Историческое и культурное наследие казахстанского участка Великого шёлкового пути — фактор устойчивого развития индустрии туризма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Молдабаев, М. М. Историческое и культурное наследие казахстанского участка Великого шёлкового пути — фактор устойчивого развития индустрии туризма / М. М. Молдабаев, А. Р. Шуленбаева, Улдана Курбанбаева, Айдос Файзуллаулы. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 786-789. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29681/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье говорится о Шелковом пути, который является одним из лучших брендов мирового уровня, открывающим широкие возможности для туристской деятельности любого государства.

Ключевые слова: туризм, культура, памятники,трансконтинентальный.

Казахстан как страна — участник трансконтинентального проекта ООН, ЮНВТО и ЮНЕСКО по возрождению туризма на древней, исторической трассе Великого шёлкового пути, расположен в самом центре Евразии, на перекрестке древних караванных дорог.

Великий шелковый путь — связующее звено развития туризма, экономики и социально-культурных преобразований всех стран — участниц проекта. Его перспективность особенно возросла в нынешнем столетии и определена ООН «веком туризма».

Согласно исследованиям Всемирной туристской организации, сегодня каждое седьмое рабочее место в мире приходится на туристский сектор. При этом стоимость одного рабочего места в туризме значительно ниже, чем в других отраслях экономики. Туризм взаимосвязан (в разных странах) с 52–59 отраслями экономики. В 2010 г. рост прибыли в туризме мира составил 7 %, и в настоящее время основная её часть смещается в страны Азии (1). По данным Барометра международного туризма ЮНВТО в 2011 г., число международных туристских прибытий возросло более чем на 4 % и составило 981 миллион человек.[1, с.10]

Генеральный секретарь ЮНВТО Талеб Рифаи, представляя Белую книгу на 19-й Генеральной Ассамблее в г. Кенджу (Республика Корея), отметил, что: «В новом долгосрочном прогнозе ЮНВТО «Туризм: Перспектива 2030» — сектор туризма обладает огромным потенциалом роста, и к 2030 г. число международных туристских прибытий достигнет 1,8 миллиарда» (2).

Учитывая, что никогда еще такое огромное количество людей не посещало так много мест и не сталкивалось с другими культурами, роль туризма и востребованность различных мировых культур для туристов неоспоримо возрастает. В прошлом году даже выбор темы Всемирного дня туризма — «Туризм объединяет культуры» был продиктован желанием ЮНВТО раскрыть роль туризма в объединении различных мировых культур с помощью путешествий. Генеральный секретарь OOH Пан Ги Мун, в обращении к мировой туристской общественности призвал во время путешествий приобщаться к другим культурам и праздновать людское многообразие, отдавая должное туризму как фактору, способствующему формированию более толерантного, открытого и единого мира (3). В этой связи культурное и историческое наследие международного трансконтинентального проекта по возрождению туризма на Великом шёлковом пути несёт в себе большой геополитический потенциал, он весьма актуален для нашей страны и его казахстанского участка как связующего звена древнего караванного пути между Европой и Азией.

Для Казахстана международный проект «Великий Шелковый путь» — это не только трасса торговых связей, это полнокровный диалог между культурами Запада и Востока. С ним самым непосредственным образом связан ренессанс искусства, культуры и науки тюркского мира. Это основная причина неиссякаемого интереса и привлекательности туристского продукта, подкреплённая обилием культурных, исторических объектов, артефактов и памятников истории на древней караванной трассе. Мировая культура обогащена такими ценными историческими находками казахстанских учёных, как Золотой человек и наскальные рисунки в урочище Тамгалы, царскими захоронениями в Береле и местом поклонения всех тюркоязычных народов — мавзолеем Хаджа Ахмеда Яссави. [2, с.25]

