Проектная деятельность на занятиях русского языка в вузе
Атаева Хусния Курашовна, преподаватель
В статье речь идёт о методе проектов, который считается одним из инновационных подходов в современном образовании, о его ценности в самостоятельной деятельности обучающихся о задачах данного метода, об основных требованиях к использованию проектной деятельности, а также рассматриваются типы проектов.
Ключевые слова:проект, проектная деятельность, исследовательские проекты, творческие проекты, практико-ориентированные проекты, рефлексия, рефлексивные умения, ранжирование работ, презентация проекта.
В последнее время в образовательную методику преподавания русского языка (и не только) все чаще входит понятие «интерактивное обучение» (от англ. слова interation — взаимодействие), то есть обучение, основанное на взаимодействии преподавателя и учащихся, в котором наиболее активная роль отводится учащемуся, его опыт служит основным источником познания. Преподаватель не считает себя единственным носителем информации и организует учебный процесс таким образом, чтобы побудить учащихся к поиску знаний, он учит их добывать знания самостоятельно, создает учебную среду для освоения опыта. Нетрудно заметить, что интерактивное обучение имеет много общего с педагогикой сотрудничества, с проблемно-развивающим обучением.Интерактивное обучение впитывает и использует оправдавшие себя традиционные и современные, связанные с информационными технологиями методы и приемы организации преподавателем активной познавательной деятельности учащихся в соответствии с их возрастом. Это открытая система взаимодействия со студентом, которую выстраивает преподаватель, учитывая, что отличительной чертой интерактивного обучения является преимущественное участие в учебном процессе студента, основой знаний которого становится его опыт.Огромную популярность в последнее время приобрел метод проектов, который рассматривается как один из инновационных подходов в современном образовании. Проект в обучении — это специальным образом оформленная детальная разработка проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на занятиях русского языка, но уже на новом, -продуктивном, поисковом уровне.По определению, "проект" — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная на применении и приобретении новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию студента к изучению языка. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.Проект ценен тем, что в ходе его выполнения студенты учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если студент получит в вузе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно сориентируется в любой ситуации, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии — это объективное требование.А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь студенту в решении его насущных жизненных проблем.В последнее время слово проект прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.Главная цель педагогической деятельности заключается в создании такой методической системы, которая средствами русского языка будет содействовать образованию, воспитанию и развитию речи личности.Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Образовательные — развивать в студентах языковую рефлексию. Продумывать работу с учащимися так, чтобы они задумывались над тем, как мы говорим, почему мы так говорим, как эти знания использовать в дальнейшем. Студенты, работая над своей темой, учатся собирать языковой материал, анализировать его, делать выводы, читать специальную литературу, осваивать терминологию и т. п., то есть приобщаться к культуре исследования и углублять свои знания в лингвистике, а также в других областях гуманитарной науки.
Воспитательные — воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к суждениям других участников, нести личную ответственность за выполнение коллективной работы и т.п.
Развивающие — развивать умение работать самостоятельно со специальной дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию, развивать интерес и к различным источникам знаний, развивать у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения), развивать системное мышление, творческие способности студентов, умение предъявить свою работу другим и т. п.
К этому виду работы можно отнести следующие исследования: «Узбекистан и мировое сообщество», «Без прошлого нет настоящего».
- Творческие проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть презентации, театрализованные представления произведений искусства, видеофильмы и т.п. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.
- Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Структура информационного проектаможет быть обозначена следующим образом:цель проекта,предмет информационного поиска,источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, "мозговая атака"),способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),презентация.К таким проектам можно отнести Фразеологизмы, «Речевой портрет студента», «SMSкак новый речевой жанр», «Язык развлекательных передач».
- Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников и может быть использован в жизни института или группы. Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности.
– Мини-проекты укладываются в одно занятие. Их разработка наиболее продуктивна на занятиях развития речи.
– Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 4-6 занятий.
При изучении грамматических материалов никак не обойтись без проекта. Сначала учащиеся выполнили краткосрочные проекты по теме «Образование слов, словосочетаний и предложений», «Правописание слов», а обобщили знания на занятии.
Подробнее хочу остановиться на этапе рефлексия. Для того чтобы заставить учащихся задуматься над результатами своей деятельности, в том числе и речевой, необходимо совершенствовать их рефлексивные умения, к которым относятся:
1) умение оценивать собственные действия, сравнивая их с деятельностью других однокурсников;
2) умение оценивать собственные действия, сравнивая их с собственной деятельностью в прошлом;
3) умение оценивать собственные действия в соответствии с установленными нормами;
4) умение оценивать действия однокурсников в соответствии с установленными нормами;
На наш взгляд, совершенно невозможно в каждом проекте детально проанализировать все этапы работы. Спланировав систему проектов, преподаватель должен определять для себя главные этапы. Как показывает опыт, начать следует именно с рефлексии презентации проекта, так как это наиболее зрелищный, яркий и интересный для учащихся этап работы. Кроме того, презентация во многом похожа на выступление, а этот жанр востребован во многих занятиях и постоянно пользуется в учебном процессе.
Литература:
- Архангельский С. И. О некоторых новых формах учебного процесса. М., 1965.
- Бондаренко В.К. Технические средства обучения. М., 1975.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М„ 1995.