Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 11.05.2016

Статья просмотрена: 514 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения / Л. Э. Кузнецова, К. Э. Хошаби. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1362-1366. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29768/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможность гармонизации системы отношений: формирование положительного отношения к себе, к будущему ребенку, к мужу в процессе психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка.

Ключевые слова: личность, отношение, система отношений, социально-психологическая адаптация, психоэмоциональное состояние, психологическое сопровождение.

Ситуацию ожидания женщиной ребенка можно оценивать как сложную жизненную ситуацию, требующую активизации личностных ресурсов с целью обеспечения успешной социально-психологической адаптации к ситуации беременности, а значит и психического здоровья будущего ребенка.

Изучение психологических механизмов адаптации в настоящее время требует теоретических и прикладных исследований, направленных на выявление системообразующих факторов адаптационного потенциала личности. По мнению К.А. Абульхановой, Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, Е.В. Шороховой проблема определения личностных свойств и состояний, как поля потенциальных возможностей субъекта, приводящих к успешной социально-психологической адаптации, недостаточно разработана [3].

Вслед за В.Н. Мясищевым мы рассматриваем личность как систему отношений. Именно система отношений может выступать личностным механизмом формирования успешной социально-психологической адаптации личности женщины, ожидающей ребенка [4].

Основателями отечественной концепции отношений являются А.Ф. Лазурский и В.Н. Мясищев. В понимании А.Ф. Лазурского отношение представляет собой некую интенцию, «склонность», «интерес» личности к той или иной стороне жизни, к другому человеку и к самой себе [5].

Для В.Н. Мясищева отношение — это основополагающая категория, которая описывает положение человека в мире, подчеркивает его активную роль и является движущей силой личности. Он определяет отношения личности как целостную систему. Эта система отношений представляет собой единство трех взаимосвязанных компонентов: отношение человека к себе, отношение человека к людям, отношение к предметам внешнего мира [4].

У Б.Ф. Ломова термин «отношения» подразумевает не только и не столько связь личности с ее окружением, но прежде всего ее субъективную позицию в этом окружении. В.А. Ганзен и В.И. Юрченко под отношением понимают системообразующую характеристику психического состояния [5].

В.Н. Мясищев выделял две стороны отношений: эмоционально-оценочную и побудительно-конативную [4]. А.А. Бодалев акцентировал внимание на трех компонентной структуре отношений, которая включает в себя эмоционально-оценочный, познавательный и поведенческий компоненты [1].

Отношения личности являются сложным образованием. Они в принципе не могут быть сведены к какому-либо одному виду. В.Н. Мясищев говорит об отношениях симпатии и антипатии как проявлениях более интегральных отношений дружбы и вражды. Л.Я. Гозман и Ю.Е. Алешина выделяют отношения симпатии и любви. В.В. Столиным эмпирически выделены три биполярные шкалы: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — отдаленность, соответствующие шести видам отношений [5].

Отношения определяют действия, реакции и переживания человека, они являются движущей силой личности. В системе отношений человека имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений [5]. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определенную роль играют отношения между людьми, и прежде всего отношение матери к своему ребенку.

Беременность является сложной жизненной ситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другому, миру.

В процессе беременности женщина взрослеет, готовится стать матерью, изменяются отношения с отцом ребенка, ближайшим социальным окружением. Интенсивные эмоциональные переживания женщин осложняют как отношения с другими, так и процесс вынашивания ребенка, течение родов и дальнейшие детско-родительские отношения.

Все эти разнородные процессы находят свое единое выражение в изменении структуры и содержания значимых отношений женщины. Именно данный психологический конструкт изменяется наиболее динамично [3].

Не вызывает сомнений влияние на течение беременности отношения женщины к окружающему миру, будущему ребенку, отцу ребенка, взаимоотношений с людьми.

В качестве значимых отношений беременной женщины Э.Г. Эйдемиллер выделил следующие отношения [6]:

  1. Отношение к себе (и в частности, как очень важный аспект самоотношения, отношение к собственному телу).
  2. Отношение к отцу ребенка.
  3. Отношение к вынашиваемому ребенку.

Именно эти три типа отношений влияют на процесс адаптации личности к ситуации беременности, благоприятное протекание родов, эмоциональное состояние женщины, благополучие ребенка.

Исследования Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добрякова, И.М. Никольской показали, что у женщин, на протяжении всей беременности которых сохраняется позитивное отношение к выделенным субъектам и высокая их оценка, беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей матери. В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем [6].

