В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Применение игры на уроке даёт возможность учителю выйти на новый, творческий уровень взаимодействия с учащимися.
Ключевые слова: современные образовательные технологии, игровые технологии, учебный процесс, дидактические игры, младший школьник, развитие личности.
Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у детей способности применять полученные знания на практике, а также адаптироваться в современном мире и суметь реализовать себя в будущем. Одним из способов решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в процессе образования, которые позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся, развивать познавательные способности. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести игровые технологии.
В самых разных системах обучения особое место отводится игре и определяется это тем, что игра созвучна природе ребёнка. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости очень большое внимание уделяет разнообразным играм. Как сказал когда-то Сухомлинский В.А.: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [2; с. 104].
Для детей младшего школьного возраста характерны непосредственность восприятия, яркость и лёгкость вхождения в игровые ситуации и образы. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение, игра для них и учёба, и труд, и серьёзная форма воспитания.
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но в каждом возрасте игра имеет свои характерные особенности. Не всякая игра имеет существенное образовательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной игры. Игровая деятельность в учебном процессе позволяет реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели [1, с. 173].
Необходимо использовать игры и игровые моменты во всём процессе обучения — и на уроках, и во внеурочной деятельности, и особенно в работе с первоклассниками. Стоит только произнести: «Давайте поиграем!», — как ученики мгновенно преображаются, у них появляется интерес и стремление быстро выполнить какое-то задание. Педагогическое значение игры ещё и в том, что эта технология позволяет педагогу освоить для себя новую позицию, выйти на новый уровень. Игра становится совместным полем деятельности педагога и школьника. Автором игры, как правило, выступает педагог, а творческое обогащение содержания игры остаётся за учеником. Так появляется новый уровень познавательной деятельности — не просто творчество, а совместное творчество педагога и ученика, которое позволяет не только освоить содержательное пространство изучаемого предмета, но и способы решения проблем межличностных отношений.
В процессе изучения и использования на практике дидактических игр сложилась их классификация по уровню деятельности учащихся. Во-первых, игры, требующие от детей исполнительской деятельности. Эту группу игр дети выполняют по образцу или указанию. В процессе таких игр школьники знакомятся с простейшими понятиями, учатся считать, писать, читать. В этой группе игр могут использоваться, например, такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Во-вторых, это игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую форму деятельности. Сюда могут относится игры, которые способствуют формированию навыков правописания, вычислительных навыков и т.п.
В-третьих, игры, в которых на первом месте выступает контролирующая деятельность. К этой группе можно отнести игры «Я учитель», «Я контролёр», «Я милиционер» и т.п., в процессе которых, ученики занимаются проверкой чьей-то работы.
Повышенное внимание необходимо уделять тем играм, которые требуют от детей преобразующей и поисковой деятельности. К данной группе игр, школьники испытывают большой интерес, так как им нравится сравнивать, анализировать, находить какие-то различия или сходство, интересен поиск недостающего. Дидактические игры можно использовать на всех уроках в начальной школе путём разнообразных игровых ситуаций, а также изменяя героя, правила, сюжеты и т.д.
Одним из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе является применение игровой технологии на уроке. Игра — это естественная и щадящая для ребёнка форма обучения. Обучая с помощью игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его воспринять. Игра помогает делать урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Назначение игр не сводится лишь к заполнению свободного времени, это надо помнить при организации и проведении игровых занятий на уроках. В зависимости от того, какие именно психологические свойства и качества, необходимые детям, они решают, какие образовательные и воспитательные цели развивают. Подбор игр должен быть осмысленным, последовательным, целенаправленным и выполненным в определённом порядке.
Школа зачастую отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы. В качестве таковых и выступают дидактические игры. В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра — это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. … Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [2; с. 57].
Участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступной для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре, а очень простое воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика концентрации внимания, активизации мыслительных процессов и памяти. С помощью игр удаётся углубить и закрепить полученные знания, развить приобретённые детьми навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций, помогают овладеть знаниями. Любая игра способствует развитию у детей различных видов мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений, развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, умению доводить начатую работу до конца. Следовательно, активное внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих игр позволит повысить эффективность учебного процесса.
Каждый педагог должен иметь свою энциклопедию игр, которые он мог бы предложить ученикам. Правильно подобранную, умело и уместно проведённую игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Играя, человек приобретает новый социальный опыт, самореализуется, расширяет границы своего разума.
Литература:
- Коломенских Я. Л. Детская психология. /Я.Л. Коломенских, Е. А. Панько. — Минск, Университетское, 1988, — 223с.
- Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании./Сост. М.И. Мухин — Киев: Рад. Школа, 1983. — 233 с.