Инвестиции как важный элемент экономической политики государства является необходимым условием для стабильного функционирования и развития экономики. Масштабы, структура и эффективность использования инвестиции во многом определяют результаты хозяйствования, а также конкурентоспособность национальной экономики.
Президент республики Узбекистан И. А. Каримов особо подчеркивает, что «… без инвестиций нет прогресса, нет технического, технологического обновления и модернизации производства в целом страны» [1]
В современных условиях для решения задач подъема экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходимо создание качественно сформированной инвестиционной инфраструктуры, которая способна создать условия для осуществления инвестиционной деятельности, снизить степень риска инвестиционных вложений, аккумулируя финансовые ресурсы.
Но для этого необходимо создание инвестиционного климата, который предопределяет необходимость: улучшения макроэкономической конъюнктуры (снижение инфляции, процента за долгосрочный банковский кредит, укрепление финансового положения предприятий); развития системы гарантий, обеспечения прав инвесторов, защиту их собственности; развития организационно-правовых условий, включающий целевое использование амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитие вторичного рынка ценных бумаг, страхование инвестиций, залоговое право, ипотеку(земли, жилья), использование накоплений населения; проведения реформы налоговой системы по снижению налогового бремени на инвесторов и стимулирования инвестиционной деятельности; введения мер для предотвращения утечки капитала за рубеж и стимулирование возврата отечественного капитала в страну. [4]
В своем докладе Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2013 года и приоритетам социально-экономического развития на 2014 год, отметил, что в рамках реализации Инвестиционной программы 2013 года было освоено в эквиваленте 13 % по сравнении с прошедшим годом. При этом особого внимания заслуживает тот факт, что почти половину общего объема освоенных капитальных вложений (47 %)составили частные инвестиции — за счет собственных средств предприятий и населения, в объем инвестирования в экономику страны составил 23 % к ВВП» [1].
Самого серьёзного внимания заслуживает работа по привлечению инвестиций, направляемых на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей, структурным преобразованиям в экономике страны. В этих целях в 2015 году было привлечено и освоено инвестиций за счет всех источников финансирования в эквиваленте 15,8 миллиарда долларов США, или с ростом против 2014 года на 9,5 процента. При этом более 3,3 миллиарда долларов, или свыше 21 процента всех инвестиций — это иностранные инвестиции, из которых 73 процента с 67,1 процента всех инвестиции направлены на производственное строительство. Это позволило в 2015 году завершить строительство и обеспечить ввод 158 крупных производственных объектов общей стоимостью 7,4 миллиарда долларов составляют прямые иностранные инвестиции. [1]
Одной из стратегических целей и основных задач в области экономического развития Республики Узбекистан является рост инвестиционной привлекательности и формирование положительного имиджа всех областей, городов Узбекистана, повышение инвестиционной и инновационной активности организаций. Однако при реализации указанной цели имеется ряд проблем, которые находятся на этапе своего решения, в частности:
– Во-первых, мало внимания уделено вопросам совершенствования корпоративного управления, как одного из компонентов институциональной инфраструктуры, обеспечения экономической безопасности и использования инструментов фондового рынка для снижения рисков и привлечения инвестиций;
– во-вторых, в банковском секторе высокая зависимость ресурсной базы от средств населения, значительная доля ресурсов, не находящая применения в республике, несбалансированность активов и пассивов со сроком привлечения и размещения;
– в третьих, недостаточная развитость механизма государственно-частного партнерства.
Данный механизм позволит минимизировать риски, ослабить нагрузку на бюджеты всех уровней и при сохранении объемов финансирования осуществлять реализацию более значительного числа инвестиционных проектов. Инвестиционные проекты с большими сроками окупаемости, высокими рисками, низкой нормой отдачи на вложенный капитал, как правило, не являются привлекательными для бизнеса, а государство не являются привлекательными для бизнеса, а государство не является эффективным собственником.
Поэтому разделение рисков и ответственности при реализации таких проектов в рамках государственно-частного партнерства будет способствовать активизировать инвестиционной деятельности в этих сферах.
Ключевыми игроками в повышении инвестиционной активности здесь могли бы стать частные пенсионные институты (которые находятся на стадии формирования) и страховые организации. Однако рынок на сегодняшний день опирается в основном только на банковскую систему.
По результатам проведённых исследований, нами предложены пути повышения инвестиционной инфраструктуры.
Так, на наш взгляд, в рамках реализации инвестиционной политики должны решаться следующие задачи:
– усовершенствование законодательного, организационного, инфраструктурного обеспечения инвестиционной деятельности;
– содействие организациям, реализующим или планирующим реализацию инвестиционных проектов в продвижении информации о проектах, а также в привлечении инвестиций;
– стимулирование деятельности инвестиционных фондов
– совершенствование формирования благоприятного климата для вложения инвесторами средств;
– поддержание позитивного инвестиционного имиджа;
– совершенствование процентной политики;
– инвентаризация приоритетов государственной кредитной поддержки и упорядочение перечня льготных кредитов;
– активизация межбанковского денежного рынка;
– мобилизация инвестиционных ресурсов и обеспечение их эффективного использования путем применения передовых методов управления инвестиционными процессами, в том числе программно-целевых методов и механизмов государственно-частного партнерства для реализации приоритетных и социально значимых направлений развития областей.
– развитие фондового рынка;
– создание условий для трансформации сбережения населения в инвестиции;
– привлечения высококвалифицированных кадров для создание технопарков и научных городков, бизнес-инкубаторов;
– разработка эффективной системы предоставление бюджетно-налоговых кредитов;
– обучение методике и разработке системы по привлечению инвесторов органов исполнительной власти на территориальном уровне;
– проведение мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, включающее: формирование межведомственной антикоррупционной структуры с разработкой антикоррупционных программ на территориальном уровне, объединяя их в общегосударственную программу, подписание международных антикоррупционных конвенций.
Нужно подчеркнуть, что развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности должно рассматриваться с учетом специфики территориальных условий, высоких рисков, связанных с природно-климатическими условиями, относительно более высокими издержками в большинстве секторов экономики.
Литература:
- Доклады И.А.Каримова на заседаниях Кабинета Министров, посвященные основным итогам 2013-2015 гг.
- Noam Wasserman. The Founder’s Dilemmas Anticipating and Avoiding the Pitfalls that Can Sink a Startup. — M.:Alpina Publishers, 2014.- 364 c
- Системный мониторинг: Глобальное и региональное развитие. –М.:URSS , 2014. — C.292
- Sharpe W., Alexander G., Bailey J. Investment. Textbook. — M.:Intra-M.,2013.- р.1028
- Инвестиционные ресурсы на развитие социально-экономической инфраструктуры web:
- htpp://www.mineconomy.uz/
- http://www.cbu.uz
- http://www.rae.ru
- http://www.chamber.uz