Проблема сиротства — это одна из острейших, массовых и социально опасных в России. В современных условиях проблема детей-сирот приобретает большую остроту и актуальность. Государство активно «борется» с данной проблемой, в том числе, правовыми методами, принимая нормативные правовые акты федерального значения и наделяя органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по решению поставленной задачи.
Одна из основных проблем в области социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также защиты их имущественных прав, которые требуют первоочередного решения, — это обеспечение таких детей жилыми помещениями.
Проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это одна из наиболее остро стоящих проблем для России в целом, и для Астраханской области в частности.
В настоящее время можно утверждать, что в законодательстве закреплен единый подход к реализации механизма обеспечения жильем детей-сирот, а также усовершенствована система финансирования мероприятий по обеспечению жильем (которая обязывает соответствующие органы использовать часть бюджетных средств именно на цели обеспечения жильем сирот и активизировать работу в направлении привлечения дополнительных финансовых средств на эти цели). Это вроде бы должно способствовать сокращению нарушений основных жилищных прав детей-сирот [2].
В Астраханской области процедура выявления нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, включения в список указанной категории граждан, достигших возраста 14 лет, а также предоставление жилых помещений по договорам найма определена федеральным законодательством, а также следующими региональными законодательными актами:
1) Закон Астраханской области от 10.10.2006 № 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области»; (с изменениями на: 06.11.2015) [1].
2) Постановление Правительства Астраханской области от 19.12.2012 № 571-П «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» [4];
3) Распоряжение Правительства Астраханской области от 22.08.2013 № 388-Пр «Об исполнении судебных решений».
В настоящее время полномочия по учету рассматриваемой категории лиц, обеспечению их жилым помещением возложено на министерство социального развития и труда Астраханской области и его подразделения. Министерство проводит значительную работу по упорядочению учета лиц, учетной документации, проведению мероприятий по обеспечению жильем. Однако вопросы обеспечения жильем требуют, прежде всего, значительных финансовых средств, предусмотренные в областном бюджете финансовые средства на мероприятия по обеспечению жильем не всегда имеются в достаточном объеме и соответственно требуют увеличения.
Важно отметить, что постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 23.11.2010 № 41 и постановлением от 16.07.2013 № 37 «О внесении изменений в постановление министерства социального развития и труда Астраханской области от 23.11.2010 № 41» создана межведомственная комиссия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержден состав вышеуказанной комиссии.
В настоящее время в Астраханской области проживает около 5 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, более 650 детей находятся на полном государственном обеспечении в учреждениях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом по данным областного министерства социального развития и труда на конец 2015 года, на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями находятся 2 504 сироты. По данным прокуратуры Астраханской области, в 2017 году право на получение жилья возникнет у 258 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [3].
Начиная с 2010 года в ходе судебных заседаний, было принято 1533 судебных решения для обеспечения жильем детей-сирот в первоочередном порядке, из них 906 лиц были обеспечены жилыми помещениями.
Судя по приведенным выше официальным данным, вопрос обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится под постоянным вниманием властей Астраханского региона, и дети-сироты, находящиеся на учете и в списках, нуждающихся в получении жилых помещений, каждый год обеспечиваются жильем. Кроме этого, жилье, предназначенное для данной категории граждан, выделяют с каждым годом больше.
Однако, как показывает практика, проблема нарушения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень актуальна в настоящее время. Об этом свидетельствуют материалы прокурорских проверок и судебной практики.
При анализе судебной практики по Астраханской области по делам об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, определили, что при рассмотрении дел, которые связаны с реализацией детьми-сиротами права на обеспечение жилыми помещениями, суды общей юрисдикции г. Астрахани и Астраханской области руководствовались федеральным законодательством, а также законодательством Астраханской области, регулирующим данные отношения.
Как показывает судебная практика, суды г. Астрахани и Астраханской области отказывают в удовлетворении исковых требований по предоставлению жилого помещения по следующим причинам:
1) Ребенок-сирота не значится в сводном списке, формируемым министерством образования и науки Астраханской области, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по г. Астрахани (Астраханской области);
2) Ребенок — сирота уже достиг возраста -23 года, и основания для постановки его на учет для обеспечения жильем отсутствуют;
3) До достижения 23 лет, ребенок-сирота не реализовал свое право на предоставление жилого помещения как лицо, отнесенное к категории «дети-сироты», не встав на учет нуждающихся в получении жилых помещений. В свою очередь достижение определенного в законе возраста влечет утрату статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) Отсутствие письменного обращения детей-сирот в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (до 01.01.2013), т. к. предоставление жилья детям-сиротам носит заявительный характер.
