Игровые технологии в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 10.05.2016

Статья просмотрена: 7300 раз

Библиографическое описание:

Муромцева, О. В. Игровые технологии в начальной школе / О. В. Муромцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Применение игры на уроке даёт возможность учителю выйти на новый, творческий уровень взаимодействия с учащимися.

Ключевые слова: современные образовательные технологии, игровые технологии, учебный процесс, дидактические игры, младший школьник, развитие личности.

Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у детей способности применять полученные знания на практике, а также адаптироваться в современном мире и суметь реализовать себя в будущем. Одним из способов решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в процессе образования, которые позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся, развивать познавательные способности. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести игровые технологии.

В самых разных системах обучения особое место отводится игре и определяется это тем, что игра созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости очень большое внимание уделяет разнообразным играм. Как сказал когда-то Сухомлинский В.А.: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [2; с. 104].

Для детей младшего школьного возраста характерны непосредственность восприятия, яркость и лёгкость вхождения в игровые ситуации и образы. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение, игра для них и учёба, и труд, и серьёзная форма воспитания.

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но в каждом возрасте игра имеет свои характерные особенности. Не всякая игра имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры. Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели [1, с. 173].

Необходимо использовать игры и игровые моменты во всём процессе обучения — и на уроках, и во внеурочной деятельности, и особенно в работе с первоклассниками. Стоит только произнести: «Давайте поиграем!», — как ученики мгновенно преображаются, у них появляется интерес и стремление быстро выполнить какое-то задание. Педагогическое значение игры ещё и в том, что эта технология позволяет педагогу освоить для себя новую позицию, выйти на новый уровень. Игра становится совместным полем деятельности педагога и школьника. Автором игры, как правило, выступает педагог, а творческое обогащение содержания игры остаётся за учеником. Так появляется новый уровень познавательной деятельности — не просто творчество, а совместное творчество педагога и ученика, которое позволяет не только освоить содержательное пространство изучаемого предмета, но и способы решения проблем межличностных отношений.

В процессе изучения и использования на практике дидактических игр сложилась их классификация по уровню деятельности учащихся. Во-первых, игры, требующие от детей исполнительской деятельности. Эту группу игр дети выполняют по образцу или указанию. В процессе таких игр школьники знакомятся с простейшими понятиями, учатся считать, писать, читать. В этой группе игр могут использоваться, например, такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.

Во-вторых, это игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую форму деятельности. Сюда могут относится игры, которые способствуют формированию навыков правописания, вычислительных навыков и т.п.

В-третьих, игры, в которых на первом месте выступает контролирующая деятельность. К этой группе можно отнести игры «Я учитель», «Я контролёр», «Я милиционер» и т.п., в процессе которых, ученики занимаются проверкой чьей-то работы.

Повышенное внимание необходимо уделять тем играм, которые требуют от детей преобразующей и поисковой деятельности. К данной группе игр, школьники испытывают большой интерес, так как им нравится сравнивать, анализировать, находить какие-то различия или сходство, интересен поиск недостающего. Дидактические игры можно использовать на всех уроках в начальной школе путём разнообразных игровых ситуаций, а также изменяя героя, правила, сюжеты и т.д.

Одним из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе является применение игровой технологии на уроке. Игра — это естественная и щадящая для ребёнка форма обучения. Обучая с помощью игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его воспринять. Игра помогает делать урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Назначение игр не сводится лишь к заполнению свободного времени, это надо помнить при организации и проведении игровых занятий на уроках. В зависимости от того, какие именно психологические свойства и качества, необходимые детям, они решают, какие образовательные и воспитательные цели развивают. Подбор игр должен быть осмысленным, последовательным, целенаправленным и выполненным в определённом порядке.

Школа зачастую отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы. В качестве таковых и выступают дидактические игры. В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра — это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. … Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [2; с. 57].

Участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступной для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре, а очень простое воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика концентрации внимания, активизации мыслительных процессов и памяти. С помощью игр удаётся углубить и закрепить полученные знания, развить приобретённые детьми навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций, помогают овладеть знаниями. Любая игра способствует развитию у детей различных видов мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений, развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, умению доводить начатую работу до конца. Следовательно, активное внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих игр позволит повысить эффективность учебного процесса.

Каждый педагог должен иметь свою энциклопедию игр, которые он мог бы предложить ученикам. Правильно подобранную, умело и уместно проведённую игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Играя, человек приобретает новый социальный опыт, самореализуется, расширяет границы своего разума.

Литература:

  1. Коломенских Я. Л. Детская психология. /Я.Л. Коломенских, Е. А. Панько. — Минск, Университетское, 1988, — 223с.
  2. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании./Сост. М.И. Мухин — Киев: Рад. Школа, 1983. — 233 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, учебный процесс, группа игр, младший школьник, начальная школа, ребенок, полноценное умственное развитие, урок, ученик.


Похожие статьи

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроках в начальной школе. Исследуются положительные аспекты использования игровых элементов в образовательном процессе, а также эффективность такого подхода для развития учащихся. Статья также...

Интерактивные игровые методы, применяемые в педагогической деятельности

В данной статье рассматриваются различные интегративные игровые методы, которые применяются в дошкольных образовательных учреждениях. Проанализированы и выделены наиболее подходящие игровые методы в работе с дошкольниками, приведены примеры. Показано...

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Применение игровых технологий на уроках русского языка как иностранного

Данная статья исследует важность и эффективность использования игровых технологий на уроках русского языка как иностранного. Рассматриваются методы и примеры интеграции игр и приложений в учебный процесс с целью сделать обучение русскому языку более ...

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье рассматриваются возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики. Произведен краткий экскурс в историю методики, а также описаны результаты зарубежных исследований. Описаны педаг...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

Игровые технологии в обучении (на примере преподавания иностранного языка)

В статье рассматриваются преимущества использования игровых технологий в процессе обучения иностранному языку. С точки зрения эффективности проводится анализ алгоритма использования технологии на различных этапах обучения, выделяется структура игрово...

Похожие статьи

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроках в начальной школе. Исследуются положительные аспекты использования игровых элементов в образовательном процессе, а также эффективность такого подхода для развития учащихся. Статья также...

Интерактивные игровые методы, применяемые в педагогической деятельности

В данной статье рассматриваются различные интегративные игровые методы, которые применяются в дошкольных образовательных учреждениях. Проанализированы и выделены наиболее подходящие игровые методы в работе с дошкольниками, приведены примеры. Показано...

Использование игровых методов в учебном процессе начальной школы

В данной статье рассматриваются вопросы использования игровых методов в образовательном процессе начальной школы. Автор подчеркивает важность игровых методов для повышения эффективности обучения и развития познавательных способностей учащихся. Также ...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Применение игровых технологий на уроках русского языка как иностранного

Данная статья исследует важность и эффективность использования игровых технологий на уроках русского языка как иностранного. Рассматриваются методы и примеры интеграции игр и приложений в учебный процесс с целью сделать обучение русскому языку более ...

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада

В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...

Возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье рассматриваются возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики. Произведен краткий экскурс в историю методики, а также описаны результаты зарубежных исследований. Описаны педаг...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

Игровые технологии в обучении (на примере преподавания иностранного языка)

В статье рассматриваются преимущества использования игровых технологий в процессе обучения иностранному языку. С точки зрения эффективности проводится анализ алгоритма использования технологии на различных этапах обучения, выделяется структура игрово...

Задать вопрос