Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 11.05.2016

Статья просмотрена: 525 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Гармонизация системы отношений личности беременных женщин в процессе их психологического сопровождения / Л. Э. Кузнецова, К. Э. Хошаби. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1362-1366. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29768/ (дата обращения: 03.04.2025).



В статье система отношений рассматривается как личностный механизм формирования адаптационного потенциала женщин, ожидающих ребенка. Эмпирически изучено влияние системы отношений беременных женщин на их психоэмоциональное состояние. Показана возможность гармонизации системы отношений: формирование положительного отношения к себе, к будущему ребенку, к мужу в процессе психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка.

Ключевые слова: личность, отношение, система отношений, социально-психологическая адаптация, психоэмоциональное состояние, психологическое сопровождение.

Ситуацию ожидания женщиной ребенка можно оценивать как сложную жизненную ситуацию, требующую активизации личностных ресурсов с целью обеспечения успешной социально-психологической адаптации к ситуации беременности, а значит и психического здоровья будущего ребенка.

Изучение психологических механизмов адаптации в настоящее время требует теоретических и прикладных исследований, направленных на выявление системообразующих факторов адаптационного потенциала личности. По мнению К.А. Абульхановой, Г.М. Андреевой, Л.И. Анцыферовой, Е.В. Шороховой проблема определения личностных свойств и состояний, как поля потенциальных возможностей субъекта, приводящих к успешной социально-психологической адаптации, недостаточно разработана [3].

Вслед за В.Н. Мясищевым мы рассматриваем личность как систему отношений. Именно система отношений может выступать личностным механизмом формирования успешной социально-психологической адаптации личности женщины, ожидающей ребенка [4].

Основателями отечественной концепции отношений являются А.Ф. Лазурский и В.Н. Мясищев. В понимании А.Ф. Лазурского отношение представляет собой некую интенцию, «склонность», «интерес» личности к той или иной стороне жизни, к другому человеку и к самой себе [5].

Для В.Н. Мясищева отношение — это основополагающая категория, которая описывает положение человека в мире, подчеркивает его активную роль и является движущей силой личности. Он определяет отношения личности как целостную систему. Эта система отношений представляет собой единство трех взаимосвязанных компонентов: отношение человека к себе, отношение человека к людям, отношение к предметам внешнего мира [4].

У Б.Ф. Ломова термин «отношения» подразумевает не только и не столько связь личности с ее окружением, но прежде всего ее субъективную позицию в этом окружении. В.А. Ганзен и В.И. Юрченко под отношением понимают системообразующую характеристику психического состояния [5].

В.Н. Мясищев выделял две стороны отношений: эмоционально-оценочную и побудительно-конативную [4]. А.А. Бодалев акцентировал внимание на трех компонентной структуре отношений, которая включает в себя эмоционально-оценочный, познавательный и поведенческий компоненты [1].

Отношения личности являются сложным образованием. Они в принципе не могут быть сведены к какому-либо одному виду. В.Н. Мясищев говорит об отношениях симпатии и антипатии как проявлениях более интегральных отношений дружбы и вражды. Л.Я. Гозман и Ю.Е. Алешина выделяют отношения симпатии и любви. В.В. Столиным эмпирически выделены три биполярные шкалы: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — отдаленность, соответствующие шести видам отношений [5].

Отношения определяют действия, реакции и переживания человека, они являются движущей силой личности. В системе отношений человека имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений [5]. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определенную роль играют отношения между людьми, и прежде всего отношение матери к своему ребенку.

Беременность является сложной жизненной ситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другому, миру.

В процессе беременности женщина взрослеет, готовится стать матерью, изменяются отношения с отцом ребенка, ближайшим социальным окружением. Интенсивные эмоциональные переживания женщин осложняют как отношения с другими, так и процесс вынашивания ребенка, течение родов и дальнейшие детско-родительские отношения.

Все эти разнородные процессы находят свое единое выражение в изменении структуры и содержания значимых отношений женщины. Именно данный психологический конструкт изменяется наиболее динамично [3].

Не вызывает сомнений влияние на течение беременности отношения женщины к окружающему миру, будущему ребенку, отцу ребенка, взаимоотношений с людьми.

В качестве значимых отношений беременной женщины Э.Г. Эйдемиллер выделил следующие отношения [6]:

  1. Отношение к себе (и в частности, как очень важный аспект самоотношения, отношение к собственному телу).
  2. Отношение к отцу ребенка.
  3. Отношение к вынашиваемому ребенку.

Именно эти три типа отношений влияют на процесс адаптации личности к ситуации беременности, благоприятное протекание родов, эмоциональное состояние женщины, благополучие ребенка.

