Исследование в действии: Диалог на уроке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аужанова, Г. Г. Исследование в действии: Диалог на уроке / Г. Г. Аужанова, Б. М. Амирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10.4 (114.4). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29962/ (дата обращения: 18.12.2024).



Роль диалога значима. Так, в статье И.Е. Саниной мы находим: «В коммуникативных технологиях диалог становится основным инструментом учебного процесса, позволяющий перейти от трансляции знаний, умений и навыков к конструктивной деятельности…» [1]

Уроки показали, что наши ученики не всегда могут в логической последовательности излагать (как в устной, так и в письменной речи) свои мысли. Были и ученики, которые не могли изъясняться не только по-английски, но и по-русски. Выражать свое мнение, свои мысли было для них весьма затруднительно (класс с казахским языком обучения). Решили, что в первую очередь необходимо работать над таким навыком как говорение, потому что ситуацию, которая обрисовалась вначале, надо было менять. Поэтому мы решили, что вопросом нашего совместного исследования в рамках «AR» станет следующее: «Как улучшить навыки диалогической речи у учащихся 7 «А» класса на уроках русского и английского языков?»

Цель нашего исследования - выявление стратегий и приемов, которые способствовали бы развитию диалогической речи у учащихся 7 «А» класса.

Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:

изучить и проанализировать работы исследователей в данном направлении;

изучить соответствующую методическую литературу, статьи, посвященные данной проблеме;

выбрать стратегии и приемы работы над диалогом, апробировать их на своих уроках.

Для начала мы в исследуемом классе провели анкетирование:

вопрос

Да

нет

Не знаю

1

Умеешь ли ты задавать тонкие вопросы?

6

2

2

2

Умеешь ли ты формулировать толстые вопросы?

3

3

4

3

Умеешь ли ты отличать «тонкие» вопросы от «толстых»?

2

3

5

4

Считаешь ли, что ты умеешь поддержать разговор?

3

2

5

5

Умеешь ли ты выступать перед аудиторией?

2

6

2

6

Легко ли ты строишь диалог?

3

4

3

7

Считаешь ли ты себя интересным собеседником?

2

1

7

8

Умеешь ли ты красиво излагать мысли?

1

5

4

9

Умеешь общаться со случайными людьми, приятелями или противоположным полом?

6

3

1

10

Знаешь ли ты, как вести разговор на любую тему и с любыми собеседниками?

3

5

2

После выявления проблемы мы решили ее исследовать и искать пути решения. В фокус-группу исследования вошли трое учеников, у которых, как показали наши наблюдения, оказались различные языковые способности, различные коммуникативные навыки.

Наша исследовательская работа началась с беседы с куратором класса и школьным психологом. Куратор рассказал о межличностных отношениях учащихся в классе и о том, как ученики взаимодействуют друг с другом. Психолог рассказала нам о возрастных и психологических особенностях учеников данного возраста. Нужно отметить, что полученные данные помогли нам узнать учащихся лучше, более того, мы смогли разработать план для дальнейшей работы с детьми.

Для начала в рамках исследования мы решили провести уроки, где ученики должны были участвовать в диалоге. Естественно, никаких целенаправленных указаний не было. Предложены им были лишь темы.

Как мы и ожидали, диалоги получились неинтересные, несодержательные. На «тонкие» вопросы прозвучали ответы типа «да», «нет». В обратной связи сами ученики указали на это. Все это мы снимали на видео, чтобы в дальнейшем проанализировать, сравнить. Эта работа показала, что без конкретизации задания, без клише, без моделей диалога, без уточнения роли каждого участника данного процесса хороших диалогов не будет.

Для начала мы решили на своих уроках научить наших учеников задавать вопросы. Мы понимали, что на первом этапе необходимо будет научить учеников строить интересные содержательные вопросы, направленные на воспроизведение материала, на уточнение, на применение каких-то знаний, на уточнение, на рассуждение… Для реализации этой цели мы решили, что надо изучить внимательно таблицу «Тонких и толстых вопросов», «Ромашку Блума», методической литературы. [2, 3] На 2-х уроках мы стали учить наших учеников строить «тонкие» и «толстые» вопросы. Для этого мы им предложили шаблоны вопросов. После того, как ученики научились строить вопросы, мы предложили модели диалогов. Предлагаем некоторые из них:

Модель №1

- Сообщение темы, предложение к действиям и обоснование;

- Вопрос - уточнение, после ответа - новое предложение;

- Отказ, аргументы (не менее 2-х), встречное предложение;

- Интерпретационный вопрос;

- Ответ, оценочный вопрос;

- Ответ и согласие на предложение.

Модель №2

- Тонкий (простой) вопрос;

- Ответ, уточняющий вопрос;

- Ответ, предложение;

- Отказ с аргументами, встречное предложение;

- Отказ с обоснованием. Оценочный вопрос;

- Ответ. Сожаление, что не пришли к единому мнению.

Модели могут быть различного содержания, все зависит от темы, цели и задач предстоящего диалога. В дальнейшем уже сами, набравшись опыта, ставят перед собой цель, задачи диалога, сами составляют модель диалога.

При работе над диалогом на последующих уроках мы уже стали усложнять задачи. Так, перед учениками стали ставить следующие условия:

Аргументируй свои идеи, обосновывай их;

Ненавязчиво убеждай собеседника, что ты прав;

Если собеседник даст возможность, то опровергай его утверждение;

Сумей достигнуть соглашения, найди компромисс.

Для развития навыков диалогической речи учащимся предлагались ролевые игры, решение проблемных задач и ситуаций в парах или группах, а также составление рассказа или истории по картинкам. Нужно отметить, что все задания, предлагаемые для развития диалогической речи, были подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся, поэтому они повышали эффективность применения их на уроке. Учащиеся принимали активное участие в различных видах деятельности и с интересом придумывали истории, озвучивали предлагаемые роли. Кроме того, такая деятельность способствовала развитию творческого и критического мышления.

Данные методики применялись на уроках русского и английского языков. После уроков мы обсуждали, что прошло хорошо на уроке, а где нужно еще доработать определенные моменты. Помощь критического друга помогла найти более эффективный подход при решении проблемы в классе, поэтому, по нашему мнению, Исследование в действии способствует профессиональному развитию педагога и повышению качества образования для учащихся.

В конце хотелось бы отметить, что еще рано говорить о результатах исследования, так как, несомненно, есть небольшие изменения в диалогической речи учащихся данного класса, но многое предстоит еще сделать. Есть необходимость для дальнейшей работы в данном направлении.

Литература:

  1. tehnologiy-obucheniya, электронный ресурс, время обращения 18.02.16.
  2. http://evolkov.net/questions/6.quest.1.html. Шесть типов вопросов, электронный ресурс, время обращения 15.03.16.
  3. http://blogyka.ru/lekczii-po-predmetu-qlogikaq/80-vopros-kak-forma-poznaniya-vidy-voprosov-i-otvetov-s-tochki-zreniya-logiki.html. Вопрос как форма познания. Виды вопросов и ответов с точки зрения логики, электронный ресурс, время обращения 15.03.16.
Основные термины (генерируются автоматически): диалогическая речь, урок, ученик, встречное предложение, дальнейшая работа, диалог, класс, модель диалога, Ответ, урок русского.


Задать вопрос