По данным судебной практики к причинам, которые препятствуют постановке ребенка-сироты на учет как ребенка-сироту, относится:
1) бездействие органов опеки и попечительства,
2) необоснованный отказ органа, который осуществляет учет лиц такой категории, в связи с тем, что органом опеки и попечительства зачастую не проверяется обстоятельство непригодности жилого помещения, которое закреплено за ребенком-сиротой, не выясняются вопросы о возможности фактического вселения в данное помещение.
Органы прокуратуры Астраханской области на постоянной основе проводят работу по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По результатам проверок обращений граждан рассматриваемой категории, достигших 23 лет, прокуроры устанавливают случаи закрепления за ними непригодных для проживания жилых помещений. Помимо этого, органом опеки и попечительства принимаются ошибочные решения о сохранении права пользования жилым помещением при отсутствии предусмотренных законом оснований [3].
В 2014г. в Астраханской области в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, были включены почти 1,3 тыс. детей-сирот и лиц из их числа, которые не реализовали свои жилищные права по причине отсутствия достаточного специализированного жилищного фонда.
В результате проделанной работы прокуроров в 2014 году около 440 детей-сирот в Астраханской области были обеспечены жилыми помещениями. В защиту их жилищных прав в 2014 г. прокуроры предъявили более 300 исков, 270 из которых были удовлетворены, остальные находились в стадии рассмотрения [3].
В 2015 г. на учёте состояли 2 389 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по городу Астрахани и Астраханской области, из них у 1700 из них возникло право на предоставление жилья, в отношении 676 приняты судебные решения.
Состояние законности в сфере обеспечения детей-сирот жилыми помещениями находится в регионе на постоянном контроле органов прокуратуры.
Управлением ФССП России по Астраханской области с целью повышения эффективности исполнения исполнительных производств о предоставлении жилых помещений детям-сиротам регулярно проводятся встречи с представителями правительства Астраханской области, где обсуждаются проблемные вопросы. К примеру, проводятся совещания с участием представителей министерства социального развития и министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области. В результате принятых мер руководством региона было решено начать строительство жилых домов для детей-сирот. В рамках государственной программы «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области» реализуются мероприятий по строительству жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.По данным ГКУ АО «Управление по капитальному строительству Астраханской области», осуществляются следующие мероприятия:
1) в 2014 г. введены в эксплуатацию на территории региона — 148 квартир общей площадью-5097 м2,
2) в 2015 г. введены в эксплуатацию 72 квартиры общей площадью-2376 м2.
В настоящее время (на апрель 2016 г.) в Астраханской области на исполнении находится 800 решений суда о предоставлении жилых помещений детям-сиротам.
Таким образом, можно сделать вывод, что при рассмотрении дел, которые связаны с реализацией детьми-сиротами права на обеспечение жилыми помещениями, суды общей юрисдикции г. Астрахани и Астраханской области руководствовались федеральным законодательством, а также законодательством Астраханской области, регулирующим данные отношения. Однако как показывает судебная практика, далеко не все решений судов г. Астрахани и Астраханской области исполняются органами публичной власти региона в соответствии с законом. В таких случаях с защитой жилищных прав детей-сирот, выступают представители прокуратуры Астраханской области. В результате проверок, прокуроры вносят представления органам региональной власти, в связи с неисполнением решения суда о предоставлении жилого помещения.
Литература:
- Закон Астраханской области от 10.10.2006 № 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области»; (с изменениями на: 06.11.2015).
- Неганова Е. А. Жилищные права детей-сирот под контролем государства // Эж-Юрист.- 2015. — № 23.
- Официальный сайт Прокуратуры Астраханской области: http://www.astrprok.ru/
- Постановление Правительства Астраханской области от 19.12.2012 № 571-П «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
- Федеральный закон № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».