Исследования Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добрякова, И.М. Никольской показали, что у женщин, на протяжении всей беременности которых сохраняется позитивное отношение к выделенным субъектам и высокая их оценка, беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей матери. В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем [6].

Становится понятным, что беременность является сложной жизненной ситуацией, этапом формирования женщины как матери. Успешная адаптация женщины к данной ситуации обеспечивает в будущем продуктивное выполнение ею материнских функций и формирование психически здоровой личности ребенка.

Для подготовки к роли матери и успешного прохождения беременности и родов необходимо психологическое сопровождение беременных женщин, направленное на гармонизацию системы значимых отношений личности.

Целью исследования стало изучение эффективности психологического сопровождения беременных женщин, направленного на гармонизацию их системы отношений и обеспечивающего успешную социально-психологическую адаптацию женщин к беременности, рождению и воспитанию ребенка.

В исследование приняли участие беременные женщины (14 — 16 недель беременности) в возрасте от 18 до 32 лет в количестве 40 человек, состоявшие на учете в женской консультации МУЗ ЦГБ г. Шахты Ростовской области. Женщинам предстояло родить первого ребенка, хотя беременность у 17 женщин (42,5 %) была не первая. Семейное положение женщин: в официальном браке состояло 35 женщин (87,5 %), в гражданском браке — 3 женщины (7,5 %), одинокие, не поддерживающие отношения с будущим отцом — 2 женщины (5 %).

На первом этапе было проведено психодиагностическое обследование женщин, направленное на выявление особенностей их отношения к себе, другим людям, и в частности к отцу ребенка, к будущему ребенку. Использовался «Тест отношений беременной» (ТОБ) Эйдемиллера Э.Г. и Цветовой тест отношений (ЦТО) Эткинда М. Для изучения психоэмоционального состояния использовалась методика «Доминирующие психические состояния» Куликова Л.В. Для изучения личностных особенностей использовался 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 PF). Для выявления готовности к беременности был разработан опросник «Психологическая готовность к будущему материнству».

На втором этапе была разработана программа психологического сопровождения беременных женщин, направленная на гармонизацию их системы отношений: формирование положительного отношения к себе, к будущему ребенку, к мужу. Программа психологического сопровождения беременных женщин включала в себя индивидуальные консультации и социально-психологический тренинг, в котором использовались такие методы как тематическая дискуссия, аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика, медитация-визуализация, телесно-ориентированная психотерапия, гештальттерапия, арттерапия, сказкотерапия и др.

В программе психологического сопровождения приняли участие беременные женщины с нарушенной системой отношений. Была выделена экспериментальная группа — 10 беременных женщин, участвующих в психологической подготовке, и контрольная группа — 10 беременные женщины, не принимавших участия в психологической подготовке. Эффективность проведенной психологической работы с беременными женщинами изучалась путем выявления динамики их системы отношений и психоэмоционального состояния до и после прохождения психологической подготовки.

Проведенное исследование показало, что для 42,5 % беременных женщин характерна гармоничная система отношений, преобладает оптимальный тип отношения к себе, будущему ребенку, мужу. Они ответственно, но без излишней тревоги относятся к своей беременности. Отношения в семье гармоничные, беременность желанна обоими супругами. Женщина, удостоверившись, что беременность наступила, продолжает вести активный образ жизни, своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей. Можно сказать о положительном отношении данных женщин к своему мужу, о желательности беременности, о любви к еще не родившемуся ребенку.

Для 57,5 % беременных женщин характерна нарушенная система отношений. Беременные женщины с нарушенной системой отношений подразделились на 4 подгруппы:

Женщин с гипогестогнозическим типом отношений — 26 %. Они характеризуются самоуверенностью и враждебным отношением к другим людям. Отношение к мужу безразличное. Отношение к будущему ребенку характеризуются эмоциональным отвержением, неразвитость родительских чувств.

Женщин с эйфорическим типом отношений — 13 %. Они самоуверенны, любят себя, эгоцентричны. Отношение к другим людям настороженное, отношение к мужу требовательное. Часто возникают конфликты между супругами. Декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие недомогания и трудности преувеличиваются.

Женщин с тревожным типом отношений — 52 %.Самооценка неустойчивая, неуверенны в себе, недостаточно понимают себя. Положительно относятся к другим людям, зависимы. Отношение к мужу благоприятное. Отношение к будущему ребенку любящее, но тревожное. Высокий уровень тревоги влияет на соматическое состояние. Нередко тревога сопровождается ипохондричностью.

Женщин с депрессивным типом отношений — 9 %. Неуверенны в себе, не доверяют другим людям. Отношение к беременности депрессивное, резко снижен фон настроения. Женщины могут утверждать, что теперь не хотят ребенка, не верят в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боятся умереть в родах. Женщины боятся быть покинутыми мужем, часто плачут. Подобное поведение будущей матери способствует ухудшению ее отношений с мужем и родственниками. Можно охарактеризовать отношение данных женщин к ребенку как нежелательная беременность.

