In the article the modern experience of the application of innovation in enterprises. The basic stages of the innovation process. The main problems of socio-economic adaptation of Russian companies to innovative development.
Keywords: The innovation process, innovation, innovative development of the company, management of the innovation process, innovative activity.
Инновации — это ключевой источник конкурентного преимущества, наряду с ростом и прибыльностью компании. Применение системного подхода к инновациям в него подразумевает включение в него различных элементов, в числе которых:
1) Разработка новых продуктов,
2) Творческие подходы к разрешению существующих проблем,
3) Управление идеями,
4) Системы управления рациональными предложениями и пр. [2]
Во многих государствах уже имеется опыт успешной организации системной инновационной деятельностью, который был вынужденно получен в условиях острой и жестокой конкуренции. Речь идет о таких странах, как Китай, США, ФРГ и Япония. Кроме того, подобный опыт был получен крупными компаниями, а также холдингами экономически развитых государств, в особенности в высокотехнологичных экономических отраслях, которые осуществляют производство товаров массового спроса, например, автомобилей, электроники и пр.[4]
В сравнении с экономически развитыми странами, Россия до сих пор не накопила достаточно опыта в сфере эффективной инновационной деятельности в условиях рынка. Причиной недостаточности отечественного опыта инноваций, в первую очередь, выступает продолжительный период работы предприятий РФ согласно режиму плановой экономики, а после в условиях переходного периода.[1]
На данный момент, отечественная экономика продолжает оставаться высококапитализированной. При этом основной капитал сосредоточен в сырьевых и низкотехнологичных корпорациях. Говоря о производственных мощностях промышленного сектора, нельзя не отметить их низкий уровень загруженности, что становится причиной образования дефицита квалифицированной рабочей силы. [5]
Сырьевые компании России, которые по роду своей деятельности связаны с добычей и переработкой ресурсов, имеют достаточный объем финансовых ресурсов. Тем не менее, при использовании тиражируемых капиталоемких классических технологий, они почти не поддаются принципиальному совершенствованию и обладают слабо выраженной мотивацией в отношении инноваций. [3]
За счет изучения особенностей инновационной деятельности отечественных компаний и опыта инноваций в крупных мировых компаниях, существует возможность выделения ряда основных проблем социально-экономической адаптации отечественных компаний к инновационному развитию. Среди них:
1. Несистемное, неустановившееся инновационное развитие российских предприятий.
2. Высокий риск, связанный с неустойчивостью экономической ситуации, инновационной деятельности, в области инноваций неотработанность государственной политики.
3. Топ-менеджерамии собственниками компаний, предприятий, холдингов, предпочтительное применение разовых реорганизаций и реконструкций вместо разработки системы их инновационного развития.
4. Со стороны персонала фирмы мощное сопротивление инновациям.
5. Со стороны фирмы недостаточное внимание к инновациям, ориентированных на внутренний рынок, у большинства российских предприятий вызванное отсутствием стимулов для инноваций, которые для внутреннего рынка производят продукцию.
6. К инновационному развитиюкак к системному процессу недостаточное внимание, которое затрагивает все стороны работы фирмы.
В целом, можно сказать, что российскими компаниями уделено недостаточно внимания проблемам активизации собственной инновационной деятельности. Часто происходит так, что они вынуждены сталкиваться со сложно преодолимыми трудностями в процессе осуществления инноваций. [7]
За счет анализа тенденций и особенностей, наряду с главными проблемами адаптации отечественных компаний к инновационному развитию обеспечивается возможность разработки рекомендаций, связанных с управлением развитием инноваций. При этом рекомендации будут ориентированы на то, чтобы повысить степень эффективности инновационной деятельности компаний и усилить степень их конкурентоспособности.
Определим, какие шаги следует предпринять для того, чтобы повысить эффективность.
Формирование эффективной системы по управлению процессами инноваций предполагает своевременное инновационное развитие компании.
На предприятии инновационный процесс можно разделить на несколько последовательных этапов. Для каждого этапа характерно решение соответствующими подразделениями предприятия определенных задач. Инновационный процесс целесообразно разделять, для повышения эффективности управления инновационным развитием, на такие этапы:
- Этап поиска возможностей или развития рынка.Главная задача указанного этапа — это определение новых возможностей и потребностей рынка, которые на нем появились.
- Этап разработки концепции.Здесь конструкторские подразделения, отдел НИОКР, службы менеджмента качества осуществляют поиск технологических решений, которые выявленные потребности рынка позволяют удовлетворить.
