Студенческое самоуправление как особая форма общественной деятельности студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Макеева, Е. А. Студенческое самоуправление как особая форма общественной деятельности студентов / Е. А. Макеева, К. Э. Кондрашова, М. А. Литвинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1238-1241. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29588/ (дата обращения: 17.10.2024).



Существующее в университете студенческое самоуправление является универсальным воспитательным механизмом, основанном не на принуждении и внешнем давлении, а на свободном волеизъявлении и внутреннем осознании студентами необходимости целенаправленной работы по самосовершенствованию. На наш взгляд, студенческое самоуправление создает новые возможности для самоопределения личности, появление молодежных инноваций в различных сферах общества. К важным условиям организации воспитательной работы в университете относится создание единого воспитательного пространства. Воспитательное пространство является фактором социализации личности. Содержанием воспитательного пространства как фактора социального развития личности выступает предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение, информационное окружение. Любая гуманистическая воспитательная система является открытой: в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет воспитательное пространство как компонент системы. В целом в воспитательном пространстве исследователи выделяют несколько компонентов: деятельностный (пространство непосредственной самореализации, самоутверждения личности); коммуникативный (пространство непосредственного общения); социально-предметный (предметная среда человека); эмоциональный (пространство повышающее настроение студентов, готовность к контактам); информационный и др. По условиям существования студенческое самоуправление является воспитывающим пространством. Существование развитого студенческого самоуправления в университете позволяет рассматривать его как характеристику воспитательного пространства вуза. Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности. Система студенческого самоуправления в университете способствует активному включению студентов в учебный и воспитательный процессы, позволяет им реализовать свой потенциал в различных направлениях деятельности.

Правовые основы студенческого самоуправления закреплены в ряде документов: в письме Министерства образования Российской Федерации от 02.10.02 № 15–52–468/15–01–21 «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации»; в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.02.07 № 231/12–16 «О студенческом самоуправлении». В соответствии с законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 все образовательные организации обязаны создавать органы студенческого самоуправления.

Цель студенческого самоуправления в университете заключается в создании условий, способствующих самореализации студентов в профессиональной и творческой сфере и решению вопросов в различных областях студенческой жизни.

Для достижения заявленной цели выдвинуты следующие задачи:

– повысить роль студенческих объединений в личностном становлении студента, в формировании его мировоззрения;

– создать социокультурное пространство для реализации общественно-значимых инициатив студентов;

– повышать эффективность и успешность учебы, активизировать самостоятельную творческую деятельность студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы высшего образования;

– формировать потребности в освоении актуальных научных проблем через систему научного творчества студенческой молодежи;

– воспитывать ответственность студенческих коллективов за дисциплину, труд, за утверждение нравственной позиции личности и коллектива, за формирование творческой личности;

– развивать и углублять инициативу студенческих коллективов в организации гражданского и патриотического воспитания;

– содействовать сплочению целостных студенческих коллективов, академических групп, потоков, курсов, факультетов и институтов университета.

Признаки студенческого самоуправления. Системность — совокупность элементов, находящихся в определённых взаимоотношениях и связях между собой и образующих определённое единство. Автономность — относительная независимость студенческого самоуправления в постановке целей и задач деятельности коллектива, разработке её основных направлений; возможность формировать позицию, характеризующуюся независимостью и самостоятельностью в выборе мотивации деятельности, её целей, средств достижения, стиля осуществления. Иерархичность, которая отображается в упорядоченности деятельности ОССУ, структурных подразделений вуза, общественных студенческих формирований, установления между ними взаимосвязей, разделения полномочий, степени ответственности и т. д. Связи с внешней средой, выражающиеся во взаимодействии с органами управления вуза, преподавательским корпусом, хозяйственными службами, с другими образовательными учреждениями, общественными и государственными организациями. В качестве внешней среды могут выступать различные формы студенческой самодеятельности, клубы по интересам, общественные студенческие организации, спортивные секции и другие общественные и структурные формирования вуза, не имеющие системных связей с органами студенческого самоуправления. Наличие органов самоуправления, выражающееся в создании на каждом уровне иерархии студенческого самоуправления его органов: советов учебных групп (треугольников), советов факультетов, студенческих деканатов, учебно-воспитательных студенческих комиссий, советов клубов по интересам, штабов студенческих отрядов, советов общежитий и т. д. Каждый ОССУ действует на основе собственного положения, порядок утверждения в каждом конкретном случае предусматривается индивидуально. Самодеятельность, которая предполагает творческую активность в осуществлении управленческих функций (планировании деятельности, организации, мотивировании участников, контроле и руководстве), доведении до исполнения принятых решений. Самодеятельность предусматривает также наличие определённых полномочий у ОССУ, включённость непосредственных исполнителей в процессы разработки и принятия решений. Целенаправленность, которая предполагает способность органа студенческого самоуправления ставить цели собственной деятельности и развития, соотносить их с ключевыми целями образовательного учреждения, государственной молодёжной политики; чёткое осознание желаемых результатов, умение видеть оптимальные пути достижения целей. Независимость — финансовая и юридическая независимость ОССУ от администрации вуза. Участие в управлении вузом — участие в работе ученого совета вуза. Представляется, что в данную систему необходимо добавить ещё один элемент — выборность. Наличие принципа выборности демократизирует этот институт и только в этом случае позволяет говорить о достижении такой «стратегической цели» как «подготовка гражданина, способного участвовать в управлении государством, принимать и выполнять общественно значимые решения, реализовывать в полной мере своё право избирать и быть избранным в органы государственного управления и МСУ».

