В статье рассмотрен организационно-экономический механизм привлечения инвестиций в национальную экономику. Проведена оценка инвестиционного потенциала отечественной экономики. Данная сравнительная характеристика прямых иностранных инвестиций и инвестиций транснациональных корпораций. Сделан анализ оптимизации источников инвестирования в национальной экономике в условиях глобализации производства и капитала. Исследованы приоритеты и направления государственной инвестиционной политики в условиях транснационализации мировой экономики и экономики России.
Ключевые слова: национальная экономика, инвестирование, глобализация, транснациональные корпорации, инвестиционная политика, источники финансирования.
The article considers the organizational and economic mechanism of investment promotion into the national economy. The investment potential of the domestic economy is estimated. The direct foreign enterprise investment and transnational corporations 'investment are compared. The optimization of national economy investment sources under manufacture and capital globalization conditions is analyzed. The priorities and directions of the state investment policy under the transnationali-zation of the world economy and the economy of Ukraine are investigated.
Keywords: national economy, investment, globalization, transnational corporations, investment policy, investment sources.
Системные социально-экономические преобразования общественно-экономических отношений и развитие отечественной экономики в период независимости обострили необходимость решения неотложных вопросов по определению функций государства в разработке мероприятий инвестиционной политики. Актуальность вопросов, связанных с выбором институциональной основы, приоритетов и направлений инвестиционной политики значительно усилена растущим влиянием на национальную экономику России давления процессов транснационализации мировой экономики, которые привели к появлению нового уровня исследования экономических явлений — глобальный.
Постановка проблемы. С формированием глобальной экономической среды возникает принципиально новый вопрос для теории и практики отношение государства к инвестированию приоритетных сфер экономики, сущность решения которого заключается в поиске оптимального сочетания внутренних и внешних источников инвестирования.
Выводы исследований ученых по изучению научных подходов к факторам инвестиционной деятельности позволяют подчеркнуть важность инвестиций в процессе развития экономической системы в целом. Но процесс формирования инвестиционной политики должно ориентироваться на соответствующий потенциал привлечения капиталов с четким осознанием источников его получения, поскольку инвестиционная деятельность в условиях рынка осуществляется на принципах самоопределения субъектов хозяйствования по объектам, форм и методов капиталовложений. Проблемам инвестиционной привлекательности определенных объектов национального хозяйства посвящены работы отечественных и зарубежных ученых. Однако, несмотря на довольно глубокое освещение проблемы привлечения инвестиций в условиях экономических трансформаций, отдельные аспекты методологического и прикладного характера разработки инвестиционной политики требуют дальнейшего исследования. Прежде всего, это касается именно регулятивной функции государства, процесса планирования привлечения инвестиций, создания системы государственного мониторинга инвестиционной деятельности с учетом факторов влияния внешней среды.
Как показывает мировой опыт, инвестиции играют центральную роль в социально-экономическом развитии страны. Прирост национального дохода снова частично накапливается, происходит дальнейший рост производства. Поэтому инвестиции, образующиеся за счет национального дохода в результате его распределения, обусловливают его рост и расширенное воспроизводство. Но рост национального дохода не корректно связывать только с внутренними инвестициями. На рост национального дохода также влияют внешние инвестиции, которые могут служить как на пользу развития социально-экономической системы страны, так и служить его тормозящими факторами.
Организационно-экономический механизм привлечения инвестиций в национальную экономику должен быть системой мероприятий, поэтапное выполнение которых на практике обеспечивает его успешную реализацию с учетом соответствующего ряда условий и факторов. Этот механизм включает в себя: определение целей, оценку инвестиционного потенциала, разработку моделей развития инвестиционной деятельности и планирования мероприятий по привлечению инвестиций, определение задач инвестиционной политики на макро- и макроуровне. При этом под инвестиционным потенциалом национальной экономики мы понимаем совокупность ресурсных, геополитических, производственно-технических, инновационных, интеллектуальных возможностей, реализация которых способна привести к получению существенных социально-экономических эффектов [1, с. 18].
Оценка инвестиционного потенциала национальной экономики осуществляется с учетом мощности научно-технологического и инновационного, кадрового и предпринимательского, а также природно-ресурсного и финансово-кредитного потенциалов. Оценка инвестиционного потенциала страны должна включать также анализ инвестиционных потенциалов отдельных регионов, отраслей и экономики в целом [5, с. 64]. Итак, инвестиционная политика государства, которая предусматривает создание условий для наиболее полной реализации инвестиционного потенциала, должна быть мультифакторной.
Безусловно, что в условиях открытости экономики страны, подтверждается одним из самых либеральных правовых режимов относительно присутствия иностранных капиталов, который существует в России, проблемы формирования государственной инвестиционной политики должны базироваться на соотношении отечественных и иностранных капиталов. Следует заметить, что объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в России ежегодно растут, однако их увеличение не коррелируется с изменениями показателей внутреннего инвестирования.
