Статья посвящена исследованию тенденции организации образовательного процесса на принципах формальной, неформальной и информальной моделей. В статье приводится сопоставительный анализ указанных моделей, предоставляется история становления и развития указанных подходов, а также анализируется опыт разных стран по организации образовательной среды в соответствии с предлагаемыми парадигмами.
Ключевые слова: обучение в течение всей жизни, формальная модель образования, неформальная модель образования и информальная модель образования.
Современная модель организации общественной жизни представляет собой развитую систему, основанную на рыночных подходах к хозяйствованию, достижениях научно-технического прогресса, информатизации и инновациях, что, в свою очередь, предопределяет смену подходов и способов восприятия и познания окружающей действительности. Указанные факторы обуславливают объективную необходимостью модернизации системы образования в целях достижения максимально возможных результатов, продиктованных требованиями внешней среды. В данных условиях традиционные подходы организации образовательного процесса, имеющие в основе установку получения «образования на всю жизнь» в рамках одного диплома оказываются мало эффективными в силу несоответствия быстро меняющимся и динамично развивающимся условиям внешнего окружения, — возрастают требования к личности в части профессиональной мобильности, освоения необходимых навыков, актуальных направлений деятельности, инновационных технологий. Сегодняшние тенденции таковы, что в качестве одного из главных элементов новой модели организации системы образования выступает модель непрерывного обучения с установкой «LonglifeLearning» («обучение в течение всей жизни»).
Основными принципами системы непрерывного образования в течение всей жизни, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию и выражающими суть данного процесса, являются: «научиться познавать»; «научиться реализовывать»; «научиться жить вместе»; «научиться жить». В этой связи очевиден вывод о необходимости изменения существовавшей до настоящего времени концепции образовательной политики, что приводит к развитию сферы образования взрослых, включающей новые образовательные программы, новые подходы к организации образовательного процесса, новые формы проведения обучающих классов и другие соответствующие изменения.
Наряду с этим, происходит признание различных, в том числе и не существовавших ранее видов образования. ЮНЕСКО вводит специальную терминологию, отражающую различные степени организованности образовательных услуг: формальное, неформальное и информальное образование.
По данным ЮНЕСКО в наиболее успешных странах дополнительным (неформальным и информальным) образованием охвачено 30–40 % населения в возрасте 25–64 года. В среднем по странам ЕС соответствующая доля населения составляет 17 %, в России — около 8 %. По приведенным данным можно заключить, что в западных странах модели развития и официального признания результатов информального и неформального образования являются развивающейся практикой, то в российских реалиях это на сегодняшний момент остается дискуссионной площадкой.
Анализируя эффективность каждой модели, приведём ключевые характеристики, присущие каждой из них:
‒ Формальное образование — процесс получения знаний проходит в хорошо организованном и иерархически упорядоченном контексте, завершающийся выдачей бланка государственного образца — диплома о начальном/среднем профессиональном или высшем образовании или аттестата об окончании школы. Данный процесс имеет установленную по разным программам длительность, основанную на государственной учебной программе и государственных стандартах образования, который организован преимущественно формальными, зарегистрированными организациями.
‒ Неформальное образование — процесс получения новых знаний зачастую протекает вне специализированного образовательного пространства, при этом существуют конкретные цели, методы и методики, а главное, результат обучения. Может проводиться образовательными или общественными организациями, различными клубами и кружками, секциями, при обучении с преподавателем или тренером индивидуально, и представляет собой разнообразные тренинги, курсы, семинары, круглые столы, которые сопровождаются выдачей документа, подтверждающего дополнительное повышение квалификации — сертификат участника, диплом повышения квалификации, свидетельство.
‒ Информальное образование — индивидуальная деятельность человека, направленная на познавательный процесс, который сопровождает его повседневную жизнь, при котором не всегда существует конкретный результат. Оно носит спонтанный характер, реализуется путем активизации людей в культурно-образовательной среде, а именно общение между собой, чтение, посещение театров, музеев и различных культурных учреждений, путешествия, просмотр СМИ и т. д., где взрослый превращает все средства образовательных потенциалов общества в инструменты своего самосовершенствования, результат ежедневной работы, семейной и досуговой жизни, который не имеет чёткой структуры.
Обращаясь к истории развития формального и неформального образования, важно выделить следующие события:
‒ 1967 г. — Международная конференция в Уильямсберге (США). Были рассмотрены положения, ставшие базой популярного анализа увеличивающегося «мирового кризиса в сфере образования», в которых было обозначено беспокойство за существование непригодных для общества программ образования и существующие разногласия между образовательным процессом и экономическим потенциалом стран. Как результат, было заключено, что существующие официальные образовательные системы довольно медленно приспосабливаются к социально-экономическим реакциям по двум причинам: собственный консервативный образовательного развития и инерция общества. Именно после этой конференции управленцы и экономисты Всемирного Банка начали различать информальное и формальное образование.
