Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 18.05.2016

Статья просмотрена: 2329 раз

Библиографическое описание:

Жакун, В. В. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства / В. В. Жакун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1219-1222. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29682/ (дата обращения: 18.12.2024).



Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, внеклассная деятельность, подростки, музеи, спортивные соревнования, конкурсы, патриотические мероприятия, экскурсии, социологический опрос.

Многие педагоги и родители сегодня задумываются над тем, насколько для современной молодежи необходимо и важно гражданско-патриотическое воспитание. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, стоит разобраться с тем, что оно представляет собой сегодня, и какое представление о нем сложено у современных подростков. В данной статье выявлены результаты проведённого социологического опроса об актуальности патриотического воспитания подростков. Выявлены основные средства гражданско-патриотического воспитания и эффективность их реализации во внеклассной деятельности.

Гражданско-патриотическое воспитание в любом общеобразовательном учреждении — это система мер, помогающая воспитывать у будущего поколения граждан патриотизм, чувство долга перед своей Родиной и готовность защищать в любой момент интересы отечества. Помимо этого оно помогает усвоить такие понятия, как чувство собственного достоинства, верность и честь, гуманизм и нравственность. Лояльное отношение к действующему государственному строю, приоритет интересов страны над личными, нетерпимость к нарушениям моральных норм– это те ценности, которые развиваются у подростков в ходе патриотического воспитания. [1]

Гражданско-патриотическое воспитание также способствует развитию у учащихся социальной активности и ответственности за свои действия и поступки. Поэтому важно привлекать подрастающее поколение к различным спортивно-массовым мероприятиям. Тем самым, они всесторонне развиваются и повышают уровень своей физической подготовки. Спортивно-массовые мероприятия способствуют не только всестороннему развитию подростка, повышению уровня общей физической подготовки, но и помогают сохранять преемственность поколений.

Гражданско-патриотическое воспитание помогает формировать у молодежи чувство гордости за себя, своих соотечественников, уважение к достижениям своей страны и историческим событиям прошлого.

Гражданско-патриотическое воспитание — является ведущим направлением внеклассной работы в Севастопольском президентском кадетском училище. Среди всех воспитательных мероприятий за 1 полугодие 2015–2016 уч. года 33 % принадлежит этому направлению.

Гражданско-патриотическое воспитание реализуется в различных формах внеклассной деятельности. Основные из них можно классифицировать следующим образом:

  1. Посещение музеев, памятников, мест исторических событий.
  2. Участие в военно-патриотических спортивных соревнованиях.
  3. Участие в военно-патриотических конкурсах, фестивалях, слетах, благотворительных акциях.
  4. Участие в патриотических концертах и других мероприятиях с приглашением участников боевых действий. [2]

Для того чтобы определить актуальность и эффективность средств патриотического воспитания во внеклассной деятельности, был проведен социологический опрос на тему «Гражданско-патриотическое воспитание сегодня».

В социологическом опросе приняли участие кадеты Сев ПКУ, возраст 12–13 лет

Кадетам была предложена анкета следующего образца:

Анкета

1. Как вы считаете, актуально ли гражданско-патриотическое воспитание на сегодняшний день.

1) Да

2) Нет

3) Затрудняюсь ответить.

2. Какой досуг для вас является наиболее интересным:

1) Посещение музея

2) Участие в патриотическом конкурсе

3) Участие в патриотическом концерте

4) Участие в военно-патриотическом соревновании.

3. Принимаете ли вы участие в военно-спортивных соревнованиях?

1) Нет

2) Иногда

3) Часто

4. Принимаете ли вы участие в военно-патриотических конкурсах, фестивалях, акциях?

1) Нет

2) Иногда

3) Часто

5. Принимаете ли вы участие в военно-патриотических концертах с приглашением ветеранов?

1)Нет

2)Иногда

3)Часто

6. Как часто вы посещаете музеи, исторические места города?

1) Часто

2) Иногда

3) Не посещаю

7. Удовлетворены ли вы своими знаниями из истории своего города и края.

1) Нет

2) Частично

3) Полностью

4) Затрудняюсь ответить.

8. Где по-вашему могут пригодится знания о родном крае?

1) На уроках

2) В общении с друзьями

3) Каждый патриот должен знать историю своего края.

9. Как бы вы хотели узнать о том или ином историческом событии?

1) Прочитав книгу.

2) Посетив музей

3) Посетив места исторических событий.

10. Какая продолжительность экскурсии наиболее познавательна для вас?

1) Часовая экскурсия в музее

2) 2–3 часовая пешая экскурсия

3) Одно-двух-дневная авто-пешеходная экскурсия.

В опросе приняли участие 112 кадет. Из них — 98 % ребят отмечают актуальность гражданско-патриотического воспитания на сегодняшний день, 2 % — затрудняются с ответом.

Для большей части респондентов участие в военно-патриотическом соревновании — 42 % и в патриотических конкурсах и акциях — 36 % является более интересным. Посещение музеев и участие в концертах — отмечают интересным для себя соответственно 8 % и 12 % кадет, что составляет меньшинство.

На сегодняшний день самым доступным способом изучения исторических событий и популярным для кадет является посещение музеев и исторических мест: 78 % -часто посещают, остальные 22 % — иногда. А также — участие в мероприятиях с приглашением ветеранов: 69 % — часто, 31 % — иногда.