Найдено уже достаточно артефактов, подтверждающих, что Великий шелковый путь как торговая магистраль не ограничивался южными областями Казахстана. Он не был чем-то застывшим и постоянным. 16 кимакских городов располагались по берегам Иртыша, и в их истории тоже есть след великого пути. По пыльным караванным дорогам везли не только драгоценные шелка и каменья, пряности и красители, экзотичных южных птиц и зверей. На наш взгляд, одним из величайших достижений Шелкового пути был приход бумагоделания из Китая в тюркские государства. Тюркские мыслители оставили бесценное наследие для всего мира, среди них второй учитель человечества Абу Насыр аль-Фараби. Шелковый путь связал узлами дорог его родной город Отрар и Дамаск, где наш великий соотечественник нашел свое последнее пристанище на земле. Сотни городов, стертых с лица земли временем или же существующих ныне, помогают понять и открыть нам подлинное величие Шелкового пути.

Сегодня формирование туристской индустрии определено Правительством Казахстана в качестве одного из приоритетных секторов экономики в числе семи кластерных инициатив. В государственных и отраслевых программах развитие культурно-познавательного туризма на Великом шёлковом пути является её важнейшей составляющей. В июне 2008 года на расширенном заседании Общественного совета по реализации программы «Культурное наследие» Президент Республики Казахстан дал поручение Правительству, министерствам и ведомствам совместными усилиями предусмотреть восстановление исторических, культурных и архитектурных памятников. На втором этапе программы «Культурное наследие» — разработать Генеральный план развития туристской инфраструктуры на казахстанском участке Великого шелкового пути по транспортному коридору «Западная Европа — Западный Китай». Рассматривая развитие проекта «Великий Шёлковый путь» через призму II международной научно-практической конференции «Культурное наследие и туристские территории», считаем, что его успешная реализация будет зависеть от взаимодействия всех заинтересованных организаций и стран-партнёров с Всемирной туристской организацией Объединённых Наций.

В этих целях в Казахстане, при поддержке ЮНВТО проведены исследования туристского потенциала страны — культурного наследия исторических и культурных объектов казахстанского участка Великого шёлкового пути. В 2003 году мавзолей Хаджи Ахмеда Яссави в городе Туркестане в Южно-Казахстанской области, а в 2004 году петроглифы археологического ландшафта Тамгалы в Урочище Тамгалы (которые находятся в 170 км к северу-западу от г. Алматы и расположены в юго-восточной части Чу-Илийских гор) Алматинской области включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в странах Великого шелкового пути (4). [3, с.35]

Городище Бозок — единственный объект из номинантов, который находится на Сарыаркинском отрезке Шелкового пути. В Мангышлакский или Урало-Прикаспийский отрезок вошли городища Кызылкала, Жайык и Сарайшык.

Последнюю категорию памятников-номинантов на включение в список ЮНЕСКО представляют некрополи Боралдай, Иссык и Бесшатыр. Всего в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО были включены восемь памятников истории и культуры. Среди них городище Ясы-Туркестан, святилище тюрков Мерке, мегалитические памятники Бегазы-Дандыбаевской культуры. Центр Всемирного наследия также включил в предварительный список курганы с каменными грядами Тасмолинской культуры, петроглифы Ешки-Ольмес и Арпа-Узень, палеолитический и геоморфологический комплекс Каратау, памятники Отрарского оазиса и историко-культурный ландшафт Улытау (5).

Ученые ставят данные памятники в один ряд с лучшими образцами мировой культуры. Эти памятники легендарного Шелкового пути входят в систему казахстанских и международных туристских маршрутов, становятся широко доступными и узнаваемыми. Сегодня архитектурное наследие древних городищ Отрар, Сауран, Туркестан привлекают в страну множество исследователей: ученых, археологов и туристов со всех концов земного шара.