‒ 70-е годы XX века — стремительный рост понимания того, что развитие личности первоначально зависит от индивидов и существует необходимость большего уделения внимания качеству собственной жизни. Данное понимание обосновало необходимость качественно новых подходов к организации дополнительной системы образования, профессионального и индивидуального развития и т. д.
‒ 80–90-е годы ХХ века — становление заметного контраста между формальными и неформальными образовательными системами. Формальная система в большей степени связана с системно-ориентированным процессом обучения, в котором учащиеся — это пассивные потребители знаний и умений, которые транслирует им образовательная система посредством преподавателя, которые воспроизводятся по требованию, а неформальная образовательная система характеризуется личностно-ориентированным обучением, в котором и создаётся уникальное знание, основанное на собственном опыте преподавателя.
В настоящее время видение особенностей неформального образования взрослых представлено на сайте Европейской ассоциации образования взрослых: «Специально организованная деятельность по способствованию процессу, в рамках которого люди могут сознательно развиваться как личности, самостоятельно опираться на свои собственные возможности в социальных отношениях и деятельности с помощью повышения уровня знаний и понимания; соотнесения собственных мнений и чувств с мнениями и чувствами других людей; развития умений и способов их выражения».
Следует отметить, что при ограничениях, которые установил Совет Европы, неформальное обучение включает в себя различное обучение, направленное на точную, но при этом свободно выбранную цель, которая учитывает социальный контекст, и основная деятельность неформального образовательного процесса не заключена в школьном или профессиональном обучении. Отталкиваясь от его расширенного конкретного содержания, оно охватывает практически все действия, которые не направлены на получение документа государственного образца, подтверждающего соответствующее образование — диплома, свидетельства, сертификата, происходящие за рамками институционализированного, запланированного стандартным образовательным контекстом.
Политики в области образования вводят в оборот новый тезис «LonglifeLearning», который связан с непрерывностью обучения в течение всей жизни.
‒ 2003 г. — Рекомендация Совета Европы «…о содействии и признании неформального обучения молодежи».
Большое количество стран уже внедрили и активно используют практику признания существования неформального и информального образования. Для примера — одна из таких стран является Финляндия, в которой существует богатый опыт применения неформального образования, и есть мощная и разнообразная образовательная система, в которой термин «неформальное образование» включает в себя возможности предоставления образования взрослым в образовательных учреждениях.
Характерной чертой неформального образования является многообразие учебных программ, добровольное участие в них, а также использование в обучении личностно-ориентированных методов. В Финляндии государственный бюджет неформального сектора составляет 24 % от суммы средств, которые выделяются на обучение взрослых в стране. В Финляндии существует постоянно активная система признания образования, которое получено неформальным и/или информальным путями, которая поддерживается государством, и при этом существует возможность дальнейшего улучшения и унификации имеющейся практики подтверждения повышения квалификации.
В Финляндии была образована организация образования взрослых (FAEA) — организация по неформальному обучению взрослых в Финляндии, которая вносит огромный вклад в развитие неформального и информального образования взрослых, и главными обязанностями данной организации является продвижение, международное взаимодействие и дальнейшее обучение преподавателей, которые работают в сфере образования для взрослых.
Во Франции особо ценятся формальные квалификации, но также существует давняя традиция валидации (признания) результатов неформального обучения. Свыше двадцати лет в стране осуществлялось ее становление и развитие. С принятием в 2002 г. Закона «О социальной модернизации» и введением в обиход французского законодательства понятия «валидация знаний, приобретенных посредством опыта» («Validation des Aquis de l’Expérience» (VAE), был подведен итог в создании нормативно-правовой базы неформального и информального образования. В данный момент государственные органы, муниципалитеты и образовательные организации обеспечивают ее реализацию.
Перед системой образования современной Германии ставятся новые задачи: межпрофессиональная мобильность и непрерывное обучение. В этой связи особую актуальность приобретают такие формы образования, как неформальное и спонтанное (информальное). Реализация новой образовательной политики осуществляется в условиях двух исследовательских проектов: Weiterbildungspass («Паспорт непрерывного образования») и Lernkultur Kompetenzentwicklung («Развитие компетенций как культуры обучения»).
В рамках первого проекта (Weiterbildungspass) осуществлялось исследование применения паспорта непрерывного образования. Проанализирована 51 pass-инициатива в школах, профессиональном образовании, волонтерской деятельности. По итогам реализации данного исследовательского проекта была разработана модель национального паспорта. Функционал модели заключался в подтверждении и оценке компетентностей, приобретенных в условиях неформального образования, определении жизненных, профессиональных целей обладателя паспорта и побуждении его к реализации поставленных задач.
