В статье рассмотрено создание и использование на практике интернет-магазина. Описаны основные этапы разработки и реализации, построена информационная система, дан сравнительный анализ интернет-магазина с обычным. Рассмотрены информационные потоки, сформированные клиентом и администратором интернет-магазина.
Ключевые слова: электронная коммерция, интернет-магазин
Рассмотрев, особенности использования сети Интернет в коммерческих целях, можно сделать вывод о том, что в условиях современной глобализации информационного пространства и повсеместной интернетизации населения, особенно актуальным становится переброс потребителей продукции организаций в плоскость виртуального пространства, что позволит достичь высокого уровня эффективности в работе организации за счет значительного сокращения затрат, благодаря автоматизации продаж через Интернет. Таким образом, внедрение онлайн-формы торговли позволит обеспечить повышения объемов продаж при минимальных финансовых вложениях.
Предполагается, что потенциал возможностей от использования интернет-магазина для реализации продукции позволит в значительной мере увеличить эффективность работы фирмы, значительно сэкономив расходы на ее деятельность. С учетом высокого уровня интереса населения мира к глобальным информационным ресурсам, к сети Интернет, дополнение предпринимательской деятельности электронными инструментами из области виртуального рынка является не только хорошим дополнением к работе фирмы, но и одним из основных требований времени на современном этапе.
В результате проведенных исследований был разработан интернет-магазин ТОО «Играйка». Данное предприятие представляет собой торговую организацию, основным направлением деятельности которой является реализация детских игрушек населению. Рассмотренная организация ТОО «Играйка» является организацией малого бизнеса, занимающейся реализацией детских игрушек. Организация имеет достаточно слабые конкурентные позиции на рынке, поскольку отрасль представлена более крупными предприятиями, имеющими возможность предложить не только более широкий ассортимент по низким ценам за счет экономии от эффекта масштаба, но также осуществляющими значительные вложения на продвижение продукции.
По результатам оценки предлагаемых мероприятий было установлено, что автоматизация работы с использованием возможностей сети Интернет, позволит ежегодно экономить порядка нескольких тысяч тенге на трудовых затратах по оформлению необходимой документации, в то время как параллельно будет происходить активное развитие интерактивного портала по реализации продукции в автоматическом режиме.
В разработанном интернет-магазине предусмотрены 4 вида пользователей:
– администратор системы, обладающий наиболее полными полномочиями при работе с системой, производящий наполнение справочников и осуществляющий управления пользователями, их регистрацией и редактированием данных пользователей.
– модератор магазина, который осуществляет модерирование поступающих от клиентов отзывов и добавление товаров в каталог;
– оператор магазина, который осуществляет обработку поступающих заказов, связывается с клиентами;
– клиент магазина, который оформляет заказ и оставляет отзывы о товарах.
Регистрация заказа на покупку товара является основным автоматизируемым действием в разработанном интернет-магазине. Действие это производит клиент фирмы. Через сеть Интернет покупатель при помощи браузера заходит на web-сайт интернет-магазина. Web-сайт содержит электронную витрину, на которой представлены каталог товаров, с возможностью поиска и выбора товара по определенному фильтру и необходимые интерфейсные элементы для формирования заказа. Страница заказа товаров служит для ввода регистрационной информации, оформления доставки, получения информации о компании-продавце и on-line помощи.
Клиент, при посещении магазина, выбирает товары, знакомится с отзывами других пользователей, имеет возможность оставить отзыв, добавляет товары в заказ, добавляет в заказ (при необходимости) наименование услуг. При добавлении товаров в заказ формируется таблица Корзина, в которой сохраняются предварительные заказы. На основе списка товаров в корзине, клиент, имея возможность изменения состава заказа или количества каждой товарной позиции в заказе, получает общую стоимость заказа. На основании этих данных формируется содержимое таблицы Заказы. Заказу присваивается статус «Оформлен». При этом при совершении заказа клиент указывает электронную почту, которая служит логином для доступа в личный кабинет клиента на сайт, паролем служит номер заказа, который сообщается клиенту после завершения оформления заказа. Пока статус заказа «Оформлен», клиент может удалить его.
Дерево функций, характерных для клиента организации, представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Дерево функций клиента
Оператор изменяет содержимое данной таблицы Заказы, изменяя статусы заказов. При этом предусмотрены следующие статусы заказов: оформлен — заказ оформлен покупателем; в обработке — заказ на стадии сборки и отправки; в архиве — заказ выполнен; удален — заказ удален покупателем.
