Статья посвящена оценке и анализу перспектив развития малого предпринимательства в сфере туризма России, приводятся теоретические и нормативно-правовые понятия и сведения, связанные с деятельностью малого бизнеса в России в целом и в отрасли туризма в частности, а также анализируются тенденции и перспективы развития сферы туризма в России.
Ключевые слова: малый бизнес, туризм, нормативно-правовая база, туристская сфера деятельности, перспектива развития.
Малый бизнес как один из важных и неотъемлемых элементов рыночной экономики обеспечивает рабочими местами часть населения, включая самих предпринимателей. Дополнительными экономическими преференциями малого и среднего предпринимательства являются рост валового внутреннего продукта, налоговых поступлений и экономического потенциала страны в целом. А также, повышение качества жизни граждан, поскольку данные предприятия ориентируются на наиболее актуальные пробелы и запросы рынка, с целью их удовлетворения.
Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [6]. Уровень развития малого и среднего бизнеса в России в значительной мере отстает от данного сектора в промышленно-развитых странах, о чем свидетельствуют данные Таблицы 1. Подобная ситуация вызвана более длительным периодом становления рыночных экономических отношений на постсоветском пространстве [5].
Таблица 1
Основные показатели развития малых исредних предприятий вмире 2011 год
Показатель |
Микропредприятия |
Малые предприятия |
Средние предприятия |
Численность МСП**, единиц |
|||
Россия (данные за 2011 г.) |
1594 + 2490 ИП* |
243 |
16 |
Европа |
19143 |
1357 |
226 |
США |
3803 |
1109 |
85 |
Китай |
Более 12500 предприятий |
||
Доля МСП** от общего числа малого исреднего бизнеса,% |
|||
Россия |
36,7 + ИП* 57,4 % |
5,5 |
0,37 |
Европа |
92,1 |
6,6 |
1,1 |
США |
76,1 |
н/д |
1,8 |
Китай |
н/д |
||
ИП* — индивидуальные предприятия
МСП **– малые и средние предприятия
Таблица составлена автором на основе данных из статьи «Сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом», Ларичева Е. А.,Скляр Е. Н. БГТУ, 2013 год и на основе данных с официального сайти Росстата.
По данным таблицы за 2011 год можно сделать вывод о том, что количество малых и средних предприятий в России в 5–10 раз меньше, чем в промышленно-развитых странах Европы и Азии.
По состоянию на 1 января 2013 г. в Российской Федерации зарегистрировано 6037 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, на которых занято 17 844,8 тыс. человек (по данным Росстата и ФНС России) [7]. Комментируя отраслевую структуру принадлежности хозяйствующих субъектов малого предпринимательства важно отметить, что значительная часть экономического потенциала отводится сфере услуг, причем, в большей степени — туристических услуг.
Туризм — это важная отрасль экономики государства, которая обеспечивает население рабочими местами, приток валюты в страну, загрузку гостиничных комплексов, отельных зон и развлекательных центров, улучшение инфраструктуры и экономический рост в целом [3]. Индустрия туризма основана на использовании и применении локальных туристических ресурсов, при которых вместе с предпринимателями и государство получает доход.
В России сфера туризма регулируется Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в котором определены цели, принципы, приоритетные направления развития и расширения, а также способы государственного регулирования деятельности предприятий сферы туризма [6]. По законодательству в России оказывается неоценимая поддержка в развитии внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Для повышения привлекательности туристических услуг среди предпринимателей каждое государство разрабатывает определенную политику. В Российской Федерации реализуется Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» [8]. Реализация Программы нацелена на повышение конкурентоспособности отечественного рынка туристических услуг, удовлетворяющих потребности российских и иностранных туристов в качественных и необходимых туристических услугах; на создание условий и развитие инфраструктуры, и наиболее важное — привлечение инвестиций. Это Программа также позволит продвинуть национальный туристский продукт не только на внутреннем, но и на международном рынках. В рамках данной Программы создаются туристические особые экономические зоны, которые предполагают благоприятные условия для организации туристического бизнеса [8]. На сегодняшний день внутренний и въездной туризм в России активно развивается. За последние несколько лет уже виден прогресс адаптации туристских зон под нужды российских и иностранных граждан. Резиденты России уже понемногу привыкают к той мысли, что необязательно выезжать из страны, чтобы отдыхать у моря, наслаждаться хорошим сервисом и съездить на различные экскурсии. Российские туристы, безусловно, и раньше ездили отдыхать на разные курорты своей страны, но активность в этом направлении была невысокой. В настоящий момент ситуация изменилась, причиной чего оказался целый ряд внутренних и внешних факторов. К причинам, послужившим толчками для определенных отраслевых изменений, в первую очередь можно отнести финансовый кризис 2014–2015 годов. Он повлек за собой ухудшение экономической обстановки в России, вызванноевалютным кризисом, начавшимся в середине 2014 года, который усугубил структурный кризис российской экономики. Поэтому стремление к выездному отдыху, да и вообще, к растратам на отдых за последние пару лет снизилось. Следующая причина — это валютный кризис, который входит в общий финансовый кризис, упомянутый выше. Резкое и многократное укрепление доллара и снижение цен на нефть сказались в первую очередь на российской национальной валюте, что повлекло девальвацию и ослабление рубля. Другими словами, жизнь в России стала дороже в 2, а то и в 3 раза, что, безусловно, явилось в определенной степени неожиданностью для домашних хозяйств. Третья причина, но не менее важная, это санкции Запада. Причем санкции заключаются не только в материальном выражении, но и в личном отношении к России и ее гражданам. В лидирующих европейских странах: Германии, Франции, Великобритании население считает, что на международной арене Россия занимает положение «агрессора». Бытует мнение о виновности России во внутригосударственном конфликте Украины. Эти домыслы влекут за собой закрытие границ Европы на въезд для российских граждан, обращение с российскими туристами, как с нежелательным гостями и другие негативные аспекты. Финальная причина — это гражданская война в Украине. Она является косвенным началом всех остальных причин. Она легла в основу и финансового кризиса, и валютной неразберихи, и западных санкций. Вместе с тем, эта причина позволила расширить границы России путем возвращения полуострова Крым в состав субъектов РФ, что имеет следствием целый ряд положительных и отрицательных моментов политического, экономического и международного характера.
