На современном этапе развития экономики грузовой автомобильный транспорт для большинства развитых стран является ключевым видом транспорта и главным элементом транспортной системы. В результате осуществления рыночных реформ в России возникли принципиально новые условия хозяйствования, характеризующиеся определяющим влиянием конкуренции на результаты деятельности предприятий. Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения их конкурентоспособности, которая выступает важнейшим фактором обеспечения экономической безопасности предприятия и создания условий для его дальнейшего развития. В статье дано определение конкурентоспособности предприятия, обозначены пути и методы повышения конкурентоспособности предприятия.
Ключевые слова: конкурентоспособность, рынок транспортных услуг, автомобильный грузовой транспорт, методы повышения конкурентоспособности.
Рынок транспортных услуг играет важную роль в обеспечении экономического роста и социального развития. От качества услуг предоставляемых грузовым автомобильным транспортом зависит конкурентоспособность большинства отраслей экономики страны.
Развитие рынков товаров и услуг, мелкого и среднего бизнеса, расширение сферы розничной торговли, которые не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных, в значительной степени увеличивают процент использования грузового автомобильного транспорта.
С помощью автомобильного транспорта значительно повышается уровень мобильности населения, и обеспечиваются высокие темпы роста экономики.
В настоящее время грузоперевозки являются неотъемлемой частью инфраструктуры государства. Автомобильным грузовым транспортом в Российской Федерации перевозится около 70 % общего объема грузов, перевозимых всеми видами транспорта. Но в то же время в общем грузообороте всех видов транспорта доля автомобильного транспорта совсем небольшая. Это объясняется тем, что основная сфера деятельности грузового автомобильного транспорта — это доставка продукции в городах и подвоз-вывоз грузов в транспортных узлах железнодорожного и морского транспорта. [6]
В последние годы в условиях глобализации экономики прослеживается повышение конкуренции во всем мире. С установлением рыночных отношений в России предприятиям необходимо выдерживать серьезную конкуренцию на рынке предоставления услуг. И, как следствие, появляется проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности предприятий.
Конкурентоспособность предприятия на рынке может являться показателем целесообразности существования данного вида бизнеса, обобщающей характеристикой уровня и качества хозяйствования, степени адекватности предприятия внешней среде. Иными словами, конкурентоспособность предприятия отражает степень соответствия результатов его деятельности и требований конкретного товарного рынка. Также она может служить критерием эффективности производства, оценкой эффективности системы управления
На сегодняшний день в экономической литературе можно найти множество определений и способов оценки конкурентоспособности.
В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.
Конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. [5]
Под конкурентоспособностью автотранспортного предприятия следует понимать его способность организовывать и осуществлять услуги, которые по своему качеству, стоимости и другим характеристикам являются более привлекательными для потребителя, чем перевозки и услуги, предлагаемые конкурентами. При определении автотранспортным предприятием конкурентных преимуществ необходимо ориентироваться на запросы потребителей и убеждаться, что эти преимущества положительно оцениваются ими. [4]
Существует огромное количество расчетных и расчетно-графических методов оценки конкурентоспособности. Каждый из методов имеет свои особенности: авторами обосновывается применение различных подходов для расчета показателей конкурентоспособности, необходимость учета тех или иных факторов для оценки и т. д. Все многообразие подходов к количественной оценке конкурентоспособности предприятий предлагается классифицировать по следующим признакам:
− категория предприятия (промышленные, торговые, финансовые и др.);
− тип метода (расчетные, графические, расчетно-графические);
− особенности расчета показателей конкурентоспособности;
− возможность прогнозирования конкурентоспособности;
− учитываемые факторы конкурентоспособности;
− использование весомости показателей;
− источник информации для расчетов (внутренняя отчетность предприятия, статистические данные, мнения экспертов и т. д.);
− трудоемкость расчетов;
− критерии конкурентоспособности.
