Гипотаксический период в русской монологической речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 16.05.2016

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Улухужаев, Н. З. Гипотаксический период в русской монологической речи / Н. З. Улухужаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1500-1501. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29580/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассматриваются вопросы, связанные с гипотаксическим периодом как сильной, целенаправленной и выразительной фигурой речи.

Ключевые слова: поликомпонентные единства, гипотаксические периоды, подчинение, повышение, понижение, предикативные части, классификация.

Для достижения всестороннего логического, эмоционального, эстетического воздействия на читателя (слушателя) говорящие заботятся ещё и о средствах и формах речи, способных обеспечивать этот комплекс воздействия. Среди них наиболее результативными оказались поликомпонентные единства с идентичными элементами. Поликомпонентное единство — функционально-речевая композиция, которая образуется из трёх или более предикативных единиц в соответствии с определенными правилами их комбинации для сообщения некоторой информации.

Природа поликомпонентных единств с идентичными элементами такова, что лингвистически существенные данные могут быть получены при обращении к ним как к группе единств однородных не только по наличию конститутивных компонентов, но по социальной функции, которая у них в одних условиях тождественна, в других — схожа, в третьих — заметно различается. Так анафорические единства, катехезические единства, гипотаксические периоды особенно характерны для взволнованной, эмоционально-риторической речи. Пример гипотаксического периода:

«Лишь только ночь своим покровом И под лозою виноградной.

Верхи Кавказа осенит, Росу небес глотая жадно,

Лишь только мир волшебным словом Цветок распустится ночной;

Завороженный, замолчит; Лишь только месяц золотой

Лишь только ветер над скалою Из-за горы тихонько встанет

Увядшей шевельнет травою, И на тебя украдкой взглянет,-

И птичка, спрятанная в ней К тебе стану я прилетать…»

Порхнет в во мраке веселей; (М. Ю. Лермонтов «Демон»)

В русской лингвистике давно установлено, что периодические композиции (периоды) — сильные, целенаправленные и выразительные фигуры речи.

Примечательным типом этой фигуры является гипотаксический период (от греческого hypotaxis— подчинение (предложений). Термин введен Карповым А. Н. [1]

Сущность гипотаксического периода составляют определенные синтаксические и смысловые отношения между членами периода в форме однородных предложений или членами усложненного типа и понижением. Между первым придаточным предложением и понижением располагается цепь однородных предложений, каждое из которых, включая и первое, подчинено понижению однотипно. Члены периода располагаются в одной синтаксической плоскости по отношению к понижению, структура которого становится подчиняющей и определяющей в системе расположения связей и соотношения их как компонентов целого.

Повышение гипотаксических периодов представляет собою ряд однородных придаточных предложений, распространяющих опорное словоодного из членов главного предложения, вынесенного в абсолютное начало повышения и понижения. В роли опорного слова, которое является конструктивным ядром периода, могут выступать субстантивы и местоимения, в понижении при субстантиве почти обязательно используется дейктическое (указательное) определение. Например: «Бой влесу, вкустах, вболоте, Где война стелила путь, Где вода была пехоте по колено, грязь по грудь; Где брели бойцы понуро И, соскользнув с бревна в ночи, Артиллерия тонула, Увязали тягачи,- Этот бой в болоте диком На втором году войны Не за город шел великий, Что один у всей страны, Не за гордую твердыню, Что у матушки реки, А за некий, скажем ныне, Населенный пункт Борки «(А. Твардовский)

Повышение гипотаксических периодов может представлять собой ряд однородных предложений, лексически восполняющих любое соотносительное слово, которое соотносит содержание этих придаточных с содержанием главного предложения в понижении; придаточные не столько распространяют соотносительное слово, сколько занимают с ним одну синтаксическую позицию [2]:

«Кто много странствовал по свету, Тот сердцем диким и простым

Не отдавал души своей,- И с чувством некогда святым

Тот пылкой женщины пристрастье Шутить боится»

Не почитает за счастье, (М. Ю. Лермонтов)

В повышении гипотаксических периодов ряд однородных придаточных предложений, которые связаны с главным в целом (оно, конечно, находится и в понижении) и, занимая место обстоятельственного детерминанта, в сущности, является его факультативным распространителем; главное предложение в этом случае не предопределяет строение однородных придаточных в повышении. Роль семантических союзов здесь велика: они, связывая повышение и понижение, преимущественно подсказывают вид однородных придаточных, семантика которых соответствует семантике обстоятельственного детерминанта:

«Когда ты лгал на поле обожженном И храбро врал в печали безвестной

Бессмертному сержанту своему, Что встретил и другую, другую полюбил-,

Что не задет взорвавшимся патроном, Тогда сойдя с крутого пьедестала,

И стон скрывал улыбкою в дыму; Преодолев, преодолев бои и преграды,

Когда ты знал: припасу больше нету, Перед тобою ПРАВДА преклоняла

Твердил, что сыт, и, сделавши привал, Колени неистёртые свои»

Как целый мир, последнюю галету (И. Радченко).

Товарищу больному отдавал;

Когда в глазах у женщины заветной

Ты замечет вдруг жалость, а не пыл

Карпов А. Н. [2] выделяет следующие виды гипотаксического периода:

1) с временными отношениями:

а) с отношениями полной одновременности;

б) с отношениями частичной одновременности;

в) с отношениями полной ограничительной одновременности;

г) с отношениями частичной ограничительной одновременности;

д) с отношениями предшествования;

е) с отношениями следования;

ж) с причинно-следственными отнощениями;

з) с целевыми отношениями;

и) с условными отношениями;

к) с пространственными отношениями;

л) с определительными отношениями.