Становится понятным, что беременность является сложной жизненной ситуацией, этапом формирования женщины как матери. Успешная адаптация женщины к данной ситуации обеспечивает в будущем продуктивное выполнение ею материнских функций и формирование психически здоровой личности ребенка.

Для подготовки к роли матери и успешного прохождения беременности и родов необходимо психологическое сопровождение беременных женщин, направленное на гармонизацию системы значимых отношений личности.

Целью исследования стало изучение эффективности психологического сопровождения беременных женщин, направленного на гармонизацию их системы отношений и обеспечивающего успешную социально-психологическую адаптацию женщин к беременности, рождению и воспитанию ребенка.

В исследование приняли участие беременные женщины (14 — 16 недель беременности) в возрасте от 18 до 32 лет в количестве 40 человек, состоявшие на учете в женской консультации МУЗ ЦГБ г. Шахты Ростовской области. Женщинам предстояло родить первого ребенка, хотя беременность у 17 женщин (42,5 %) была не первая. Семейное положение женщин: в официальном браке состояло 35 женщин (87,5 %), в гражданском браке — 3 женщины (7,5 %), одинокие, не поддерживающие отношения с будущим отцом — 2 женщины (5 %).

На первом этапе было проведено психодиагностическое обследование женщин, направленное на выявление особенностей их отношения к себе, другим людям, и в частности к отцу ребенка, к будущему ребенку. Использовался «Тест отношений беременной» (ТОБ) Эйдемиллера Э.Г. и Цветовой тест отношений (ЦТО) Эткинда М. Для изучения психоэмоционального состояния использовалась методика «Доминирующие психические состояния» Куликова Л.В. Для изучения личностных особенностей использовался 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 PF). Для выявления готовности к беременности был разработан опросник «Психологическая готовность к будущему материнству».

На втором этапе была разработана программа психологического сопровождения беременных женщин, направленная на гармонизацию их системы отношений: формирование положительного отношения к себе, к будущему ребенку, к мужу. Программа психологического сопровождения беременных женщин включала в себя индивидуальные консультации и социально-психологический тренинг, в котором использовались такие методы как тематическая дискуссия, аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика, медитация-визуализация, телесно-ориентированная психотерапия, гештальттерапия, арттерапия, сказкотерапия и др.

В программе психологического сопровождения приняли участие беременные женщины с нарушенной системой отношений. Была выделена экспериментальная группа — 10 беременных женщин, участвующих в психологической подготовке, и контрольная группа — 10 беременные женщины, не принимавших участия в психологической подготовке. Эффективность проведенной психологической работы с беременными женщинами изучалась путем выявления динамики их системы отношений и психоэмоционального состояния до и после прохождения психологической подготовки.

Проведенное исследование показало, что для 42,5 % беременных женщин характерна гармоничная система отношений, преобладает оптимальный тип отношения к себе, будущему ребенку, мужу. Они ответственно, но без излишней тревоги относятся к своей беременности. Отношения в семье гармоничные, беременность желанна обоими супругами. Женщина, удостоверившись, что беременность наступила, продолжает вести активный образ жизни, своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей. Можно сказать о положительном отношении данных женщин к своему мужу, о желательности беременности, о любви к еще не родившемуся ребенку.

Для 57,5 % беременных женщин характерна нарушенная система отношений. Беременные женщины с нарушенной системой отношений подразделились на 4 подгруппы:

Женщин с гипогестогнозическим типом отношений — 26 %. Они характеризуются самоуверенностью и враждебным отношением к другим людям. Отношение к мужу безразличное. Отношение к будущему ребенку характеризуются эмоциональным отвержением, неразвитость родительских чувств.

Женщин с эйфорическим типом отношений — 13 %. Они самоуверенны, любят себя, эгоцентричны. Отношение к другим людям настороженное, отношение к мужу требовательное. Часто возникают конфликты между супругами. Декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие недомогания и трудности преувеличиваются.

Женщин с тревожным типом отношений — 52 %.Самооценка неустойчивая, неуверенны в себе, недостаточно понимают себя. Положительно относятся к другим людям, зависимы. Отношение к мужу благоприятное. Отношение к будущему ребенку любящее, но тревожное. Высокий уровень тревоги влияет на соматическое состояние. Нередко тревога сопровождается ипохондричностью.

Женщин с депрессивным типом отношений — 9 %. Неуверенны в себе, не доверяют другим людям. Отношение к беременности депрессивное, резко снижен фон настроения. Женщины могут утверждать, что теперь не хотят ребенка, не верят в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боятся умереть в родах. Женщины боятся быть покинутыми мужем, часто плачут. Подобное поведение будущей матери способствует ухудшению ее отношений с мужем и родственниками. Можно охарактеризовать отношение данных женщин к ребенку как нежелательная беременность.