Оценка конкурентоспособности предприятия, в первую очередь, предполагает выбор предприятий, которые будут выступать в качестве базовых объектов для сравнения. Далее формируется перечень критериев, по которым будет производиться оценка конкурентоспособности предприятия. Как правило, конкурентоспособность предприятия включает в себя конкурентоспособность предприятия как хозяйствующего субъекта (например, на основе оценки эффективности использования ресурсов и уровня конкурентного потенциала) и конкурентоспособность его продукции.
Данное положение справедливо и для предприятий сферы услуг с той лишь оговоркой, что при оценке конкурентоспособности услуг следует учитывать их специфику, определяющую критерии и методы оценки конкурентоспособности.
В общем виде перечень критериев конкурентоспособности услуг включает:
− критерии результата — отличные для каждого вида услуг, так как один и тот же результат, может быть, достигнут разными путями, посредством принятия различных управленческих решений и применения разных стратегии ведения конкурентной борьбы;
− критерии условий обслуживания — определяются материально-технической базой (инфраструктурой) предприятия и ассортиментом оказываемых услуг;
− критерии культуры обслуживания — зависят от подготовки обслуживающего персонала и, как правило, не зависят от вида услуг;
− критерии доступности — включают затраты денежных средств и времени потребителей, связанные с получением услуги.
И, наконец, после определения тех критериев, по которым будет производиться оценка конкурентоспособности, осуществляется выбор методов и непосредственная оценка конкурентоспособности предприятия.
Для оценки конкурентоспособности применяются самые разнообразные методы наиболее распространенными из которых являются SWOT-анализ; матричные методы; методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия; методы, основанные на теории эффективной конкуренции, а также комплексные методы.
SWOT-анализ был предложен А. А. Томпсоном и А. Д. Стриклендом и предполагает выявление и оценку сильных и слабых сторон предприятия и сопоставление их с возможностями и угрозами внешней среды, на основе чего делается вывод об уровне конкурентоспособности предприятия. Матричные методы заключаются в оценке маркетинговой стратегии предприятия на основе матрицы конкурентных стратегий, построенной как система координат с двумя переменными, в частности, по горизонтали отмечаются темпы роста рынка, а по вертикали — относительная доля предприятия на данном рынке. В таком случае наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые занимают большую долю на рынке с высокими темпами роста. Примерами матричных методов являются матрица, разработанная Бостонской консалтинговой группой (матрица BCG); матрица МакКинзи и Ко (матрица GE/McKinsey); матрица ADL, предложенная Артуром Д. Литлом и др.
Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия, базируются на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия прямо пропорциональная конкурентоспособности его продукции.
При этом конкурентоспособность продукции понимается, как ее способность быть проданной на конкретном рынке за определенный период времени. Для оценки конкурентоспособности продукции используются различные методы, в основе которых в большинстве случаев лежит соотношения ее качества и цены.
Методы, основанные на теории эффективной конкуренции, базируются на том, что наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наиболее эффективно организована работа всех подразделений, что отражается на эффективности использования его ресурсов.
Следовательно, в рамках данной группы методов оценка конкурентоспособности предприятия сводится, главным образом, к оценке эффективности использования его ресурсов. К данным методам, в частности, относятся теория равновесия, теория сравнительных преимуществ и функциональный подход. Комплексные методы оценки конкурентоспособности предприятия отличаются от рассмотренных выше тем, что в них используются не только текущие, но и потенциальные (будущие) оценки конкурентоспособности. Всю совокупность методов оценки конкурентоспособности предприятий можно классифицировать на условные группы по различным признакам.
Классификация наиболее известных и широко применяемых методов оценки конкурентоспособности предприятий и возможности их применения для предприятий сферы услуг приведены в таблице 1.
