанту своему, Что встретил и другую, другую полюбил-,
Что не задет взорвавшимся патроном, Тогда сойдя с крутого пьедестала,
И стон скрывал улыбкою в дыму; Преодолев, преодолев бои и преграды,
Когда ты знал: припасу больше нету, Перед тобою ПРАВДА преклоняла
Твердил, что сыт, и, сделавши привал, Колени неистёртые свои»
Как целый мир, последнюю галету (И. Радченко).
Товарищу больному отдавал;
Когда в глазах у женщины заветной
Ты замечет вдруг жалость, а не пыл
Карпов А. Н. [2] выделяет следующие виды гипотаксического периода:
1) с временными отношениями:
а) с отношениями полной одновременности;
б) с отношениями частичной одновременности;
в) с отношениями полной ограничительной одновременности;
г) с отношениями частичной ограничительной одновременности;
д) с отношениями предшествования;
е) с отношениями следования;
ж) с причинно-следственными отнощениями;
з) с целевыми отношениями;
и) с условными отношениями;
к) с пространственными отношениями;
л) с определительными отношениями.
Следует отметить, что критерии для такого деления не всегда выявлены четко, и не все представляются бесспорными, Однако сам факт составления системной классификации заслуживает внимания.
Рамки данной работы не позволяют охватить, тем более раскрыть весь комплекс вопросов, связанных с композиционно-стилистическими особенностями указанного вида периодической речи. Поэтому в заключении отметим, что выяснение принципов использования и способов сочетания предикативных единиц, а также их элементов при образовании гипотаксического периода, точная грамматическая характеристика его композиции и определение видов этого периода, отличающихся друг от друга как по выражаемым им отношениям, так по особенностям их композиции в конкретных речевых условиях- всё это составляет одну их важных задач стилистического синтаксиса.
Литература:
- Карпов А. Н. Полипредикативные единства с идентичными элементами в русской монологической речи. Автореферат дисс.. докт. фил. наук,-М. 1987.
- Карпов А. Н. Функции периода в его отношении к содержанию и композиции текста.- Тула. 1982
- Валгина Н. С. Современный русский язык, — М., «Дрофа»,2006.