Анализ работы предприятия начинают с изучения показателей выпуска и реализации продукции.
В докладе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год отмечено:
«…нами осуществлена огромная по масштабам и глубине работа по обновлению и реформированию страны, достижению стабильных и устойчивых темпов роста и макроэкономической сбалансированности экономики». В 2015 году валовой внутренний продукт страны возрос на 8 процентов, объем производства промышленной продукции — на 8 процентов, сельскохозяйственной — на 7. Годовой бюджет выполнен с профицитом в размере 0,1 процента к ВВП. Уровень инфляции составил 5,6 процента, то есть в пределах прогнозных параметров.
Согласно рейтингу авторитетного Всемирного экономического форума Узбекистан входит в пятерку стран самой быстро развивающейся экономикой в мире по итогам 2014–2015 годов и прогнозам роста на 2016–2017 годы. В 2015 году Узбекистан стал одной из 14 стран, получивших награды за достижение Целей развития тысячелетия в области обеспечения продовольственной безопасности государствами — членами Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО)»[1].
Главным ориентиром для нас, сказал Президент Ислам Каримов, «должно быть непрерывное технологическое и техническое обновление производства, а также постоянный поиск внутренних резервов, осуществление глубоких структурных преобразований в экономике, модернизации и диверсификации промышленности».
Рис. 1. Показатели выпуска продукции
Основными задачами анализа производства иреализации продукции являются:
‒ Оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
‒ Определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей;
‒ Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
‒ Разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Производство продукции оценивается при помощи натуральных и условно-натуральных показателей, в единицах трудоемкости и по стоимости.
Объемными показателями являются валовая, товарная и реализованная продукция.
Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство; выражается обычно в сопоставимых ценах.
По подавляющему большинству элементов товарная продукция совпадает с составом валовой продукции. В товарную продукцию не входят: изменение остатков незавершенного производства, инструментов и полуфабрикатов собственной выработки; стоимость переработанного сырья заказчика; внутренний оборот, отражаемый в ряде отраслей промышленности в валовой продукции. Исключением являются текстильная и некоторые другие отрасли промышленности, где в товарную продукцию включаются и полуфабрикаты, например пряжа и суровье на текстильных комбинатах. Это вызывается, в частности, необходимостью сопоставления себестоимости продукции (включающей все затраты по переделам) с ее стоимостью по оптовым ценам.
Таким образом, под товарной продукцией мы понимаем готовые изделия, реализуемые полуфабрикаты, выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера.
Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных); включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Анализ объема производства начинается с изучения динамики выпуска и реализация продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Таблица 1
Динамика производства иреализация продукции
Год |
Объем производства продукции втекущих ценах, тыс. сум |
Индекс цен |
Объем производства вценах базисного года |
Темпы роста,% |
Объем реализации вценах базисного года |
Темпы роста,% |
||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные |
|||||
ххх1 |
33615 |
1,00 |
33615 |
100 |
100 |
33345 |
100 |
100 |
ххх2 |
41178 |
1,25 |
32942 |
98,0 |
98,0 |
33010 |
99,0 |
99,0 |
ххх3 |
51744 |
1,22 |
33930 |
100,9 |
103,0 |
33670 |
101,0 |
102,0 |
ххх4 |
63500 |
1,18 |
35287 |
104,9 |
104,0 |
35354 |
106,0 |
105,0 |
ххх5 |
77400 |
1,15 |
37402 |
111,2 |
106,0 |
37475 |
112,4 |
106,0 |
ххх6 |
100320 |
1,20 |
40380 |
120,1 |
108,0 |
39350 |
118,,0 |
105,0 |
Для расширения этой задачи объема производства и реализации продукции должны быт выражены в сопоставимых ценах, за основу которых принимается цены базисного периода.
Базисные темпы роста выпуска и реализации продукции определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные — к предыдущему. Из таблицы видно, что за последние пять лет объем производства вырос на 20,1 %, а объем реализации — на 18,0 %. Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической:
ТП==
ТП = =1,037=103,7 %;
ТП =103,7–100=3,7 %
Соответственно темп роста и прироста объема реализованной продукции составил:
ТР= 1,18 =1,0336 %;
ТР= 103,36 -100=3,36 %
Анализ объемов производства по основным номенклатурным позициям проводится также в стоимостных, натуральных показателях. Сравнение темпов роста стоимостных и натуральных показателей позволяет выделить основные факторы, влияющие на анализируемые показатели. При этом возможны следующие варианты:
‒ Темпы роста стоимостных показателей выше, чем темпы роста натуральных — изменение объемов продукции обусловлено преимущественно ростом цен;
‒ Темпы роста натуральных показателей выше, чем темпы роста стоимостных — изменение объемов продукции вызвано ростом физических объемов продукции.
Порядок оценки выполнения плана выпуска основных видов продукции по поставкам в количестве, по срокам и номенклатуре (ассортименту) в соответствии с заключенными договорами производится сопоставлением фактического объема поставок нарастающим итогом с начала года с плановым. При этом в фактическую поставку засчитываются суммы в пределах плана.
Процент выполнения плана по реализации продукции с учетом обязательств по поставкам определяется по следующей формуле:
Kn = (Nº−Nn)∙100/Nº
где, Kn— искомый процент выполнения плана договорных обязательств, %
Nº — объем продукции по бизнес-плану для заключения договоров, тыс. сум.
Nn — недопоставка продукции по договорам, тыс. сум.
Рыночный характер экономики и цель производства обуславливают необходимость выполнения плана не только по объему выпуска продукции и качеству, но и по ассортименту и структуре.
Показателем, характеризующим выполнение плана выпуска продукции по ассортименту, является коэффициент ассортиментности, который исчисляется по формуле:
Расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, не более базового (планового, прошлого периода). Кроме ассортимента состав продукции характеризует ее структура — удельный вес изделий в общем объеме выпуска продукции.
При анализе устанавливают причины структурных сдвигов и их влияние на показатели объема и качества продукции, себестоимости, прибыли. Влияние изменения структуры продукции на ее объем определяется путем учета изменения трудоемкости, т. е. разница в уровнях выполнения плана по выпуску в оптовых ценах и по трудоемкости умножается на плановую стоимость продукции в оптовых ценах.
Качество продукции — это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением.
Качество продукции:
‒ обобщающие;
‒ индивидуальные;
‒ косвенные;
На объем выпуска продукции и ее реализацию большое влияние оказывает ритмичность производства. Этот показатель характеризует уровень равномерного выпуска продукции в течение отчетных периодов (года, квартала, месяца, недели, суток), рациональность использования закрепленных за предприятием ресурсов, эффективность производства. Ритмичность характеризуется коэффициентом ритмичности, исчисляемым по формуле:
К = 1 — [(Уф-Уп)/ Уп]
где Уф, Уп — фактический и плановый удельный вес выпуска продукции в последнем месяце квартала в общем объеме выпуска продукции за квартал, или в четвертом квартале в общем объеме выпуска продукции за год, %. Более точно ритмичность работы предприятия характеризуют показатели выпуска продукции по декадам. Ритмичность работы предприятия в целом обеспечивается ритмичностью работы его основных производственных подразделений. Поэтому показатель ритмичности следует определять в разрезе этих подразделений.
При этом необходимо устанавливать причины неритмичной работы (перебои в снабжении сырьем и основными материалами, отсутствие необходимого задела незавершенного производства, сверхплановые простои оборудования).
[1] Доклад Президента И.А.Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. «Правда Востока» 2016г. 16 января.