Следует отметить, что критерии для такого деления не всегда выявлены четко, и не все представляются бесспорными, Однако сам факт составления системной классификации заслуживает внимания.

Рамки данной работы не позволяют охватить, тем более раскрыть весь комплекс вопросов, связанных с композиционно-стилистическими особенностями указанного вида периодической речи. Поэтому в заключении отметим, что выяснение принципов использования и способов сочетания предикативных единиц, а также их элементов при образовании гипотаксического периода, точная грамматическая характеристика его композиции и определение видов этого периода, отличающихся друг от друга как по выражаемым им отношениям, так по особенностям их композиции в конкретных речевых условиях- всё это составляет одну их важных задач стилистического синтаксиса.

Литература:

  1. Карпов А. Н. Полипредикативные единства с идентичными элементами в русской монологической речи. Автореферат дисс.. докт. фил. наук,-М. 1987.
  2. Карпов А. Н. Функции периода в его отношении к содержанию и композиции текста.- Тула. 1982
  3. Валгина Н. С. Современный русский язык, — М., «Дрофа»,2006.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, главное предложение, понижение, выразительная фигура речи, единство, Лермонтов, обстоятельственный детерминант, опорное слово, соотносительное слово, член периода.


Ключевые слова

классификация, повышение, поликомпонентные единства, гипотаксические периоды, подчинение, понижение, предикативные части

Похожие статьи

Параметры классификации словообразовательных категорий современного русского языка

В статье рассматриваются частеречные, семантические, функциональные и стилистические параметры классификаций словообразовательных категорий русского языка; словообразовательные категории рассматриваются как комплексы воплощения дифференциальных призн...

Типы транспозиции частей речи в современном русском языке

В данной статье рассматриваются типы транспозиции частей речи в современном русском языке, теоретические сведения подтверждаются примерами.

Слова категории состояния как стилистическое и изобразительно-выразительное средство языка

В статье автор рассматривает функциональность слов категории состояния как средств художественной выразительности языка.

Роль просодии в формировании начальных единиц общения у неговорящих первоклассников с расстройствами аутического спектра

В статье автор исследует взаимосвязь развития просодической стороны речи и формирования звуко-слоговых комплексов у неговорящих детей с РАС. Описывает методы работы по формированию начальных единиц речи на основе формирования ритмико-мелодико-интонац...

Категориальное значение частей речи

В статье рассматриваются части речи как одно из центральных понятий морфологии, имеющее также непосредственное отношение к классификации лексического состава и к процессам деривации.

О понятии семантической структуры многозначных слов

В статье рассматривается вопрос о семантической структуре многозначных слов и компонентах этой структуры.

Компоненты семантической структуры грамматического рода субстантивов

Интересно представлены четыре компонента родовой семантики. Автор рассказывает о двух подтипах, которые принято различать в структурном компоненте семантики.

Категория условности и способы ее выражения в современном французском языке

В данной статье рассматривается категория условности, которая выражается в языке самыми различными способами. Существует ряд точек зрения на способы выражения семантической категории условности на уровне простого предложения, которые можно объединить...

Гипотаксический период с отношениями условия, причины и следствия

Раскрыты вопросы, связанные с особенностями гипотаксического периода с отношениями условия, причины и следствия.

Репрезентация концепта «время» в художественной картине мира А. Марининой

В статье рассматриваются репрезентативные контексты, которые способствуют моделированию поля концепта «время» как в его общеязыковой, так и в индивидуально-авторской сфере.

Похожие статьи

Параметры классификации словообразовательных категорий современного русского языка

В статье рассматриваются частеречные, семантические, функциональные и стилистические параметры классификаций словообразовательных категорий русского языка; словообразовательные категории рассматриваются как комплексы воплощения дифференциальных призн...

Типы транспозиции частей речи в современном русском языке

В данной статье рассматриваются типы транспозиции частей речи в современном русском языке, теоретические сведения подтверждаются примерами.

Слова категории состояния как стилистическое и изобразительно-выразительное средство языка

В статье автор рассматривает функциональность слов категории состояния как средств художественной выразительности языка.

Роль просодии в формировании начальных единиц общения у неговорящих первоклассников с расстройствами аутического спектра

В статье автор исследует взаимосвязь развития просодической стороны речи и формирования звуко-слоговых комплексов у неговорящих детей с РАС. Описывает методы работы по формированию начальных единиц речи на основе формирования ритмико-мелодико-интонац...

Категориальное значение частей речи

В статье рассматриваются части речи как одно из центральных понятий морфологии, имеющее также непосредственное отношение к классификации лексического состава и к процессам деривации.

О понятии семантической структуры многозначных слов

В статье рассматривается вопрос о семантической структуре многозначных слов и компонентах этой структуры.

Компоненты семантической структуры грамматического рода субстантивов

Интересно представлены четыре компонента родовой семантики. Автор рассказывает о двух подтипах, которые принято различать в структурном компоненте семантики.

Категория условности и способы ее выражения в современном французском языке

В данной статье рассматривается категория условности, которая выражается в языке самыми различными способами. Существует ряд точек зрения на способы выражения семантической категории условности на уровне простого предложения, которые можно объединить...

Гипотаксический период с отношениями условия, причины и следствия

Раскрыты вопросы, связанные с особенностями гипотаксического периода с отношениями условия, причины и следствия.

Репрезентация концепта «время» в художественной картине мира А. Марининой

В статье рассматриваются репрезентативные контексты, которые способствуют моделированию поля концепта «время» как в его общеязыковой, так и в индивидуально-авторской сфере.

Задать вопрос