Великий Шелковый путь также сыграл неоценимую историческую роль в интеграции культур многих стран. В этом процессе участвовали народы, издревле жившие на территории Казахстана. Они внесли свою большую лепту в сокровищницу мировой цивилизации. Это уникальная культура жилища (юрта), искусство древних мастеров, создавших красочные ковры и украшения из драгоценных металлов, сочинявших музыку, сказания и легенды. Они стали знаковыми как для Казахстана, так и для всей цивилизации. А сколько других, не менее уникальных открытий было сделано в Великой казахской степи!

В настоящее время в рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития, устойчивое развитие туризма, создание инфраструктуры и строительство туристских объектов по Шелковому пути выделено в отдельный раздел. Всё это будет способствовать росту основных показателей внутреннего и международного туризма. Уже ясно, что Шелковый путь является одним из лучших брендов мирового уровня иоткрывает широкие возможности для туристской деятельности любого государства. [4, с.10]

Сегодня Великий шелковый путь, связывавший нас в древности, превращается в магистраль еще более активных контактов со всеми регионами мира. Поддерживая идею Генеральной Ассамблеи ООН по возрождению древней магистрали как важнейшего инструмента для углубленного сотрудничества в области культуры, науки, торговли и туризма и, конечно, развития взаимопонимания между народами наших стран, мы формируем конкретные проекты развития туристской инфраструктуры. В частности, на ответвлениях казахстанского участка Шелкового пути наиболее перспективными проектами на юге страны являются:

Сегодня у нас немало предложений для увлекательных туристских путешествий по древней караванной дороге. Для примера назову маршрут из южной столицы — г. Алматы на космодром Байконур (через Шымкент — городище Отрар — мавзолей Арыстанбаб — г. Туркестан с посещением мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави — городища-крепости Сауран до г. Кызылорда — посещения мемориала «Коркыт Ата» — г. Байконура и экскурсией на первую космическую гавань земли космодром Байконур).

С 2003 года действует специализированный туристский поезд «Жемчужина Шелкового пути», который проходит по территории Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Этот маршрут предполагается довести на западе до Ирана, а на востоке — до Китая. Все перечисленные проекты развития туризма на Шёлковом пути пользуются спросом и уже сейчас являются перспективными.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что Шелковый путь является одним из лучших брендов мирового уровня, апланирование иконтролируемое развитие туристских ресурсов по всему маршруту имеют важное значение для сохранения ивосстановления мирового культурного наследия стран на древней исторической трассе.

Сегодня все еще продолжают оставаться значительные помехи для более тесного экономического сотрудничества в Центральноазиатском регионе. Прежде всего это визовые проблемы. К сожалению, до сегодняшнего дня нет единого мнения в вопросе взаимного признания туристских виз для граждан третьих стран. А ведь именно этот вопрос помог бы поднять туризм на Шелковом пути через развитие и популяризацию совместных туристских маршрутов. Для успешного продвижения проекта по Шёлковому пути считаем важным:

1) обеспечить выполнение рекомендаций Астанинской декларации по Шёлковому пути, принятой на XVIII Генеральной ассамблеи ВТО;

2) национальным туристским администрациям совместно с мэрами городов рассмотреть предложение о введении единой туристской визы «Шёлковый путь». Это даст возможность посещения туристами сразу нескольких стран Великого шёлкового пути. Казахстан выступал, и будет выступать за реализацию данного предложения в среднесрочной перспективе, поскольку современный потенциальный турист заинтересован в посещении сразу нескольких стран в рамках туров по Шелковому пути, причем желательно с одной туристской визой сроком до 3-х месяцев и признаваемой в странах посещения;

3) странам — участникам проекта «Шёлковый путь» установить единые стандарты сервиса и обслуживания туристов на всех видах транспорта и проживания в гостиницах;

4) национальным туристским администрациям рассмотреть возможность создания единого туристского продукта для стран Великого шелкового пути;

5) необходимо развивать потенциал привлекательности Шелкового пути, который включает: реставрацию культурных объектов и исторических памятников на древнем караванном пути; развитие искусств и ремесел с целью сохранения богатого культурного наследия стран Шелкового пути; разработку, реализацию и продвижение совместных стратегий, программ и маркетинга по успешному продвижению проекта; формирование и повышение туристского имиджа стран Центральноазиатского региона и СНГ по развитию культурно-познавательного туризма на Великом шёлковом пути. [6, с.32]

