В последние годы образование рассматривается как главный фактор и непременное условие устойчивого социально-экономического прогресса, наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества, приоритетом и движущей силой которой является личность, способная к поиску, самостоятельному, творческому мышлению, освоению новых знаний, социально-профессиональной деятельности и творчеству.
2016 год в Узбекистане был объявлен «Годом здоровой матери и ребенка», в связи с утвержденной Государственной программой предусмотрено дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, разработка новых положений и норм, направленных на создание благоприятных организационно-правовых условий для формирования здорового, гармонично развитого подрастающего поколения. Большой комплекс мероприятий отводится усилению роли системы образования и спорта в формировании здорового ребенка. Наряду с этим программа предусматривает кардинальное повышение качества начального образования, при помощи широкого внедрения в практику передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий. В программе также уделено внимание повышению эффективности использования средств, направляемых на развитие, изучение и внедрение передового международного опыта по воспитанию здорового ребенка. [3]
Одной из образовательных реформ, проводимых в Республике Узбекистан, является применение современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в обучении. По славам Президента Республики Узбекистан И.Каримова, «Особая забота должна быть проявлена о том, чтобы создать талантливой молодежи все условия для творческого роста…» [1].
В соответствии с учебной программой и Государственным стандартом образования курс математики начальных классов — это триединый курс, охватывающий арифметику, элементы алгебры и геометрии. Учащиеся начальных классов получают первоначальные сведения о числах, об арифметических действиях, о величинах, математических выражениях, числовых равенствах и неравенствах, о геометрических фигурах, учатся выполнять арифметические действия, решать задачи.
Изучение нумерации — это основа арифметики, без которой немыслимо изучение математики вообще. В концентре «Десяток» и «Сотня» нумерация изучается, в основном, с использованием предметной наглядности, можно использовать и информационные технологии, но без предметной наглядности, без предметов для пересчитывания не обойтись. А при изучении нумерации в концентре «Тысяча» предметная наглядность очень неудобна, но информационные технологии могут быть весьма эффективными [3].
В начальный курс математики включены следующие основные понятия темы «Нумерация целых неотрицательных чисел»: «число», «цифра», «разряд», «класс». В основе формирования понятия числа лежит теория множеств. В задачи нашего исследования входило раскрыть теоретические и методические основы изучения нумерации целых неотрицательных чисел, а также обосновать необходимость использования информационных технологий при изучении этого материала. Нами были рассмотрены общие вопросы изучения нумерации, распределение нумерации по концентрам в курсе математики начальных классов, а также история развития счета, которая может быть использована на уроках и на внеклассных занятиях по математике. В 2015–2016 учебном году во время непрерывной педагогической практики в средней школе № 160 Яккасарайского района города Ташкента был проведен эксперимент среди учеников 3-х классов. Во 3Б классе 33 ученика, во 3В классе 36 учеников. Экспериментальным классом был назначен 3Б класс, контрольным — 3В класс.
Целью экспериментальной работы являлась проверка эффективности информационных технологий для повышения уровня и качества усвоения материала при изучении нумерации в пределах 1000.
Мы считаем, что использование на уроках информационных технологий при изучении нумерации, знания у учеников остаются в памяти надолго, потому что материал был представлен наглядно, при помощи презентаций. При проведении эксперимента в конце была проведена самостоятельная работа на знание чтения и записи трехзначных чисел, в ходе которой выяснялось, насколько учащиеся усвоили данный материал. Результаты средних оценок учащихся по проведенной самостоятельной работе приведены в таблице 1.
Таблица 1
|
2 |
3 |
4 |
5 |
Экспериментальный класс 3Б (33 ученика) |
1 |
10 |
14 |
8 |
Контрольный класс 3В (36 учеников) |
3 |
16 |
13 |
4 |
Поведем сравнительный анализ полученных данных, для этого найдем среднее значение оценок учащихся по формуле 1:
(1)
За обозначим среднее значениеоценок учащихся по проведенной самостоятельной работе в экспериментальном классе, за обозначим среднее значениеоценок учащихся по проведенной самостоятельной работе в контрольном классе.
= 3,88 > 3,5 =
Среднее значениеоценок учащихся по проведенной самостоятельной работе в экспериментальном классе оказалось выше, чем в контрольном классе. Наша гипотеза подтвердилась.
Результаты эксперимента показали эффективность использования информационных технологий при изучении нумерации на уроках математики в третьем классе. Учащиеся были активны, а проверочная работа показала повышение уровня усвоения материала.
Систематическое использование наглядности, а также информационных технологий на разных этапах обучения является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. При этом дети не устают, а уроки проходят интересно.
Использование информационных технологий позволяет воспитывать наблюдательность, обеспечивает развитие не только интеллектуальных и творческих способностей ребят, но и эстетических чувств учащихся.
Информационные технологии показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия учителя и учеников в процессе усвоения учебного материала. И от того, каким будет это взаимодействие, во многом зависит успешность учебной деятельности.
Литература:
- Каримов И. Узбекистан на пороге достижения независимости. — Ташкент: «Узбекистан», 2011. — 383 с.
- Таджиева З. Г., Абдуллаева Б. С., Жумаев М. Э., Сидельникова Р. И., Садыкова А. В. Методика преподавания математики. — Т.: «Турон-Икбол», 2011.
- http://norma.uz/publish/doc/text100612_2014_god_v_uzbekistane_obyavlen_godom_zdorovogo_rebenka