Становлению профессионально-личностной позиции студента и развитию их автономности способствует организация в вузе студенческого самоуправления. Автономность — это качество личности, сочетающее в себе умение приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях со стремлением к такой работе.

Под системой студенческого самоуправления в вузе понимается целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении вузом и своей жизнедеятельностью в нем через коллегиальные взаимодействующие органы самоуправления — на всех уровнях управления вузом, в том числе самоуправления в общежитиях, а также общественных студенческих организациях по интересам.

Главное в изменении смысла студенческого самоуправления состоит в том, что оно приобретает социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своего профессионального и культурно нравственного самоопределения.

В современной постановке студенческого самоуправления просматриваются сейчас три основных начала.

  1. Студенческое самоуправление — как условие реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно профессиональном и культурном отношениях.
  2. Студенческое самоуправление — как реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами возможностями и ответственностью.
  3. Студенческое самоуправление как средство (ресурс) социально-правовой самозащиты.

Основными функциями студенческого самоуправления в университете являются следующие. Самоактивизация: предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению студентов в управление новыми сферами деятельности. Организационное саморегулирование: предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами студенческих коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач. Коллективный самоконтроль: предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных путей решения управленческих задач.

К ведущим направлениям деятельности студенческого самоуправления относятся научно-исследовательское, культурно-массовое, спортивно-оздоровительное и информационное. Каждое из направлений имеет свое собственное содержание.

Научно-исследовательская деятельность студенческого самоуправления направлена на: выявление одаренных студентов; эффективную организацию научной деятельности студентов; координацию деятельности студенческого научного общества; помощь в организации и проведении конференций, спецсеминаров, круглых столов, приглашении преподавателей из других вузов, неделе студенческой науки и т. д.

Культурно-массовая деятельность ориентирована на: организацию и проведение культурно-массовых мероприятий; сохранение традиций студенческого творчества; поддержку деятельности студенческих творческих коллективов.

Спортивно-оздоровительное направление деятельности студенческого самоуправления способствует: организации работы спортивных секций; участию в организации соревнований и товарищеских встреч по различным видам спорта.

Реализация информационной деятельности студенческого самоуправления обеспечивает организацию и функционирование информационного пространства в вузе, освещение наиболее значимых мероприятий в жизни студенческого сообщества.

Основной критерий эффективности деятельности студенческого самоуправления заключается в повышении уровня активности каждого студента в различных сферах деятельности.

Таким образом, организация студенческого самоуправления позволяет развивать творческую инициативу студентов, их ответственность и гражданскую позицию, самостоятельность и социальную активность. Реализация основных направлений деятельности студенческого самоуправления, а именно: научно-исследовательское, культурно-массовое, спортивно-оздоровительное и информационное, — позволяет в комплексе содействовать воспитанию духовно-нравственной, профессионально-трудовой и гражданской культуры студентов университета, развивать их автономность. Для этого необходима постоянная работа по самореализации, самообразованию, самосовершенствованию. А это возможно лишь в том случае, когда студент является активным субъектом общественной жизни университета, участвует в организации этой жизни, создании и поддержании традиций факультета и университета, осознает всю ответственность за качество своей подготовки к предстоящей профессиональной и гражданской деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): студенческое самоуправление, воспитательное пространство, ОССа, Российская Федерация, внешняя среда, письмо Министерства образования, социальная активность, студенческая молодежь, творческая активность, управление вузом.


Похожие статьи

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса

Дистанционное образование как форма образовательного процесса

Муниципальная собственность как ключевой компонент экономической основы местного самоуправления

Экологическое воспитание как неотъемлемая часть системы общего образования

Детская общественная организация как одна из форм воспитания в школе

Методическое объединение как одна из форм профессиональной адаптации педагогических работников

Культура как условие и результат формирования учебной и практической деятельности студента

Трудовой договор как правовая основа трудовой деятельности граждан

Гражданское судопроизводство как форма реализации права на судебную защиту физических лиц

Активность и деятельность как обязательные компоненты становления и развития личности

Похожие статьи

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса

Дистанционное образование как форма образовательного процесса

Муниципальная собственность как ключевой компонент экономической основы местного самоуправления

Экологическое воспитание как неотъемлемая часть системы общего образования

Детская общественная организация как одна из форм воспитания в школе

Методическое объединение как одна из форм профессиональной адаптации педагогических работников

Культура как условие и результат формирования учебной и практической деятельности студента

Трудовой договор как правовая основа трудовой деятельности граждан

Гражданское судопроизводство как форма реализации права на судебную защиту физических лиц

Активность и деятельность как обязательные компоненты становления и развития личности

Задать вопрос