Меньшее количество респондентов принимает участие в различных патриотических акциях и конкурсах. Всего 28 % — часто, 52 % -иногда, 20 % — не принимают участия. И еще меньше — в военно-спортивных соревнованиях: 19 % — часто, 54 % — иногда, 27 % — не принимают участия.

Учитывая результаты опроса, ребята малоудовлетворены(56 %) или вообще не удовлетворены (38 %) собственными знаниями о своем крае. А это еще раз подчеркивает актуальность гражданско-патриотического воспитания сегодня.

По мнению 44 % кадет знания о своем крае и городе нужны на уроках, 54 % кадет считают, что знания нужны себе прежде всего, а не кому-то.

Выбирая способ изучения того или иного исторического события 84 % кадет отдали предпочтение — посещению мест исторических событий, 14 % — посещение музея и только 2 % -любят познавать историю из книг.

Говоря о желаемой продолжительности экскурсий 72 % респондентов считают авто-пешеходные, рассчитанные на один-два дня, более познавательными. 24 % кадет отдают предпочтение часовой экскурсии в музее, и только 4 % — считают 2–3-х часовую прогулку на места боевой славы самым приемлемым познавательным времяпрепровождением.

Анализируя результаты данного социологического опроса, мы убеждаемся в актуальности гражданско-патриотического воспитания сегодня. Полученные результаты позволяют не только грамотно спланировать внеклассную деятельность в этом направлении, но и учесть при планировании желания и предпочтения респондентов данного возраста, подобрать те средства реализации патриотического воспитания, которые будут эффективны и интересны для определенной группы учащихся. Как показало исследование, очень важно во внеучебной деятельности в равнозначной степени использовать все методы и средства патриотического воспитания. Так, формирование у подрастающего поколения социально значимых патриотических качеств и ценностных установок должно осуществляется также через их участие в деятельности общественных организаций патриотической и военно-патриотической направленности, в соответствующей деятельности различного рода молодежных движений, акций, фестивалей, конкретных мероприятий и т. д. Гражданско-патриотическое воспитание должно проводиться масштабно, затрагивая почти все сферы жизни молодых людей.

Литература:

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»
  2. Наумов С. Ю., Чернышкина Н. Я. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи: Учеб. пособие / Предисл. Ю. И. Тарского. — Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина, 2007. — 172 с.
  3. Лутовинов В. И. О патриотическом воспитании молодежи //Обозреватель.–1997.– № 3–4 — С.18–23.
  4. Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе [Текст]: / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев.- Монография.-Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
  5. Кирюханцев К. А., Гизатова И. А. Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 80–82.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданско-патриотическое воспитание, участие, внеклассная деятельность, патриотическое воспитание, социологический опрос, посещение музеев, военно-патриотическое соревнование, гражданско-патриотическое воспитание сегодня, историческое событие, посещение музея.


Похожие статьи

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Реализация военно-патриотического воспитания подростков через творческую деятельность во внеурочное время

В статье автор рассматривает эффективность реализации военно-патриотического направления в общеобразовательной среде.

Методическая разработка урока мужества в начальных классах «День народного единства»

В статье авторы дают описание занятия внеурочной деятельности, направленного на историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны.

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

В статье авторы предлагают пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность.

Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Работа воспитателя с дошкольниками по реализации нравственно-патриотического воспитания в условиях внедрения ФГОС ДО

В статье речь идет об организации работы воспитателя по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания у обучающихся

В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников через участие в проектной деятельности на примере реализации дополнительной образовательной программы.

Кружковая внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию

В статье рассматривается значение военно-патриотического воспитания школьников в гражданском обществе. Выделена внеурочная деятельность школьников, как ведущая форма военно-патриотического воспитания. Рассмотрен опыт кружковой работы военно-патриотич...

Патриотическое воспитание младших школьников как составная часть педагогического процесса

В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания младших школьников, приведены примеры реализации патриотического воспитания в школе и за её приделами.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Реализация военно-патриотического воспитания подростков через творческую деятельность во внеурочное время

В статье автор рассматривает эффективность реализации военно-патриотического направления в общеобразовательной среде.

Методическая разработка урока мужества в начальных классах «День народного единства»

В статье авторы дают описание занятия внеурочной деятельности, направленного на историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны.

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

В статье авторы предлагают пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность.

Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Работа воспитателя с дошкольниками по реализации нравственно-патриотического воспитания в условиях внедрения ФГОС ДО

В статье речь идет об организации работы воспитателя по формированию нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания у обучающихся

В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников через участие в проектной деятельности на примере реализации дополнительной образовательной программы.

Кружковая внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию

В статье рассматривается значение военно-патриотического воспитания школьников в гражданском обществе. Выделена внеурочная деятельность школьников, как ведущая форма военно-патриотического воспитания. Рассмотрен опыт кружковой работы военно-патриотич...

Патриотическое воспитание младших школьников как составная часть педагогического процесса

В статье рассмотрена проблема патриотического воспитания младших школьников, приведены примеры реализации патриотического воспитания в школе и за её приделами.

Задать вопрос