Предпринятые меры помогут местным сообществам в развитии межкультурного диалога, позволят участвовать в процессах, связанных с открываемыми туризмом возможностями и пользовании этими выгодами, а следовательно, успешной реализации трансконтинентального проекта ООН, ЮНВТО и ЮНЕСКО по устойчивому развитию туризма на древней, исторической трассе Великого шёлкового пути.

Литература:

  1. Государственная программа развития туризма в Республике Казахстан на 2007–2011 годы.
  2. Руководство по развитию экологического туризма в Казахстане / Под ред. Алии Тонкобаевой. — Алматы: Общественный фонд «Азиатско-Американское партнерство, 2009.
  3. Флек Анатолий. Развитие экотуризма в Центральном Казахстане. — www.aef/kz.
  4. Шайкенова P. P., Мамутова К. Р. Современное состояние экологического туризма в Казахстане // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Экологический и этнографический
  5. Государственная программа развития туризма в Республике Казахстан на 2007–2011 годы; Программа развития перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010–2014 годы.
  6. Квебекская декларация по вопросам развития экологического туризма //Руководство по развитию экологического туризма в Казахстане/ Под ред. Алии Тонкобаевой. — Алматы: Общественный фонд «Азиатско-Американское партнерство, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): Шелковый путь, Великий шелковый путь, казахстан, казахстанский участок, культура, лучший бренд мирового уровня, туризм, туркестан, Всемирная туристская организация, Центральноазиатский регион.


Ключевые слова

культура, туризм, памятники, трансконтинентальный

Похожие статьи

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для развития транспортной инфраструктуры

Статья посвящена вопросу о влиянии великого шёлкового пути на развитие глобальной торговли и логистику в целом. Большое внимание уделяется основному элементу Шёлкового пути — экономический поясу, который заключается в высоком уровне развития инфрастр...

Возможности и перспективы возрождения Шёлкового пути в рамках инициативы КНР «Один пояс — один путь»

В данной статье анализируется инициатива «Один пояс — один путь» в контексте возрождения Шелкового пути, рассматривается роль Китая как инициатора, интересы стран-организаторов проекта, а также пути возрождения Шелкового пути и их влияние на туристич...

Логистический потенциал международного проекта «Новый шелковый путь»

Данная статья рассматривает аспекты логистического потенциала международного проекта «Новый шелковый путь», который должен придать новый импульс развитию трансграничной логистики и международным товаропроводящим сетям всех государств – участников про...

Проект Байкал — Хубсугул

В статье рассмотрены проблемы туристической отрасли экономики Монголии и предложены пути развития водного туризма как одного из перспективных направлений отрасли. Отмечено, что водный туризм Монголии имеет большой потенциал для развития. Основные про...

Анализ некоторых аспектов устойчивого развития международного туризма

В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития международного туризма в странах, добившихся больших успехов в современном международном туризме, схожих с Туркменистаном по древним памятникам, геополитическому положению и по природе, таких как ...

Специфика паломнического туризма в Узбекистане

В статье представлены факторы уникальности паломнического туризма в Узбекистане и рассматриваются категории культурного, исторического и природного наследия. Также анализируется нынешняя ситуация в сфере охраны и управления объектами исторического, к...

Экологическое состояние азербайджанской части международного транспортного коридора «Север — Юг»

В статье выявлены особенности экологического состояния азербайджанской части международного транспортного коридора «Север-Юг». Рассматриваются внешние угрозы экологической безопасности, локализующиеся на побережье Азербайджанского сектора Каспии, по ...