Таблица 1
Классификация методов оценки конкурентоспособности предприятий
Методы оценки конкурентоспособности предприятия |
Критерии конкурентоспособности |
Характеристика методов ивозможности их применения для предприятий сферы услуг |
||
1. В зависимости от способа получения информации |
||||
1.1. Социологические методы (опрос, анкетирование, статистическая обработка данных) |
Удовлетворенность потребителей теми или иными параметрами предприятия и продукции |
Результаты, полученные с использованием социологических методов формируют ограниченное представление о конкурентоспособности предприятия, так как ориентированы на внешнюю среду и не учитывают внутренние факторы конкурентоспособности предприятия. Данная группа методов может широко применяться для различных предприятий сферы услуг, так как специфика процесса оказания услуги, как правило, предполагает личное взаимодействие с потребителем. |
||
1.2. Органолептические методы (посредством органов чувств) |
Соответствие органолептических параметров продукции (цвет, вкус, запах и т. п.) нормативно- правовым и/или потребительским требованиям |
Широко применяются для предприятий, производящих продукцию, имеющую материально-вещественную форму и, ограниченно применимы для предприятий сферы услуг, например, при оценке физического окружения услуги. |
||
1.3. Измерительные методы (использование специального измерительного оборудования) |
Размеры, плотность, вес, температура, время, износоустойчивость и т. п. |
Широко используются на предприятиях материального производства. Также могут быть использованы для предприятий сферы услуг (например, продолжительность оказания услуги и ожидания в очереди; температура помещений, в которых осуществляется процесс оказания услуги и т. п.). |
||
2. В зависимости от характера используемой информации |
||||
2.1. Качественные методы (SWOT-анализ, маркетинговый анализ) |
Конкурентный потенциал, конкурентное преимущество |
Качественные методы позволяют оценить перспективную конкурентоспособность предприятия и выявить «узкие» мест в его деятельности. Применимы для оценки конкурентоспособности любых предприятий, в том числе и предприятий сферы услуг. |
||
2.2. Количественные методы (маркетинговый метод, финансовый анализ результатов деятельности предприятия и др.) |
Доля рынка. Эффективность использования ресурсов |
Позволяют судить о текущем уровне конкурентоспособности предприятия, но не объясняет причины достигнутых результатов. В целом, применимы для оценки конкурентоспособности любых предприятий, в том числе и предприятий сферы услуг. Различия заключаются в перечне критериев, по которым оценивается конкурентоспособность предприятий сферы услуг. |
||
3. В зависимости от формы представления данных |
||||
3.1. Графические методы (многоугольник конкурентоспособности, радар конкурентоспособности и т. п.) |
Оцениваемые критерии могут быть самыми разнообразными (от 3 до 360): конкурентоспособность продукции, эффективность маркетинговой деятельности, финансовое состояние, рентабельность продаж, имидж и др. |
Позволяют представить наглядно уровень конкурентоспособности предприятия по различным критериям. Графические методы применимы для оценки конкурентоспособности любых предприятий, в том числе и предприятий сферы услуг при условии использования соответствующих критериев конкурентоспособности. |
||
3.2. Матричные методы (матрицы ADL, BCG, GE / McKinsey и др.) |
Занимаемая доля рынка и темпы роста рынка |
Матричные методы применимы для оценки конкурентоспособности любых предприятий, в том числе и предприятий сферы услуг. Данные методы характеризуются простотой и наглядностью, но низкой информативностью, т. к. причина сложившейся ситуации остается вне области исследования. |
||
3.3. Расчетные методы (метод средневзвешенного арифметического, метод анализа иерархий, индексный метод и др.) |
Могут использоваться различные критерии (например: конкурентоспособность продукции, уровень удовлетворенности потребителей, рентабельность и др.). |
Расчетные методы применимы для оценки конкурентоспособности любых предприятий, в том числе и предприятий сферы услуг. При этом различия заключаются в перечне критериев и показателей, по которым оценивается конкурентоспособность предприятий сферы услуг. |
||
Наряду с методами, перечисленными в таблице, можно выделить методы, сочетающие в себе методы, относящиеся к различным группам, например, расчетно-графические; расчетно-матричные; методы, учитывающие текущую и потенциальную конкурентоспособность (комплексные методы).
Заинтересованность предприятий в максимизации результатов своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности транспортных предприятий, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений экономического субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта перевозки и его последующей эффективной доставки. Инструментарием для решения стратегических задач повышения конкурентоспособности может служить комплексный подход по разработке и построению модели конкурентоспособности транспортного предприятия. Целью разработки и построения модели конкурентоспособности транспортного предприятия является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной транспортной отрасли, навыками и капиталом, которыми обладает конкретное предприятие.Основные направления повышения конкурентоспособности автотранспортного грузового предприятияпредставлены в таблице 2.