- Этап принятия решения касательно выбора проекта, который необходимо реализовать.Руководством предприятия осуществляется учет и оценка внутренних и внешнихрисков.
- Этап разработки товара и доработки решений.Его задачей является улучшение новых продуктов (расширение удобства и привлекательности для потребителей).
- В создании товара и его доставке потребителю заключается этап исполнения.
Целесообразно отметить необходимость системного подхода к совершенствованию управленческого процесса, связанного с развитием инноваций на предприятии. Улучшение лишь одной стадии инновационного процесса в отрыве от остальных сможет привести только к незначительным улучшениям конечного итога.
Содержание инновационной деятельности компании на разных стадиях процесса инноваций подразделяется на два аспекта:
‒ Креативный аспект или аспект генерации инноваций,
‒ Организационный аспект или аспект инновационных реализаций.
В качестве первых двух стадий инновационного процесса выступают:
‒ Поиск существующих возможностей,
‒ Последующая разработка решения.
Обе стадии являются креативными. В качестве их основных задач выступают:
‒ Проведение анализа проблематики развития компании, потребительских потребностей и новых возможностей рынка,
‒ Поиск инновационных решений для выявленных проблем,
‒ Формирование системы инновационных решений,
‒ Выбор и вынесение инновационных решений.
Говоря о стадиях доработки инновационных решений, а также формирования и доставки готовой продукции потребителям, следует отметить, что они относятся к категории инновационных. В число задач данных стадий входят:
1) Определить, кто является инициатором, а кто исполнителем инноваций, определить их полномочия, ответственность и мотивацию,
2) Определить, кто является активным и пассивным противником инноваций и принять меры для того, чтобы нейтрализовать их сопротивление,
3) Определить, какие новые функции должны появиться в организационной структуре для обеспечения системной инновационной деятельности,
4) Разработать концепцию и программу, связанную с инновационной деятельностью компании, а также проработать этапы организации ее реализации,
5) Обеспечивать постоянный контроль над реализацией инновационных проектов.
Управление инновационным процессом
Управление инновационным процессом на креативных стадий целесообразно осуществлять в свободном режиме, который сможет обеспечить свободу информационной циркуляции, наряду с творческим процессом, который нужен для того, чтобы генерировать новые идеи. На организационных этапах управление данным процессом должно осуществляться в напряженном режиме. Каждая процедура и процесс должны быть отлажены и регламентированы, а также должны находиться под постоянным контролем. [5]
За счет выявления особенностей стадий процесса инноваций в компании можно сформулировать вывод о том, что для того, чтобы повысить эффективность инновационного процесса важно создать условия для его протекания в двух режимах:
1) В свободном режиме, т. е. в период творческих разработок и создания концепции,
2) В напряженном режиме, т. е. в период, когда концепция будет доработана, а продукт окажется на рынке. [7]
Причем, стадия принятия решения, касательно выбора проекта, который должен быть реализован, — это переходное звено между креативными и организационными стадиями. При этом характер управления инновационным процессом должен соответствовать конкретному этапу. Если этого не будет, то и эффективность инновационного процесса на конкретном этапе будет существенно снижена, что стане причиной замедления инновационного развития компании.
Выводы
Целесообразно использовать системный подход к процессу совершенствования процесса управления инновационным развитием компании. Предложенные для реализации меры должны охватывать каждый этап инновационного процесса. Причем, в случае улучшения одной из стадий инновационного процесса в отрыве от всех остальных, улучшение конечного результата будет незначительным.
Литература:
- Богатырский О. П. Инновационный менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 315 с.
- Воробунин О. С., Резников А. А. Менеджмент инноваций. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 195 с.
- Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Д. М. Аньшина, А. А. Дагаева. — М.: Дело, 2003. — 528 с.
- Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В. А. Швандера, проф. В. Я. Горфинкеля. — М.: Вузовский учебник, 2004. — 382 с.
- Управление инновационным процессом организации // [Электронный ресурс]. — URL:http://www.elitarium.ru (дата обращения 18.03.2016)
- Особенности инновационного развития предприятия // [Электронный ресурс]. — URL:http://www.stplan.ru (дата обращения 18.03.2016)
- Инновационный процес как он есть // [Электронный ресурс]. — URL:http://www.inventech.ru (дата обращения 18.03.2016)
- Управление инновационным процессом как основа инновационного развития предприятия // [Электронный ресурс]. — URL:http://www.bgscience.ru (дата обращения 18.03.2016)
- Креативная экономика // [Электронный ресурс]. — URL: http://www.creativeconomy.ru (дата обращения 18.03.2016)