Таким образом, для 57,5 % беременных женщин характерно нарушение системы отношений, проявляющееся в различных дисгармоничных сочетаниях отношения к себе, как беременной женщины, отношения к будущему ребенку, отношения к мужу и родственникам. Чаще всего дисгармония проявляется в неуверенности в себе, выраженной склонности к самообвинениям, отсутствии доверия к другим людям и ожидания от них опасности для себя, и самое главное, некоторые женщины отрицательно относятся к отцу будущего ребенка и самому ребенку. Для 42,5 % беременных женщин характерен оптимальный тип отношения к себе как беременной женщине, позитивно-оптимальное отношение к родам, будущему ребенку и ближайшему окружению. Женщины имеют высокую общую самооценку, оценивая себя как счастливых, благополучных, довольных собой, своим материнством, своей родительской компетентностью. Самое главное женщины с любовью относятся к своей семье, мужу и еще не родившемуся ребенку. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Выраженность типов отношения к беременности у беременных женщин с нарушенной системой отношений

Эмоционально-личностные особенности женщин с различным типом отношения к беременности различаются.

Женщины с оптимальным типом отношений к беременности, будущему ребенку уверенны в себе, оптимистичны, активны, самостоятельны, реалистичны, открыты и доверчивы, эмоционально-волевая устойчивость умеренная.

Женщины гипогестогнозического типаотличаются твердыми и доминирующими чертами характера: активностью, самостоятельностью, независимостью, практичностью, недоверчивостью, быстрым реагированием на проблемы, импульсивностью. Характерно отсутствие взаимопонимание в семье, сексуальная неудовлетворенность, усталость и скрытое раздражение.

Женщины эйфорического типахарактеризуются истероидными чертами — себялюбием, эгоцентризмом, самоуверенностью, демонстративностью. Жизнерадостные, активные, ориентированы на себе, недоверчивы, мечтательны, эмоционально-волевая устойчивость снижена.

Женщины тревожного типахарактеризуются зависимостью, осторожностью, чувствительностью, неуверенностью в себе и высоким уровнем личностной тревожности. Доверчивые, откровенные, эмоционально-волевая устойчивость снижена, выражена напряженность.

Женщины депрессивного типахарактеризуются сниженной эмоционально-волевой устойчивостью, импульсивностью, враждебностью, пессимистичностью, сниженной активностью, несамостоятельностью, неуверенностью в себе.

Таким образом, нарушения в системе отношений беременной женщины обусловлены рядом их эмоционально-личностных особенностей.

Система отношений беременных женщин оказывает значительное влияние на их психоэмоциональное состояние и субъективную оценку готовности женщин к беременности, рождению и воспитанию ребенка.

Для беременных женщин с гармоничной системой отношений характерно активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, удовлетворенность жизнью в целом, бодрость, оптимистичность, ожидание радостных событий в будущем, высокая активность, работоспособность, уверенность в своих силах, эмоциональная стабильность. Они высоко оценивают свою готовность к беременности, рождению и воспитанию ребенка.

Для беременных женщин с нарушенной системой отношений гипогестогнозического и эйфорического типахарактерна активность, достаточная оптимистичность, однако выражены признаки хронической астенизации, эмоционального напряжения, неудовлетворенности жизнью. Субъективная оценка готовности к беременности, рождению и воспитанию ребенка умеренная.

Для беременных женщин с нарушенной системой отношений тревожного и депрессивного типа характерно снижение активности, пассивность в разрешение трудных жизненных ситуаций, пессимизм, тревожность, эмоциональная неустойчивость, напряженность, неудовлетворенность жизнью. Субъективная оценка готовности к беременности, рождению и воспитанию ребенка удовлетворительная.

В целом, для беременных женщин с нарушенной системой отношений характерно значительное снижение психоэмоционального состояния и удовлетворительная субъективная оценка готовности к беременности, рождению и воспитанию ребенка. Особенно выраженное ухудшение состояния наблюдается у женщин тревожного и депрессивного типов.

Система отношений является личностным механизмом формирования успешной социально-психологической адаптации женщин к ситуации беременности, проявляющейся в благоприятном психоэмоциональном состоянии и субъективной оценки готовности к беременности, рождению и воспитанию ребенка.

Разработанная программа психологического сопровождения беременных женщин была направлена на гармонизацию их системы отношений: формирование положительного отношения к себе, к будущему ребенку, к мужу.