Таким образом, для 57,5 % беременных женщин характерно нарушение системы отношений, проявляющееся в различных дисгармоничных сочетаниях отношения к себе, как беременной женщины, отношения к будущему ребенку, отношения к мужу и родственникам. Чаще всего дисгармония проявляется в неуверенности в себе, выраженной склонности к самообвинениям, отсутствии доверия к другим людям и ожидания от них опасности для себя, и самое главное, некоторые женщины отрицательно относятся к отцу будущего ребенка и самому ребенку. Для 42,5 % беременных женщин характерен оптимальный тип отношения к себе как беременной женщине, позитивно-оптимальное отношение к родам, будущему ребенку и ближайшему окружению. Женщины имеют высокую общую самооценку, оценивая себя как счастливых, благополучных, довольных собой, своим материнством, своей родительской компетентностью. Самое главное женщины с любовью относятся к своей семье, мужу и еще не родившемуся ребенку. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Выраженность типов отношения к беременности у беременных женщин с нарушенной системой отношений

Эмоционально-личностные особенности женщин с различным типом отношения к беременности различаются.

Женщины с оптимальным типом отношений к беременности, будущему ребенку уверенны в себе, оптимистичны, активны, самостоятельны, реалистичны, открыты и доверчивы, эмоционально-волевая устойчивость умеренная.

Женщины гипогестогнозического типаотличаются твердыми и доминирующими чертами характера: активностью, самостоятельностью, независимостью, практичностью, недоверчивостью, быстрым реагированием на проблемы, импульсивностью. Характерно отсутствие взаимопонимание в семье, сексуальная неудовлетворенность, усталость и скрытое раздражение.

Женщины эйфорического типахарактеризуются истероидными чертами — себялюбием, эгоцентризмом, самоуверенностью, демонстративностью. Жизнерадостные, активные, ориентированы на себе, недоверчивы, мечтательны, эмоционально-волевая устойчивость снижена.

Женщины тревожного типахарактеризуются зависимостью, осторожностью, чувствительностью, неуверенностью в себе и высоким уровнем личностной тревожности. Доверчивые, откровенные, эмоционально-волевая устойчивость снижена, выражена напряженность.

Женщины депрессивного типахарактеризуются сниженной эмоционально-волевой устойчивостью, импульсивностью, враждебностью, пессимистичностью, сниженной активностью, несамостоятельностью, неуверенностью в себе.

Таким образом, нарушения в системе отношений беременной женщины обусловлены рядом их эмоционально-личностных особенностей.

Система отношений беременных женщин оказывает значительное влияние на их психоэмоциональное состояние и субъективную оценку готовности женщин к беременности, рождению и воспитанию ребенка.

Для беременных женщин с гармоничной системой отношений характерно активное, оптимистическое отношение к жизненной ситуации, удовлетворенность жизнью в целом, бодрость, оптимистичность, ожидание радостных событий в будущем, высокая активность, работоспособность, уверенность в своих силах, эмоциональная стабильность. Они высоко оценивают свою готовность к беременности, рождению и воспитанию ребенка.

Для беременных женщин с нарушенной системой отношений гипогестогнозического и эйфорического типахарактерна активность, достаточная оптимистичность, однако выражены признаки хронической астенизации, эмоционального напряжения, неудовлетворенности жизнью. Субъективная оценка готовности к беременности, рождению и воспитанию ребенка умеренная.

Для беременных женщин с нарушенной системой отношений тревожного и депрессивного типа характерно снижение активности, пассивность в разрешение трудных жизненных ситуаций, пессимизм, тревожность, эмоциональная неустойчивость, напряженность, неудовлетворенность жизнью. Субъективная оценка готовности к беременности, рождению и воспитанию ребенка удовлетворительная.

В целом, для беременных женщин с нарушенной системой отношений характерно значительное снижение психоэмоционального состояния и удовлетворительная субъективная оценка готовности к беременности, рождению и воспитанию ребенка. Особенно выраженное ухудшение состояния наблюдается у женщин тревожного и депрессивного типов.

Система отношений является личностным механизмом формирования успешной социально-психологической адаптации женщин к ситуации беременности, проявляющейся в благоприятном психоэмоциональном состоянии и субъективной оценки готовности к беременности, рождению и воспитанию ребенка.

Разработанная программа психологического сопровождения беременных женщин была направлена на гармонизацию их системы отношений: формирование положительного отношения к себе, к будущему ребенку, к мужу.

