Статья посвящена гражданскому воспитанию студентов в условиях медицинского колледжа, являющемуся одним из условий их социализации.
Ключевые слова:гражданское воспитание, профессиональная подготовка, студенты медицинского колледжа, патриотизм.
Вопросы смысла жизни, задачи воспитания молодежи для каждого поколения являются острыми и жизненными проблемами. Вроде бы цель обозначена — воспитание гармонически развитого человека, который находит счастье в служении Родине, живет интересами своего народа, который добр, благороден, честен, обретает счастье в труде, в любви к людям, но как воспитать такого человека?
Одним из ведущих направлений развития системы среднего профессионального образования признается совершенствование воспитания как неотъемлемой части целостного образовательного процесса на основе следующих принципов: гуманистической направленности воспитания, эффективности социального взаимодействия, концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности.
Среднее профессиональное образование имеет преимущество — возможность показать студентам пути реализации личностных и профессиональных качеств человека. Каким будет наше государство и общество? Каких людей хотим мы видеть рядом, каких специалистов хотим выпускать? Все эти вопросы решаются в колледже через реализацию Концепции воспитательной работы «Социально-активный специалист» Кинель-Черкасского филиала ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж», где одним из направлений выделено гражданско-правовое воспитание.
Концептуальная задача воспитательной деятельности колледжа заключается в создании условий для активной жизнедеятельности студентов, их гражданского самоопределения, самовыражения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, духовном, нравственном, культурном и социальном развитии [2]. Гражданское воспитание в колледже направлено на формирование гражданской компетентности личности, — совокупности готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике, гражданского самосознания.
Основная цель гражданского воспитания — формирование гражданственности личности, заключающего в себе любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры безопасности жизнедеятельности [1]. В процессе воспитательных мероприятий углубляются и расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Используются активные и интерактивные методики, которые формируют у студентов внутреннюю позицию и мотивацию, способствуют формированию гражданских умений и навыков, способствуют осознать себя, как гражданина своей страны, как члена гражданского общества, правильно понимающего свои права и обязанности [3]. Работа ведется на основании Программ патриотического воспитания и правового воспитания студентов Кинель-Черкасского медицинского колледжа.
Патриотизм и гражданственность играют существенную роль в определении судьбы государства и общества, особое значение имеет степень развитости патриотизма и гражданственности у современного поколения молодежи. От того, насколько это поколение обретет и освоит патриотические и гражданские ценности, во многом будет зависеть будущее самой России.
Активная жизненная позиция формируется через практико-ориентированную деятельность: участие в решении проблем колледжа, в работе Совета студенческого самоуправления, «Службы примирения», творческих объединений, в подготовке и проведении тематических мероприятий.
В колледже проводятся конкурсы творческих работ о Великой Отечественной войне и ее героях, конкурсы плакатов и газет, посвященных Дню Победы; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Акции «Сила Духа, сила Воли», «Удальцы», «Добры молодцы»; конференции «Нет чести выше — чем Родине служить»; уроки мужества «Патриотизм как высшее проявление духовности»; встречи в литературной гостиной, просмотр фильмов патриотического содержания, оформление стенда «Верю в себя и Отечество», книжные выставки. У студентов формируются патриотические чувства, гордость за достижения нашей страны, колледжа. В колледже работает Центр гражданских инициатив «Будь здоров», включающий группу волонтеров из числа инвалидов по зрению «Добрые руки», объединения «Азбука здоровья», «Здоровьедар», школа репродуктивного здоровья «Здоровые дети — здоровые родители», студенческая агитбригада «Студенты за здоровый образ жизни», волонтерское объединение «Милосердие» по оказанию паллиативной помощи пациентам отделения «Хоспис».
С целью углубления знаний законов, прав и обязанностей, уголовного и гражданского кодексов в колледже проводятся Декада правовых знаний, тематические мероприятия («Правовой статус студента колледжа», «Знаешь ли ты закон?», «Соблюдение правовых норм в общественных местах», «Права потребителей», «Ответственность за преступления — правонарушения, связанные с заражением ВИЧ-инфекций и венерическими заболеваниями», «Семейные правоотношения», «Молодежь как субъект трудовых правоотношений», «Права»), где поднимаются вопросы о правовой культуре общества и личности, о правовой воспитанности, о правосознании.