Следует подчеркнуть, что привлечение иностранных инвестиций в экономику России во многом зависит от состояния ее инвестиционной среды, который определяется действием многих факторов [2, с. 68]. Фондовый рынок России остается ареной перераспределения собственности, ограничивает выполнения им основной функции — обеспечения условий для беспрепятственного движения и рационального распределения финансовых ресурсов. На нем недостаточно представлены инвестиционные посредники, венчурные, пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании. Неудовлетворительной является также структура иностранного инвестирования. Отраслевые приоритеты, избираемых иностранными инвесторами, во многих случаях не соответствуют приоритетам структурной политики нашего государства. Предпочтение отдается сфере услуг отраслям с быстрым оборотом капитала, а не производствам, которые нуждаются в долгосрочных капиталовложениях.
Приоритетными отраслями инвестирования в Россию должны стать: металлургическая, химическая, фармацевтическая, машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность, производственная инфраструктура, газ и нефтеперерабатывающая отрасли, наукоемкие технологии.
В условиях глобализации особенно актуально попытки достичь гармоничного объединения законодательства России с нормами международного права о режиме иностранного инвестирования. Только обоснованная ограничительная политика обеспечит баланс между внутренними и внешними источниками инвестирования в стратегически важных сферах и отраслях, позволит целенаправленно проводить структурную перестройку национальной экономики, защитит экономическую среду России от негативного внешнего воздействия [3, с. 135]. В условиях усиления взаимозависимости каждая национальная экономика выступает как часть международной, что означает повышение роли внешнеэкономических связей в ее социально-экономическом развитии и эффективности получения выгод от участия в международном разделении труда. Открывая экономику для транснациональных корпораций, Россия получает возможность приобщиться к тем процессам, которые характерны для современной мировой экономики.
Таким образом, повышение результативности инвестиционной политики требует использования адекватных методов рыночных преобразований и оптимизации источников инвестирования. Инвестиционный процесс требует углубленного исследования, поскольку он играет ключевую роль в экономике государства. Только с помощью реальных инвестиций можно обеспечить структурную перестройку народного хозяйства, научно-технический прогресс и экономический рост экономики [4, с. 78].
Выводы. Для активизации инвестиционной деятельности в рамках национальной экономики России необходимо принять следующие меры:
‒ Сформировать подходы к взвешенному государственному регулированию инвестиционной деятельности с целью мобилизации инвестиционных ресурсов и оптимизации внутренних и внешних источников привлечения капиталов;
‒ Определить приоритеты инвестирования согласно с интересами государства и долгосрочными целями экономического роста на основе инновационного развития и технологического обновления производства;
‒ Разработать инвестиционные программы и проекты, которые реализуются за счет общих средств зарубежных и отечественных инвесторов.
Реализация таких программ позволит способствовать внедрению новейших достижений технического прогресса, а также воплощать в жизнь крупные социально-экономические проекты. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны возможно при условии проведения активной инвестиционной политики государства, направленной как на учет ее интересов, так и на реализацию экономических интересов субъектов этого процесса, а также на осознание ответственности по обязательствам, наложенных при поступлении в те или иные структуры межгосударственного регулирования экономических процессов. Необходимо усилить государственное регулирование инвестирования, стимулировать взаимодействие отечественного и зарубежного финансового, промышленного, венчурного и других капиталов в инвестиционной сфере и обеспечить формирование и развитие рыночных механизмов их действия. Кроме того, необходимо стимулировать интеграцию банковского и промышленного капитала и содействовать участию отечественных капиталов в создании транснациональных корпоративных структур.
Литература:
- Коржан И. О. Факторы инвестиционно-инновационных процессов в российской экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2015. — № 5 (59). — С. 16–19.
- Навроцкая Н. А., Сопилко Н. Ю. Трансформация инвестиционно-производственного пространства как условие экономической интеграции // Вопросы региональной экономики. — 2013. — Т. 15. — № 2. — С. 63–69.
- Положенцева Ю. С., Морковина С. С. Формирование эффективных инструментов финансирования кластерной политики на основе инновационно-инвестиционного потенциала // Социально-экономические явления и процессы. — 2015. — Т. 10. — № 9. — С. 133–139.
- Практические механизмы освобождения России от внешней экономической зависимости // Научно-экспертная сессия / Центр научной политической мысли и идеологии; Институт законодательства и научно-правовых разработок. — 2015. — С. 160.
- Цвирко С. Э. Суверенные фонды как источник ресурсов для инвестирования в экономику России // Экономика. Налоги. Право. — 2013. — № 5. — С. 63–66.