Можно говорить об эффективности проведения психологической подготовки беременных женщин. У 60 % беременных женщин экспериментальной группы изменилась система отношений — они стали позитивно относиться к себе как беременной женщине, к будущему ребенку. Изменение системы отношений способствовало улучшению психического состояния беременных женщин. Значимо повысилась эмоциональная устойчивость, удовлетворенность жизнью, снизилась тревожность. Опрос беременных женщин до и после психологической подготовки показал значительный рост психологической готовности к будущему материнству.

Итак, психологическое сопровождение беременных женщин, направленное на гармонизацию системы отношений личности и формирование позитивного отношения к себе, мужу и будущему ребенку способствует улучшению их психоэмоционального состояния, повышению психологической готовности к будущему материнству, а значит и обеспечению успешной социально-психологической адаптации женщин к ситуации беременности, родов, воспитанию будущего ребенка.

Литература:

  1. Бодалев, А.А. Психология межличностных отношений (к 100-летию со дня рождения В.Н. Мясищева) // Вопросы психологии. — 1993. — № 2. — с. 86–91.
  2. Кузнецова, Л.Э. Роль системы отношений личности в процессе адаптации к экстремальным ситуациям // Гуманитарные и социально-экономические науки. — Вып. 2. — М.: АПСН СКНЦВШ, 2007. — с. 150 — 152.
  3. Кузнецова, Л.Э., Хошаби, К.Э. Система отношений личности как основа формирования психологической готовности беременной женщины к рождению ребенка // Молодой ученый. — № 9 (89) — Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. — с. 1257 — 1259.
  4. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. — М.: МПСИ, 2004. — 400 с.
  5. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Лабунской. — М.: Гардарики, 1999. — 397 с.
  6. Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольский, И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер. — СПб.: Речь, 2003. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): будущий ребенок, женщина, система отношений, отношение, беременность, воспитание ребенка, нарушенная система отношений, психоэмоциональное состояние, психологическое сопровождение беременных женщин, успешная социально-психологическая адаптация.


Похожие статьи

Личностные проявления психологической беспомощности у детей-инвалидов

В статье рассматривается проблема формирования психологической беспомощности у детей-инвалидов. Обобщены результаты исследования беспомощности как психологического явления. Эмпирически выделены личностные проявления психологической беспомощности у де...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Роль оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося

Статья посвящена рассмотрению роли оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося. Оценочные способности обучающегося анализируются во взаимосвязи с другими психологическими функциями и характеристиками личности. Отмечается зн...

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии

В статье изложена проблема эмоционального неблагополучия детей, как фактора деструктивного формирования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок». Посредством использования метода сказкотерапии, представляется возможным корректировать не...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Создание позитивного фона в общении супругов. Упражнения для гармонизации взаимоотношений партнеров

В статье рассмотрены особенности общения супругов; факторы, влияющие на их формат — негативное или позитивное общение. А также представлены упражнения и техники, способствующие гармонизации взаимоотношений партнеров.

Толерантность: миф или реальность

В статье излагается точка зрения студентов на взаимосвязь толерантности и психологического здоровья подростков. Рассматривается возможность формирования у современных подростков стрессоустойчивости, позитивного настроя на решение проблемных ситуаций,...

Похожие статьи

Личностные проявления психологической беспомощности у детей-инвалидов

В статье рассматривается проблема формирования психологической беспомощности у детей-инвалидов. Обобщены результаты исследования беспомощности как психологического явления. Эмпирически выделены личностные проявления психологической беспомощности у де...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Роль оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося

Статья посвящена рассмотрению роли оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося. Оценочные способности обучающегося анализируются во взаимосвязи с другими психологическими функциями и характеристиками личности. Отмечается зн...

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии

В статье изложена проблема эмоционального неблагополучия детей, как фактора деструктивного формирования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок». Посредством использования метода сказкотерапии, представляется возможным корректировать не...

Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка

В статье анализируется понятия адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая дезадаптация, определяется специфика социально-психологической дезадаптации подростков, форм и причин ее возникновения. Приведены показатели и структура социаль...

Создание позитивного фона в общении супругов. Упражнения для гармонизации взаимоотношений партнеров

В статье рассмотрены особенности общения супругов; факторы, влияющие на их формат — негативное или позитивное общение. А также представлены упражнения и техники, способствующие гармонизации взаимоотношений партнеров.

Толерантность: миф или реальность

В статье излагается точка зрения студентов на взаимосвязь толерантности и психологического здоровья подростков. Рассматривается возможность формирования у современных подростков стрессоустойчивости, позитивного настроя на решение проблемных ситуаций,...

Задать вопрос