В процессе воспитания студентов формируется профессиональная субкультура — совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов), влияющих на стиль жизни и мышления будущих медицинских работников и позволяющих им осознать и утверждать себя в качестве «мы» отличного от «они». Патриотические ценности формируются на основании приобщения студентов к научному и патриотическому наследию великих русских медиков. Например, проводились конференции на темы: «Николай Иванович Пирогов — ученый, хирург, педагог, патриот», «Владыко Лука. Хирург. Священник. Патриот», «Традиции российской врачебной школы» по материалам И. А. Ильина и др.
В толковом словаре Д. Н. Ушакова слово «патриотизм» означает любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу [4]. Любовь к Родине, — это любовь к вере предков, к памяти предков. История любой семьи — это страница истории Отечества, ведь семья — частичка общества, основа для развития будущего гражданина своей страны. Возрождение духовно-нравственных традиций российской семьи — основа возрождения России. Жизнь народа и человеческого сообщества зиждется на единстве мировоззрения, определяющего моральные, этические и религиозно-нравственные нормы поведения. Жизнь личная и семейная, общественная и государственная в равной степени зависит от того, что почитается за благо, а что — за зло, какой смысл полагается в человеческом бытии. Общество, государство начинается с семьи. Прочность и благополучие общества — в крепости и благополучии семьи, поэтому, формируя у студентов гражданское самосознание, объединяются в единые целые понятия: «я», «семья» и «государство». В этой связи в рамках внеаудиторных занятий проводятся тематические классные часы, на которых будущим специалистам дается возможность осознать значение слова «семья».
Общество, в котором мы живем, характеризуется достаточно высокой степенью социальной нестабильности. Изменение системы ценностей привело к кризису духовности, как отдельной личности, так и общества в целом. Современное реформирование сопровождается падением гражданских и духовно-нравственных ориентиров среди студенческой молодёжи. Делая первые шаги в самостоятельную жизнь, современный молодой человек сталкивается с проблемами как экономического, так и морально-этического и физиологического свойства. К сожалению, растет преступность, наркомания. В общественном сознании студенческой молодёжи получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, жестокость, неуважительное отношение к родителям, учителям, государству и его вооружённым Силам.
Студенты медицинского колледжа, в будущем военнообязанные, поэтому воспитание патриотических чувств — одно из главных направлений самовоспитания. Молодые люди сегодня должны ясно представлять, чего они хотят, каким желают видеть будущее, они должны знать свою родную историю, имена заслуженных людей.
Два года назад, готовясь к тематическому мероприятию ко Дню Победы, студенты решили снять небольшой видеоролик. Они брали интервью у школьников и студентов колледжа. Вопросы носили следующий характер:
- Знакомо ли вам чувство патриотизма?
- С чего начинается патриотизм?
- Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны. Кто развязал войну?
- Назовите героев Великой Отечественной войны.
- Знаете ли вы историю своей семьи. Чтите ли вы свои семейные традиции?
- Почему в настоящее время молодые люди не хотят служить в армии?
Результаты опроса показали, что большинство молодежи знают о войне по учебникам в рамках школьной программы, но мало интересуются подробностями самостоятельно.
Понятие «патриотизм» ассоциировался с любовью к Родине, но в чем он проявляется, почти никто не задумывался. Даты начала и окончания войны называют правильно, но путают Великую Отечественную войну со Второй Мировой.
К сожалению, всего несколько человек из опрошенных назвали героев Великой Отечественной войны, остальные отказались ответить на этот вопрос или ответили неправильно. Можно отметить, что новое поколение плохо знакомо с историей войны.
Историю своей семьи знают не все, многие ответили, что их родственники воевали, но где — не знают. 80 % опрошенных чтут семейные традиции, 20 % — не знают своих традиций. Всего 2 % респондентов сказали, что у них имеется семейный архив.
Однако, на вопрос о службе в армии: 74 % студентов ответили о желании служить в армии, а 26 % испытывают некоторый страх перед армией из-за слабой физической подготовки.
Гражданско-патриотическое воспитание студентов медицинского колледжа — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у них патриотического сознания, чувства верности к своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Литература:
- Колыванова Л. А. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями медицинского колледжа. Казанская наука. 2011. № 4. С. 173–176.
- Колыванова Л. А., Носова Т. М. Социализация в процессе профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 54–57.
- Колыванова Л. А. Мотивация в формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов медицинского колледжа. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. С. 1326–1331.
- Толковый словарь Д. Н. Ушакова. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.вокабула.рф/словари/толковый-словарь-ушакова