Индустрия туризма в Узбекистане: проблемы и тенденции развития

Современное состояние индустрии туризма рассмотрено с точки зрения статистических данных о состоянии отрасли, наличии туристских ресурсов и предприятий индустрии туризма и гостеприимства и туристских потоков из стран СНГ и дальнего зарубежье. Разнооб...

Российско-китайское взаимодействие в рамках деятельности Азиатского банка инфраструктурных инвестиций как важная составляющая Экономического пояса Шелкового пути

В 2019 году Россия и КНР, отмечающие 70-летие установления дипломатических отношений, достигли нового уровня взаимодействия. Лидеры стран объявили о вступлении российско-китайских отношений в новую эпоху, что подразумевает еще большую взаимную поддер...

Экономическое партнёрство Туркменистана на современном евразийском транспортном пространстве

Сегодня транспорт, связь и логистическая инфраструктура являются неотъемлемой частью человеческого существования и важным условием международного взаимодействия на глобальном, региональном уровнях и двустороннем сотрудничестве стран.

Похожие статьи

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для развития транспортной инфраструктуры

Статья посвящена вопросу о влиянии великого шёлкового пути на развитие глобальной торговли и логистику в целом. Большое внимание уделяется основному элементу Шёлкового пути — экономический поясу, который заключается в высоком уровне развития инфрастр...

Возможности и перспективы возрождения Шёлкового пути в рамках инициативы КНР «Один пояс — один путь»

В данной статье анализируется инициатива «Один пояс — один путь» в контексте возрождения Шелкового пути, рассматривается роль Китая как инициатора, интересы стран-организаторов проекта, а также пути возрождения Шелкового пути и их влияние на туристич...

Логистический потенциал международного проекта «Новый шелковый путь»

Данная статья рассматривает аспекты логистического потенциала международного проекта «Новый шелковый путь», который должен придать новый импульс развитию трансграничной логистики и международным товаропроводящим сетям всех государств – участников про...

Проект Байкал — Хубсугул

В статье рассмотрены проблемы туристической отрасли экономики Монголии и предложены пути развития водного туризма как одного из перспективных направлений отрасли. Отмечено, что водный туризм Монголии имеет большой потенциал для развития. Основные про...

Анализ некоторых аспектов устойчивого развития международного туризма

В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития международного туризма в странах, добившихся больших успехов в современном международном туризме, схожих с Туркменистаном по древним памятникам, геополитическому положению и по природе, таких как ...

Специфика паломнического туризма в Узбекистане

В статье представлены факторы уникальности паломнического туризма в Узбекистане и рассматриваются категории культурного, исторического и природного наследия. Также анализируется нынешняя ситуация в сфере охраны и управления объектами исторического, к...

Экологическое состояние азербайджанской части международного транспортного коридора «Север — Юг»

В статье выявлены особенности экологического состояния азербайджанской части международного транспортного коридора «Север-Юг». Рассматриваются внешние угрозы экологической безопасности, локализующиеся на побережье Азербайджанского сектора Каспии, по ...

Индустрия туризма в Узбекистане: проблемы и тенденции развития

Современное состояние индустрии туризма рассмотрено с точки зрения статистических данных о состоянии отрасли, наличии туристских ресурсов и предприятий индустрии туризма и гостеприимства и туристских потоков из стран СНГ и дальнего зарубежье. Разнооб...

Российско-китайское взаимодействие в рамках деятельности Азиатского банка инфраструктурных инвестиций как важная составляющая Экономического пояса Шелкового пути

В 2019 году Россия и КНР, отмечающие 70-летие установления дипломатических отношений, достигли нового уровня взаимодействия. Лидеры стран объявили о вступлении российско-китайских отношений в новую эпоху, что подразумевает еще большую взаимную поддер...

Экономическое партнёрство Туркменистана на современном евразийском транспортном пространстве

Сегодня транспорт, связь и логистическая инфраструктура являются неотъемлемой частью человеческого существования и важным условием международного взаимодействия на глобальном, региональном уровнях и двустороннем сотрудничестве стран.

Задать вопрос