Место парламента в структуре государственного аппарата | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 07.05.2016

Статья просмотрена: 417 раз

Библиографическое описание:

Ахъядов, Э. С. Место парламента в структуре государственного аппарата / Э. С. Ахъядов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 953-955. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29611/ (дата обращения: 18.10.2024).



Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна претворять в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности третьей ветви власти — судебной власти.

При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент («parlare» — «говорить»). Он представляет суверенитет народа и только он один правомочен выражать и закреплять волю народа в форме конституционного или федерального закона.

В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган именуется непосредственно парламентом. В других странах этот государственный орган называется иначе, например, Сейм — в Польше, Фолькетинг — в Дании, Стортинг — в Швеции, Конгресс — в Соединенных Штатах Америки, Кнессет — в Израиле, Генеральные Кортесы — в Испании.

Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру.

В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат — нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями, например, в США — это Палата представителей и Сенат, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет, в Индии — Народная палата и Совет штатов, в Российской Федерации Государственная Дума и Совет Федерации. В ФРГ законодательные полномочия осуществляет нижняя палата — Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.

Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это в значительной мере обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, которая формируется на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).

Двухпалатная структура парламента получила значительное распространение в мире благодаря, по крайней мере, двум своим преимуществам:

  1. возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всей совокупности граждан (всей нации) также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве — субъектов федерации) либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль;
  2. возможности оптимизировать законодательный процесс, установив тормоз и противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным законодательным решениям одной палаты.

За эти преимущества приходится платить большей численностью членов парламента и сотрудников его аппарата, а следовательно, большей дороговизной его работы и, соответственно, замедлением процесса принятия решений.

Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Люксембург, Бельгия, Финляндия).

Парламент и каждая палата на весь срок своих полномочий образуют комиссии и комитеты (постоянные, временные и смешанные), которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача — выработка согласованных решений палат, в тех случаях, когда обе палаты не могут прийти к единому мнению.

Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Как мы знаем, и референдум, и выборы — это высшее непосредственное выражение воли жителей города. Имеются и общие черты, и различия. И в референдуме, и в выборах имеют право принимать участие избиратели -жители города, достигшие восемнадцати лет, и являющиеся гражданами государства. И в том, и в другом случаях не имеют права избирать или быть избранными в органы городского самоуправления лица, которые признаны судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. И в том, и в другом случае одинаковая процедура голосования. Это что касается сходства. Отличие референдума от выборов в том, что референдум решает вопросы, а на выборах избирают тех ил иных лиц. И, вдобавок, при проведении выборов используются различные избирательные системы, хотя каждый субъект, штат, земля, департамент самостоятельно устанавливает, по какой системе проводить выборы.

Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.

Решение финансовых вопросов — это, прежде всего, установление налогов и рассмотрение или утверждение проекта государственного бюджета. Утверждая государственный бюджет, парламент сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяет их важность для экономики и других сфер общественной жизни и, таким образом, делает достаточно эффективным парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства.

Контроль над органами исполнительной власти. Парламент участвует в назначении и освобождении различных должностных лиц и органов, составляющих исполнительную власть.

Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение парламентом главы государства. Такой контроль в полном объеме осуществляется в странах парламентских республиках. При президентском правлении, где выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента в формировании главы высшей исполнительной власти номинально.

В зависимости от формы государственного правления парламент в той или иной мере участвует в процедуре назначения главы правительства и кабинета и, таким образом, оказывает влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства. И в референдуме, и в выборах имеют право принимать участие избиратели -жители города, достигшие восемнадцати лет, и являющиеся гражданами государства. И в том, и в другом случаях не имеют права избирать или быть избранными в органы городского самоуправления лица, которые признаны судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законодательные органы в Российской Федерации избираются населением, решают наиболее важные вопросы государственной жизни в пределах соответствующей территории путём принятия и издания нормативно-правовых актов.

Представительным и законодательным постоянно действующим органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Это — первый после Октябрьской революции парламент России, ибо бывший Верховный Совет СССР (РСФСР) лишь формально назывался парламентом, но никогда по существу им не был.

Литература:

  1. Автономов А. С. Конституционное право зарубежных стран. — М.: ИНФРА-М, 2015 г.
  2. Алибастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2010 г.
  3. Андреева Г. Н. Конституционное право зарубежных стран. М., 2010 г.
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, законодательный орган, парламент, Российская Федерация, Англия, городское самоуправление лица, государственный бюджет, Дания, законодательная власть, парламентский контроль.


Задать вопрос