Можно говорить об эффективности проведения психологической подготовки беременных женщин. У 60 % беременных женщин экспериментальной группы изменилась система отношений — они стали позитивно относиться к себе как беременной женщине, к будущему ребенку. Изменение системы отношений способствовало улучшению психического состояния беременных женщин. Значимо повысилась эмоциональная устойчивость, удовлетворенность жизнью, снизилась тревожность. Опрос беременных женщин до и после психологической подготовки показал значительный рост психологической готовности к будущему материнству.

Итак, психологическое сопровождение беременных женщин, направленное на гармонизацию системы отношений личности и формирование позитивного отношения к себе, мужу и будущему ребенку способствует улучшению их психоэмоционального состояния, повышению психологической готовности к будущему материнству, а значит и обеспечению успешной социально-психологической адаптации женщин к ситуации беременности, родов, воспитанию будущего ребенка.

Литература:

  1. Бодалев, А.А. Психология межличностных отношений (к 100-летию со дня рождения В.Н. Мясищева) // Вопросы психологии. — 1993. — № 2. — с. 86–91.
  2. Кузнецова, Л.Э. Роль системы отношений личности в процессе адаптации к экстремальным ситуациям // Гуманитарные и социально-экономические науки. — Вып. 2. — М.: АПСН СКНЦВШ, 2007. — с. 150 — 152.
  3. Кузнецова, Л.Э., Хошаби, К.Э. Система отношений личности как основа формирования психологической готовности беременной женщины к рождению ребенка // Молодой ученый. — № 9 (89) — Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. — с. 1257 — 1259.
  4. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. — М.: МПСИ, 2004. — 400 с.
  5. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Лабунской. — М.: Гардарики, 1999. — 397 с.
  6. Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольский, И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер. — СПб.: Речь, 2003. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): будущий ребенок, женщина, система отношений, отношение, беременность, воспитание ребенка, нарушенная система отношений, психоэмоциональное состояние, психологическое сопровождение беременных женщин, успешная социально-психологическая адаптация.


Похожие статьи

Личностные проявления психологической беспомощности у детей-инвалидов

В статье рассматривается проблема формирования психологической беспомощности у детей-инвалидов. Обобщены результаты исследования беспомощности как психологического явления. Эмпирически выделены личностные проявления психологической беспомощности у де...

Образ тела и уверенность в себе у участников танце-двигательной терапии

В статье рассматриваются особенности восприятия образа тела и уровня уверенности в себе у участников танце-двигательной терапии. Психологические аспекты образа тела и уверенности являются значимыми факторами в процессе самопознания и принятия, а такж...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Факторы, влияющие на формирование жизнестойкости в юношеском возрасте

В статье рассматривается феномен жизнестойкости в юношеском возрасте, его основные компоненты и факторы, влияющие на формирование этого качества. На основе анализа теоретических подходов и эмпирических исследований выделены ключевые аспекты жизнестой...

Роль оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося

Статья посвящена рассмотрению роли оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося. Оценочные способности обучающегося анализируются во взаимосвязи с другими психологическими функциями и характеристиками личности. Отмечается зн...

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии

В статье изложена проблема эмоционального неблагополучия детей, как фактора деструктивного формирования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок». Посредством использования метода сказкотерапии, представляется возможным корректировать не...

Похожие статьи

Личностные проявления психологической беспомощности у детей-инвалидов

В статье рассматривается проблема формирования психологической беспомощности у детей-инвалидов. Обобщены результаты исследования беспомощности как психологического явления. Эмпирически выделены личностные проявления психологической беспомощности у де...

Образ тела и уверенность в себе у участников танце-двигательной терапии

В статье рассматриваются особенности восприятия образа тела и уровня уверенности в себе у участников танце-двигательной терапии. Психологические аспекты образа тела и уверенности являются значимыми факторами в процессе самопознания и принятия, а такж...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Факторы, влияющие на формирование жизнестойкости в юношеском возрасте

В статье рассматривается феномен жизнестойкости в юношеском возрасте, его основные компоненты и факторы, влияющие на формирование этого качества. На основе анализа теоретических подходов и эмпирических исследований выделены ключевые аспекты жизнестой...

Роль оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося

Статья посвящена рассмотрению роли оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося. Оценочные способности обучающегося анализируются во взаимосвязи с другими психологическими функциями и характеристиками личности. Отмечается зн...

Педагогическая модель социализации дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Исследование посвящено вопросам социализации дошкольников в условиях ДОО. Разработана педагогическая модель, описаны ее компоненты и результативность реализации. Доказано, что, успешность приспособления ребенка к обществу и самореализация зависят от ...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии

В статье изложена проблема эмоционального неблагополучия детей, как фактора деструктивного формирования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок». Посредством использования метода сказкотерапии, представляется возможным корректировать не...

Задать вопрос