Непростая экономическая ситуация открывает большие возможности для роста внутреннего туризма. Подтверждением тому является увеличение в 2014 году доли внутреннего туризма на 40 % (по данным Таблицы 2). Дополнительно это связано с подорожанием туров на заграничных курортах и с возросшим уровнем патриотизма среди местного населения [9].
Таблица 2
Информация отурфирмах (количество единиц).
|
Внут. туризм (кол-во предприятий) |
М/н въездной туризм (кол-во предприятий) |
|
Российская Федерация |
2010 |
1 858 |
566 |
2011 |
1 833 |
656 |
|
2012 |
1 889 |
580 |
|
2013 |
2 421 |
225 |
|
2014 |
2 626 |
161 |
|
Таблица 2 была заимствована с официального сайта Единой межведомственной информационно-статистической системы.(www.fedstat.ru)
Многие крупные туроператоры, которые обычно специализировались на заграничных турах (Библио-Глобус, Pegas Touristik, Coral Travel, Anex tour) уже заявили о запуске новых программ, ориентированных на внутренний туризм. Так, Coral Travel предлагает пакетные туры в Сочи и Анапу из тридцати городов России. Аналогичный турпродукт, а также автобусные маршруты формирует и «Библио-Глобус», охватив при этом еще и города Сибири и Урала. А Pegas Touristik сообщил о продаже турпакетов в Симферополь, Сочи и Минеральные Воды [1].
Внутренний туризм в России развивается повсеместно, но есть особо популярные направления, которые больше всего любят посещать российские и иностранные туристы. Передовиками внутреннего и въездного туризма России являются: Симферополь, Сочи, Краснодар, Минеральные Воды.
Таблица 3
Рост поисковых запросов билетов в 2015 году
Направление |
Рост в% |
Симферополь |
600 |
Анапа |
150 |
Минеральные воды |
126 |
Адлер |
89 |
Таблица составлена автором по данным сайта поиска и покупки туристических путевок и авиабилетов www.momondo.ru
Несмотря на то, что полуостров Крым еще не готов к такому количеству гостей на своих немногочисленных курортах, российских туристов сложно остановить в их желании посетить крымское побережье. Есть несколько причин, объясняющих поведение местного населения. Но наиболее важным является желание людей отдохнуть в Крыму по «старым» тарифам. Многие предприниматели, и не только резиденты, понемногу захватывают рынок туристских услуг на этом привлекательном полуострове, как это произошло после Олимпийских игр в Сочи. И простые граждане теперь не могут себе позволить поездки в «жемчужину» Краснодарского края из-за слишком высоких цен на туристические продукты.
Таким образом, на сегодняшний день, полуостров Крым — основное направление для развития малого предпринимательства в России. Но Крым только начал свое «перерождение» как курорт России, поэтому малое предпринимательство сталкивается там с рядом проблем, которые препятствуют быстрому развитию региона. Одной из главных проблем является недоступность финансовых ресурсов. В Крыму пока нет крупных банков, которые могли бы выгодно кредитовать предпринимателей. Кроме того, перед крымскими бизнесменами стоит задача интегрирования в российскую правовую среду (различие в налогообложении, проблемы с получением лицензий и др.) Также на первый план выходит и фактическая изоляция Крыма. Санкции Евросоюза и США повлекли за собой много ограничений для полуострова: парализована работа международных морских портов, аэропорт Симферополь из международного превратился в местный, прекращены все экспортно-импортные операции, пострадала банковская сфера и другое.