Таблица 2
Предлагаемые основные направления повышения конкурентоспособности грузового автотранспортного предприятия
Сокращение затрат на перевозки |
Повышение качества перевозок |
Организация службы маркетинга |
Подготовка иобучение кадров |
Управлению инновационной деятельностью предприятия. |
Сокращение эксплуатационных затрат; Оптимизация маршрутов; Рационализация парка подвижного состава; Оптимальный выбор транспортного средства для перевозки; Использование средств GPS-мониторинга передвижения транспорта; Разумный подход в решении вопроса о продолжительности эксплуатации транспорта. |
Своевременность и скорость доставки товара (груза); Обеспечение сохранности груза при транспортировке и выполнении погрузочно-разгрузочных работ; Высокая культура обслуживания клиентов; Обеспечение качества транспортно-экспедиционного обслуживания. |
Точное удовлетворение покупательских запросов; Расширение спектра предоставляемых услуг; Изучение характеристик транспортного рынка и анализ потребностей в услугах; Мониторинг, позволяющий проводить своевременный анализ конкурентоспособности предоставляемых услуг; Наличие конкурентных преимуществ услуг грузового транспорта посредством рыночного сопоставления в развитии конкуренции; Повышение репутации (имиджа). |
Практические навыки и знания персонала; Взаимосвязь с учебными учреждениями, готовящими кадры для автотранспортных организаций; Квалификация кадров. |
Приобретение лицензий; Профессиональная оценка интеллектуальной собственности; Поиск новых конкурентоспособных услуг и новых рынков их предоставления; Внедрение прогрессивных форм и новейших технологий при организации перевозочного процесса на грузовом автомобильном транспорте. |
В современных условиях одним из основных элементов эффективной конкурентной борьбы является именно предоставление грузовладельцу ряда дополнительных услуг. Оптимальное сочетание стоимости и качества данных услуг у каждого транспортного предприятия способствует повышению его конкурентного статуса. Конкурентоспособность транспортной продукции можно определить как совокупность характеристик перевозки грузов (пассажиров), отражающую ее отличие от перевозок другими видами транспорта (либо с использованием иной комплексной технологии перемещения) как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по уровню транспортных затрат.
Конкурентоспособности субъектов рынка транспортных услуг, которая должна вырабатываться на основе комплекса маркетинговых исследований, определяется, как работа с потребительскими ценностями, достижение хозяйствующими субъектами автомобильного транспорта своих целей, путем определения потребностей целевых рынков и обеспечения потребителей в услугах, эффективнее и продуктивнее чем их конкуренты. Маркетинговые исследования ― наиболее действенный инструмент для получения обратной связи с рынком, позволяющие комплексно подойти к разработке концепции и выработке стратегии конкурентной борьбы. Причем нужно констатировать, что данный вопрос актуален не только для организаций коммерческого сектора, но и для реализации различных общегосударственных и социальных проектов.
Литература:
- Бачурин А. А. Маркетинг на автомобильном транспорте: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ А. А. Бачурин. — М.: Издательский центр «Академия»,2005 г. — 208 с.
- Беляев Г. Л. Маркетинг: основы теории и практики — М.: Кнорус, 2007 г.– 672 с.
- Будрин А. Г. Экономика автомобильного транспорта: учебное пособие / А. Г. Будрин, Е. В. Будрина, М. Г. Григорян и др.; под ред. Г. А. Кононовой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008 г. — 320 с.
- Пеньшин Н. В. Конкурентоспособность услуг автомобильного транспорта в условиях пост-кризисной модернизации экономики России / Н. В. Пеньшин. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010 г.
- Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. — 2–е изд., испр. и доп. / Р. А. Фатхутдинов. — М.: Изд–во Эксмо, 2005 г. — 544 с.
- Данные Федеральной службы государственной статистики — Основные показатели транспортной деятельности в России — Транспорт и связь в России, 2001–2014 гг.