Анализ трансакционных издержек в российской экономике — приоритетное направление в сфере экономической деятельности. Целью статьи является формирование общих представлений о понятии трансакционных издержек в рамках российской экономики. Описаны основные аспекты и особенности трансакционных издержек. Раскрыта их сущность. Определены основные факторы появления трансакционных издержек в России.
Ключевые слова: трансакционные издержки, экономика России, факторы издержек, трансакция.
Этап современного развития российской экономики можно охарактеризовать как незавершенность формирования институциональных основ для рыночных отношений. Компании ведут деятельность в экономике, которая не обеспечена мощной системой контрактных отношений. Реформы и изменения, прошедшие в России за последние 20 лет, значительно увеличили возможности для развития данной системы. Данные реформы подвергли модернизации производственные и сбытовые стратегии, а также дали предпосылки к появлению новых правил и законов для формирования прозрачных и простых отношений между компаниями. Но не все реформы благоприятно сказались на развитии российской экономической системы и повлекли за собой в первую очередь появление трасакционных издержек.
После деформирования системы государственных монопольных отношений, которая соединяла народный хозяйственный комплекс, усилилась неопределенность в аспектах права собственности, так же возникли проблемы в понимании того, как передавать эту собственность другим компаниям. Необходимость установления новых связей между компаниями в условиях развития рыночных отношений увеличила количество трансакционных операций. Неурегулированная система прав собственности оказалась причиной появления определенных связей, существующих между предприятиями и государством. Это послужило причиной отказа от сложных, масштабных деловых проектов, рассчитанных на длительное время и требующих координации большого количества участников.
Многие исследователи отмечают институциональную незрелость развивающейся экономики. Новая стадия развития российской экономики требует продолжения глубоких изменений в правовых институтах, для повышения степени защиты прав собственности. Модернизация средств государственного регулирования касается в первую очередь взаимоотношений государства, рынка и общества. Эти реформы должны быть направлены не на механическое укрепление административных функций, а на органическую трансформацию роли государства в экономике.
Категория трансакционных издержек активно используется российскими экономистами для объяснения многих проблем российской экономики. Трансакционные издержки рассматриваются как барьер входа на рынки и не только.
В связи с этим для России стало характерно ведение теневой и нелегальной экономической деятельности субъектами хозяйства. Это обусловлено в первую очередь высокими трансакционными издержками которые возникают при действиях в рамках закона. Различные виды этих затрат описываются термином «цена подчинения закону», который включает в себя издержки доступа к закону, а также продолжения деятельности в рамках закона.
Поиск альтернативного решения осуществляется в виде попыток экономических агентов осуществлять свою деятельность нелегально, то есть без участия государства. Однако совершение обменов в нелегальном режиме также связано с дополнительными затратами. Экономя на одном типе издержек, действующие в нелегальной экономике субъекты несут бремя других издержек, которые можно назвать «цена нелегальности».
«Цена подчинения закону»:
Издержки доступа к закону — затраты на регистрацию юридического лица, на получение лицензий, на открытие счетов в банке, на получение юридического адреса и выполнение иных формальностей, финансовое обеспечение заявок и контрактов.
Издержки продолжения деятельности в рамках закона — выплата налогов, выполнение требований закона в области трудовых отношений, выплаты судебных издержек при разрешении конфликтов в рамках легальной судебной системы.
«Цена нелегальности»:
Затраты на разработку и обслуживание «серых» и «черных» схем (оплата услуг налоговых и иных финансовых консультантов, издержки на ведение «двойной» бухгалтерии, оплата услуг фирм-однодневок и т. д.);
Издержки доступа к внелегальным процедурам разрешения конфликтов (семейно-родственные и мафиозные механизмы разрешения конфликтов);
Обеспечение охраны и безопасности бизнеса, поскольку очевидно, что чем «чернее» бизнес, тем выше потребность в услугах охранных структур.
Таким образом, решение о выборе хозяйствующим субъектом институциональной среды для своего бизнеса — легальной или нелегальной — определяется прежде всего, путем сопоставления издержек, возникающих при совершении сделок в первом и во втором случаях. И путем сопоставления издержек от санкций и судебных мероприятий при выборе различных вариантов институциональной среды.
На сегодняшний день ситуация в России, в этом смысле, остается неблагоприятной. Хотя процедуры лицензирования экономических субъектов в России отличаются от региона к региону, в среднем новый заявитель должен обойти 20–30 учреждений и получить 50–90 утвержденных регистрационных форм. Для того чтобы зарегистрировать новый продукт, нужно получить около 30 различных видов лицензий. Согласно расследованию, проведенному Всемирным Банком и Российской академией наук, в среднем для организации небольшого предприятия в Москве требуется в четыре раза больше времени, чем в Варшаве, при этом российский малый и средний бизнес подвергается в два раза большему числу проверок
Структура трансакционных издержек постоянно подвергается изменениям. Под ними понимается исчезновение или появление новых элементов, замещение структурных составляющих, изменение важности элемента в общей структуре трансакционных издержек.