Однако, в числе приоритетных направлений экономического развития субъектов Российской Федерации, Крымский полуостров занимает одно из важных мест. Закон Республики Крым от 17 июля 2014 г. N 30-ЗРК «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Крым» уже вступил в силу [6]. В соответствии с законом, устанавливаются особенности поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Крым в приоритетных социально-экономических сферах: инновации и промышленное производство, сельскохозяйственная деятельность, санаторно-курортная и туристическая сфера, народные художественные промыслы и ремесла. Для развития данного региона как курортного, Правительство РФ оказывает господдержку предпринимателей. В прошлом году Правительство РФ оказало государственную поддержку малому и среднему предпринимательству в Крымском округе на сумму приблизительно 200 млн руб. Для компаний, которые зарегистрированы в первые три года работы свободной зоны, предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (они уменьшены с 30 % до 7,6 %). Кроме того, в Крыму введен режим свободной таможенной зоны. Также в Крыму сейчас открывают коммерческие банки с программами поддержки малых предприятий. Но объем кредитного портфеля, который был предоставлен малому и среднему бизнесу, очень небольшой и меньше, чем был прежде, — примерно 1 млрд 700 млн по Республике Крым, 850 млн — по городу Севастополю [6]. Из федерального бюджета на систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства определена сумма 170 млн. При этом центр поддержки предпринимательства получит19 млн руб., гарантийный фонд –50 млн руб., фонд микрофинансовых организаций — 61 млн руб., поддержка начинающим субъектам МСП через гранты — 25 млн руб. и субсидирование процентной ставки по кредитам — 15 млн руб. Отдельно будут выделены средства Севастополю на программу поддержки малого и среднего бизнеса — 122,6 млн руб., которые также будут распределены по направлениям поддержки.
И как результат, по данным Минэкономразвития за первые четыре месяца 2015 года количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц малых и средних предприятий увеличилось на 70 %. По статистическим данным на 01.05.2015 года зарегистрировано 86 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, среди которых 56 тыс. — индивидуальные предприниматели Крыма и Севастополя [10].
Необходимо развивать малое и среднее предпринимательство в России, так как это позволит повысить уровень экономического развития всех регионов и обеспечит экономический рост страны в целом. Это доказывают примеры самых развитых государств мира, в которых малый бизнес является ведущей экономической силой. Заметим, что в нашей стране, помимо прочих, имеется большой потенциал и в сфере туризма. Поэтому основной упор стоит делать именно в направлении развития курортных регионов, а значит и создания малых и средних предприятий именно на этих рынках, иначе потенциально-прибыльные места быстренько займут иностранные инвесторы, обладающие огромным опытом в этой деятельности. Но наше правительство работает над финансовой неграмотностью и неподготовленностью российских предпринимателей и выдвигает законопроекты, предложения по ориентации государственной поддержки именно в сторону внутреннего малого бизнеса, поддержки национальных хозяйств и предпринимателей. И хочется обратить особое внимание на усердие наших начинающих бизнесменов. Несмотря на запреты, санкции и финансовые проблемы, с которыми они сталкиваются на своем нелегком пути, они идут к намеченной цели. А государство старается поддерживать это стремление и заботится о наилучших условиях для них. Кажется, что совсем немногое отделяет Россию от вхождения в список развитых стран. Все, что для этого нужно — это поднять экономический уровень и потенциал страны, а добиться этого можно как раз посредством развития малого и среднего предпринимательства на внутригосударственном уровне, что конечно займет какое-то время. Но начало уже положено, а это главное условие на встречу к лучшему будущему!
Литература:
- Гордиец А. «Игра на вылет», онлайн Бизнес Журнал, режим доступа: http://b-mag.ru;
- Дмитриев, М. Н. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме / М. Н. Дмитриев, М. Н. Забаева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 399с.
- Здоров, А. Б. Экономика туризма / А. Б. Здоров. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 272с.
- Кусков, А. С. Основы туризма. — М.: Кнорус, 2009.- 230с.;
- Ларичева Е. А., Скляр Е.Н, статья «Сравнительный анализ развития малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом», БГТУ, 2013 год.
- Информационно-правовой портал Гарант.Ру. Официальный сайт. Режим доступа: http://base.garant.ru. Дата обращения 14.11.2015;
- Федеральная службы государственной статистики. Официальный сайт. Режим доступа: http:// www.gks.ru/, дата обращения 14.11.2015;
- Федеральное агенства по туризму. Официальный сайт. Режим доступа:http://www.russiatourism.ru/, дата обращения 10.11.2015;
- Единая межведомственная информационно-статистическая система. Официальный сайт. Режим доступа: http://fedstat.ru/ дата обращения 13.11.2015;
- Минэкономразвития России. Официальный сайт. Режим доступа:http://economy.gov.ru/, дата обращения 12.11.2015.