В данной статье идет речь о методе наблюдения в изучении иностранного языка.
Ключевые слова: наблюдение, обобщение опыта, характеризующие результаты, педагогический опыт
Для научных исследований в области методики обучения иностранным языкам используются в основном те же методы, что и в других педагогических науках: анализ литературы по методике и по смежным наукам, изучение и обобщение опыта преподавателей, эксперимент и опытная работа.
Методы исследования — инструменты с помощью которых, открываются закономерные связи явлений объективного мира. Ни один из методов исследования не может иметь универсального значения. В зависимости от задач и содержания исследования избираются соответствующие методы. Сложность задач заставляет их пользоваться всем многообразием методов педагогического исследования. Сочетание разных методов исследования обеспечивает необходимую полноту и глубину изучения проблемы.
Важным фактором совершенствования методов исследования являются достижения современной науки: использование методической обработки данных, новейшей технической аппаратуры для их регистрации (телевидение, компьютер, магнитная запись) значительно повышает точность и объективность методического исследования.
Анализ методической литературы, изучение педагогического наследия в нашей стране и за рубежом может выступать как самостоятельный объект исследования, а также являться одним из отправных моментов при разработке тех или иных вопросов теории.
Анализ исторического наследства является важнейшей основой для развития науки, содействует выработке правильного подхода к решению современных проблем.
В первую очередь следует назвать изучение и обобщение лучшего опыта — обязательное условие всякого научного педагогического исследования состоит в том, чтобы вскрыть закономерные связи педагогических явлений, и опираясь на знание их, разработать эффективную систему обучения и воспитания. Элементы такой системы часто эмпирически находят лучшие преподавателя. Изучая их опыт, исследователь обнаруживает объективные закономерные связи педагогических явлений. Поэтому изучение передового опыта важнейший путь и условие успешного развития педагогической науки.
Педагогический опыт — не только источник познания закономерностей процесса обучения и воспитания. Педагогический опыт, опыт работы лучших преподавателей, является также критерием суждения о правильности и жизненности педагогической теории, ее выводов, целесообразности рекомендуемых приемов и методов.
Обобщение опыта как метод исследования в методике отвечает целому ряду требований, на которых мы и остановимся.
Прежде всего, следует отметить, что обобщение опыта представляет собой более высокий этап познания, чем описание опыта отдельных преподавателей.
Между тем основное место в современной методической литературе занимает пока описание опыта и очень редко это описание сопровождается теоретическим осмыслением и обобщением опыта можно указывать на ряд материалов, относящихся к преподаванию иностранных языков в последние годы.
Обобщение опыта должно строится на основе глубокого изучения процесса обучения и воспитания. Изучение и обобщение состояния дела в вузах охватывает две категории фактов:
1) факты отражающие преподавание, т. е. деятельность преподавателя;
2) факты, характеризующие результаты этой деятельности, т. е. состояние знаний, умений, навыков студентов.
Оба эти объекта изучаются во взаимной связи. Изучение же их порознь приносят мало пользы. Если кому — либо удалось наблюдать в работе преподавателя новые приемы, которые производят хорошее впечатление на присутствующего на уроке, то сообщение таких наблюдений мало полезно без объективного изучения результатов, достигаемых этими приёмами. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы сообщение о работе преподавателя или коллектива преподавателей всегда сопровождалось сообщением о результатах их работы, оценкой уровня овладения учащимися речевыми умениями.
На наш взгляд, не следует ограничиваться изучением и обобщением опыта лишь передовых преподавателей. Очень важно обобщать работу всей массой преподавателей, в опыте которых можно найти немало ценного материала для научной разработки методики. При соответствующем отборе и анализе отдельные удачные моменты могут составить вклад в методику обучения языкам.
Обобщение опыта предполагает выявление типичных черт преподавания, выделение существенного, на основе чего можно делать определённые выводы, важные для педагогической теории и студенческой практики.
Обобщение опыта требует также и учета условий, в которых протекает обучение. Следует учитывать типичность тех условий, в которых протекает работа. Это требование означает также, что нельзя смешивать условия работы в различных типах вузов. Условия вузов для обучения иностранным языкам иначе, чем условия работы в техническом вузе. Все это должно учитываться при изучении и обобщении опыта.
Какими же способами мы располагаем для изучения обобщения практического опыта?
В первую очередь для этого служит непосредственное наблюдение уроков, учебных и внеаудиторных занятий. Наблюдение самое главное звено в изучении опыта. Оно имеет столь важное значение, что рассматривается также как самостоятельный метод исследования в педагогических науках. С помощью наблюдения можно изучать как сам педагогический процесс, как и его результаты. Наблюдение дает возможность непосредственно ознакомиться с явлениями и высказать предположения о причинах явлений, об их связи. Однако наблюдение представляет ценность только в том случае, если оно целенаправленно, если объект наблюдения заранее определен. Могут быть представлены следующие задачи перед наблюдателем: выяснить: а) на каком материале происходит обучение речи; б) какие упражнения используются для развития устной речи; в) развиваются ли в равной мере говорение и понимание или же какой-то одной стороне устной речи отдается предпочтение; г) какой уровень владения устной речью достигается в тех или иных группах и другие вопросы.
В настоящее время наблюдения становятся более объективными, так как при проведении их могут использоваться различные технические средства. С помощью аудио магнитофона, компьютера, например, можно более точно фиксировать, а затем тщательно анализировать собранные данные и сравнить результаты обучения, полученные на разных занятиях, при разных методах.
Наблюдение за педагогическим процессом дополняется при изучении и обобщении опыта привлечением методической документации, планов, методических разработок, отчетов, докладов, лекций преподавателей. Наблюдение дополняется беседами с преподавателями и студентами. Выясняется, что преподавателя добились тех или иных результатов, чем они объясняют эти результаты.
Таким образом, объективным методом, дополняющим наблюдение, являются проверочные и тестовые работы. В качестве дополнительных способов изучения опыта могут использоваться, консультации, семинары, тренинги педагогические совещания и конференции. Для целей изучения и обобщения опыта служат также математическая статистика и метод тестов. Наиболее достоверные выводы можно сделать путем статистических приемов сбора и обработки данных многих наблюдений.
Литература:
- Общая методика обучения иностранным языкам под ред. А. А. Миролюбова. — М.: Просвещение, 1997. 132–145 с.
- Мильбруд Р. П. Методика преподавания английского языка — М.: Дрофа, 2007. — 256 с.
- Практикум по методике преподавания иностранных языков: Учебное пособие /Саломатов К. И., Шатилов С. Ф., Андреева И. П. и др.- М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
- Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. — М.: Русский язык, 1989. — 276 с.