В зарубежной литературе рассматриваются трансакционные издержки, обусловленные исключительно практичным и выгодным поведением контрагентов. Полагается, что это связано не со слабостью развития экономической науки на Западе. Это объясняется состоянием институциональной среды развитых стран, где большинство факторов трансакционных издержек, существующих в российской экономике, не имеют существенного значения. Издержки оппортунистического поведения в условиях рыночной трансформации возрастают, но что действительно существенно отличает российскую экономику от развитых стран — это наличие других факторов трансакционных издержек.
По моему мнению лишь некоторые факторы влияют на изменение трансакционных издержек в России. Эти факторы являются не только взаимосвязанными, но и взаимообусловленными. Первый и самый важный фактор это — неразвитость системы рынков, неполнота существующих правомочий прав собственности. Второй — недостаточная спецификация прав собственности. Слабая защита контрактных прав и обязательств, также, несомненно, относится к ключевым факторам. Несовершенство и нестабильность законодательства приводит к созданию новых путей для появления трансакционных издержек, и, соответственно, создания путей для уклонения от них. Слабое развитие механизмов купли-продажи прав собственности предполагает появление трансакционных издержек как в отношениях между компаниями, так и в отношениях граждан с государством. Российская система юридических отношений отличается низкий уровнем доверия, культурой контрактов и деловой этикой. Этот фактор требует дополнительных затрат, связанных с юридическими консультациями, с привлечением дополнительных специалистов для правильности и прозрачности осуществления сделки.
Наличие в российской экономике названных факторов, создает базу на которой наблюдается изменение структуры трансакционных издержек. Необходимо отметить, что для начала периода реформ было характерно отсутствие: опыта; необходимых знаний; навыков контрактной деятельности между самостоятельными предприятиями; культуры предпринимательства; культуры контрактации; деловой этики; корректных социальных санкций для поддержки норм поведения. До сих пор остаются неразвитыми «мягкие» неформальные институты, такие как, мораль, доверие, деловая репутация и нормы ответственности, взаимности.
Экономистам и депутатам предстоит немало работы по модернизации и реформации социальных, юридических, экономических институтов для создания благоприятных условий развития некоторых отраслей торгово-хозяйственной и производственной сфер в Российской Федерации. Ведь их отсутствие или теневое ведение, в связи с высоким уровнем трансакционных издержек, свойственный специфике данных отраслей, негативно влияет на развитие страны в общем. Стоит отметить что основными целями для снижения данного вида издержек будут являться: развитие правовой системы собственности, уменьшение участия государства в регулировании отношений между компаниями, создание единых законов для схожих по специфике отраслей. Будет ли это выгодно государственному бюджету? — нет, но только в краткосрочном периоде. Смотря на долгосрочные перспективы можно сделать вывод, что лишь снижение трансакционных издержек может улучшить бизнес этику в стране и создать прозрачные и правильные отношения между государством и компаниями. Уход от теневого ведения бизнеса, так же будет катализирован, лишь снижением трансакционных издержек.
Литература:
- . Авдашева С. Б. Исследование трансакционных издержек и барьеров входа на рынки в российской экономике. Оценка возможностей интернализации трансакционных издержек и их вывода из сферы теневой экономики, М.: ГУ ВШЭ, — 1998. — 255 с.
- Авдашева С. Б. Вертикальные ограничения в рыночной экономике. Анализ товарных рынков в переходной экономике // Вестник Московского университета. Серия 2. Экономика. 1999. — № 5. — С. 35–40.
- Авдашева С. Б. российские холдинги: новые эмпирические свидетельства // Вопросы экономики. 2007. — № 1. С. 46–57.4. де Алези Л. Права собственности, трансакционные издержки и X-эффективность. М.: ИНФРА-М. — 2003. — 332 с.
- Амосов А. И. О трансформации экономики России (с позиции эволюционно-институционального подхода) // Экономика и математические методы. 1999. — № 1. — С. 22–26.
- Архиереев С. Трансакционные издержки и неравенство в условиях рыночной трансформации. X.: Издательство «Бизнес Информ». — 2000. — 288 с.
- Н.Аузан A. A., Кудряшова E. H., Тамбовцев В. Л., Шаститко А. Е. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория. Учебник экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. -М.: Инфра-М, 2004. 416 с.