Проект Lernkultur Kompetenzentwicklung направлен на разработку и апробацию эффективных образовательных программ, повышение профессиональной компетентности обучающихся, изучению возможностей более результативного осуществления неформального обучения.
В Германии существует также Nachweismappe Ehrenamt («Портфолио волонтера»). Компетенции, содержащиеся в нем, предусматривают мотивацию, навыки работы в команде, способность действовать независимо. Подтверждение компетенций осуществляет Немецким институт молодежи с применением паспорта Kompetenzbilanz, имеющего многоуровневую систему оценивания.
Повышенное внимание неформальному образованию уделяется и в Нидерландах. Одним из направлений его внедрения является сфера образования. Одобренный в 2004 году парламентом страны Закон «О профессиях в сфере образования» обязал педагогов повышать квалификацию. Валидация квалификаций, приобретенных посредством неформального образования, осуществляется в ходе процедуры оценки EVC (Erkenning Verworven Competenties). Прохождение теста на профессиональную пригодность позволяет определить у кандидатов, имеющих минимальный уровень университетского образования, наличие необходимых компетентностей для начала осуществления педагогической деятельности. Параллельно кандидаты принимаются на курс обучения, по окончании которого предполагается приобретение квалификации преподавателя.
В Великобритании разработка нормативной базы по признанию результатов неформального образования была предпринята сравнительно давно, тем самым своевременно были предприняты меры по преодолению дезинтеграции профессионального образования. Введение национальных профессиональных квалификаций (NVQs) в 1989 году обеспечило наличие модульной системы, которая представляет альтернативу школьному образованию и основывается на практическом обучении».
Официальное признание неформального образования в Великобритании Департаментом бизнеса, инноваций и квалификаций состоялось в 2009 году. В этом же году состоялся Фестиваль революционного обучения, который поддерживался библиотеками, предлагающими много интересных форм неформального обучения.
Обобщение результатов анализа международного опыта неформальной и информальной моделей образования взрослых позволило выделить его следующие характеристики:
‒ ориентация на конкретные образовательные запросы различных социальных, профессиональных, демографических групп населения;
‒ озабоченность в отношении конкретных категорий лиц;
‒ отсутствие принудительного характера, основанность на собственной мотивации взрослых людей;
‒ высокий личностный смысл обучения;
‒ внутренняя ответственность обучающихся за результат образовательной деятельности;
‒ развитие качеств личности, обеспечивающих благоприятные предпосылки для достойной личной жизни, а также успешного участия в общественной и трудовой жизни;
‒ обеспечение возможности лучше понимать и, если необходимо, изменять окружающую социальную структуру;
‒ развитие мобильности в быстро меняющихся условиях современного мира;
‒ гибкость в организации и методах обучения;
‒ высокий уровень активности обучающихся;
‒ самооценка слушателями получаемых результатов на основе значимых для них критериев;
‒ основанность отношений между обучающими и обучаемыми на взаимном уважении, демократической культуре, культуре участия.
В Российской федерации идея «LifelongLearning» («обучение в течение всей жизни») сводится к курсам повышения квалификации, курсам и программам дополнительного к основному профессиональному образованию, тренингам, семинарам.
В последнее время в различных регионах России предпринимаются попытки преобразования системы образования взрослых, в том числе и повышения квалификации за счет различных аспектов: включения новых форм обучения взрослых, создание организационных структур, инициирующих инновационные процессы, индивидуализации содержания курсов подготовки и др.
Основными задачами практикующих институтов повышения квалификации являются:
‒ удовлетворение потребностей работников в получении знаний о новейших достижениях в областях их профессиональной реализации, передовом отечественном и зарубежном опыте;
‒ организация и проведение научных исследований, опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;
‒ научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций групп документов и материалов;
‒ разработка инновационных форм проведения учебных занятий, новых подходов организации индивидуального обучения, построения личной профессиональной траектории образования.
Вместе с тем, чтобы перенять полностью опыт признания результатов неформального и информального образования в российской системе образования присутствуют ряд законодательных, системных, организационных, методологических и психологических барьеров, которые позволяют применять концепцию «LifelongLearning» («обучение в течение всей жизни») сильно ограниченно и с большой долей трансформации. Однако, радужно отметить, что указанная концепция собирает все большее и большее количество дискуссионных площадок в России, что указывает на повышенный интерес к подобному опыту зарубежных стран и дает возможность ожидать перспективные изменения в системе российского образования в их лучшей адаптации к российским реалиям.
Литература:
- Проект «ValidationofNon-formalandInformalLearning» («Признание неформального и формального обучения»). Официальный сайт. Режим доступа: http:// www.valeru.eu