Основным входным документом в системе является прайс-лист, в котором указаны расценки на товары, а также приведено краткое описание. Данный документ поступает из отдела продаж и содержит следующие реквизиты: наименование товара; модель; категория; производитель; стоимость. Кроме того, в систему поступают такие документы, как список сотрудников (из отдела кадров), статьи и данные для заполнения сайта — из отдела рекламы и маркетинга.
Работа магазина происходит следующим образом. Администратор, пользуясь соответствующими экранными формами, на основании документа Прайс-лист, заполняет Справочники Производители, Категории, Товары. Также администратор заполняет статические страницы веб-представительства, в состав которых входят такие данные, как компании, контакты, информация и тому подобные. Кроме того, администратор заполняет Справочники Услуги, Пользователи Роли пользователей.
Функции администратора состоят в наполнении справочников и дальнейшей работе с ними. Дерево функций администратора показано на рисунке 2. Основной функцией модератора является редактирование каталога товаров для поддержания его в актуальном виде. Основная задача оператора — обработка поступающих заказов, их статуса, оформления и т.д.
Рис. 2. Дерево функций администратора
Справочники информационной системы являются особой группой наборов данных. Справочники предназначены для систематизации различной информации: типов, марок, возможных значений параметров и т.п. Результатом такой систематизации становится то, что, занося некоторую информацию в систему, пользователь может вводить те и только те значения, которые содержатся в соответствующем справочнике. Это, во-первых, облегчает ввод, во-вторых, устраняет некоторые ошибки (опечатки), в третьих, упрощает последующий анализ.
Справочники не предоставляются уже наполненными, поэтому требуется их предварительная настройка. Кроме того, в процессе эксплуатации, может возникнуть потребность корректировки справочных значений или добавление новых. Данные справочники заполняются на основании прайс-листа. Промежуточные данные хранятся в таблицах Корзина, Заказы, Отзывы.
Основным результатным документом для разработанного Интернет-магазина является список заказов, который содержит следующие реквизиты: статус; номер заказа; дата и время оформления заказа; ФИО клиента; телефон клиента; e-mail клиента; перечень товаров с указанием стоимости; перечень услуг с указанием стоимости; общая сумма заказа. Данный документ формируется на основе таблиц Заказы, а также основных справочников. Кроме того, в качестве выходных в разработанной системе формируются следующие документы: список пользователей; список производителей; список услуг; список отзывов; содержание заказа.
Веб-сайт для данного магазина создан посредством языка программирования PHP. В разработанном приложении используется СУБД MySQL. Назначение таблиц и характер хранимых в них данных приведены в таблице 2.
Таблица 2
Название таблицы |
Характер хранимых данных |
glav |
Текст на главной странице сайта |
image |
Товары с описанием |
model |
Типы (категории) товаров |
news |
Статьи в разделе сайта Информация |
otziv |
Отзывы на товарные позиции |
porder |
Таблица с данными предварительного заказа (корзина) |
razdel |
Разделы статей |
roli |
Роли пользователей сайта |
user |
Данные о пользователях сайта |
userreg |
Завершенные заказы |
usl |
Перечень оказываемых услуг |
vendor |
Данные о производителях |
Помимо получения готовой площадки по реализации товаров, организация получает отличный маркетинговый инструмент, который отлично может быть интегрирован как в социальные сети, так и в общую рекламную виртуальную медиа-сферу. В заключение стоит отметить, что наличие собственного электронного ресурса позволяет фирме не только реализовать продукцию, но и осуществить ее продвижение, сформировать единую базу товаров предприятия, получить возможность организации собственного ресурса по рассылке электронных сообщений как рекламного, так и новостного характера. Таким образом, вполне очевидным является целый набор выгод, которые предоставляет ведение электронного бизнеса.
Литература:
- Допира Р.И., Попова Н.В., Базикова К.М. Технология разработки интернет-магазина // Научный журнал. — 2016. — № 1 (2). — С. 9-11.
- Рейнольдс М. Электронная коммерция. — М.: Лори, 2010. -560 с.
- Допира Р.И., Попова Н.В. Развитие электронной коммерции в Казахстане // Актуальные проблемы современной математики, механики и информатики: Сб. науч. тр.- Караганда: Изд-во КарГУ, 2016. — С.179-186.