Формирование полоролевых представлений является процессом динамическим. И он активно проистекает на протяжении всего периода дошкольного возраста. Поэтому для того, чтобы понять систему полоролевых представлений старших дошкольников, необходимо проследить этот процесс.
Наиболее подробно и полно особенности формирования полоролевых представлений и процесс полоролевого развития ребенка в раннем дошкольном возрасте описывают в своих работах Л. В. Коломейченко, О. В. Прозументик. Авторы указывают, что, рождаясь, ребенок имеет уже определенный пол, связанный с особенностями физиологического строения. Генетальная внешность новорожденного задает программу реагирования взрослым на то, в какой половой роли должен воспитываться ребенок, и с того момента уже начинается процесс полоролевого развития [14].
К полутора годам у ребенка формируется первичная половая идентичность, когда он знает о своей половой принадлежности на уровне взаимодействия со взрослыми, когда взрослые называют его мальчиком или девочкой, дочкой или сыном, закладывают определенные предпочтения в одежде, в игрушках, манере поведения. Таким образом, первичная половая идентичность закладывает основу самосознания.
Следующий период от полутора до пяти-шести лет ребенок активно осваивает свою половую роль, он все более детально знакомится с различиями полов. Этому способствуют разъяснения взрослых, образы художественной литературы, образы, которые ребенок видит с телевизионного экрана, наблюдения за поведением других людей — взрослых и сверстников, за проявлениями мужественности и женственности, о которых говорят взрослые. На этом этапе основными механизмами формирования полоролевых представлений ребенка выступают: подражание, идентификация, моделирование, рефлексия, социальный контроль и т. д. [8].
В возрасте от 3 до 5 лет полоролевые представления являются еще неустойчивыми, лишь немногие дети могут объяснить различие полов в этом возрасте, и ребенок еще пока не осознает, что пол изменить нельзя.
К 5–6 годам формируется уже устойчиво понимание необратимости своей половой принадлежности, и формируется полоролевая идентичность. На основе представлений о себе как о представителе определенного пола, по мнению В. Е. Кагана, формируется адаптационный образ «Я» [10]. Он складывается преимущественно под влиянием существующих общественных стереотипов. И старшие дошкольники уже способны различать свои половые роли и в общих чертах обозначать их. Начиная с момента осознания необратимости своего пола, а именно в старшем дошкольном возрасте, у мальчиков и девочек начинается более четкая дифференциация различных проявлений в поведении, в том числе и полоролевых представлений, которая свидетельствует о складывающемся полоролевом поведении. Мальчики и девочки уже могут выделять какие-то черты, характерные для сверстников противоположного пола, например: девочки слабые и красивые, мальчики сильные, мальчики любят играть с машинами, девочки любят играть с куклами и т. д.
К моменту достижения ребенком 6–7 лет наступает абсолютное понимание половой принадлежности. Данный возраст характеризуется активной половой дифференцировкой поведения: мальчики и девочки выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения. Такая стихийная половая сегрегация обуславливает окончательное осознание половых различий [10].
Собственный опыт полоролевого поведения, которое воспроизводится в жизни или в играх, по мнению О. Соломенниковой, играет большую роль. Если такое поведение сопровождается удовольствием, на что в немалой степени влияет отношение взрослых, то соответствующая роль принимается быстрее. Жизнь взрослых людей становится примером в выборе половых ролей детьми. Наибольшая четкость таких ролей является образцом для дошкольника. Противоречивость половой роли, например, маскулинность матери, дезорганизует ролевое поведение ребенка [24].
Понимание ребенком своей половой роли и идентичности состоит из двух аспектов, отмечает В. Е. Каган. Во-первых, полоролевая ориентация, т. е. представление ребенка об уровне соответствия его качеств требованиям мужской или женской роли. Во-вторых, полоролевые предпочтения, которые выясняются, к примеру, таким вопросом: «Кем бы ты предпочел быть — мальчиком или девочкой?», а также экспериментами, когда дошкольнику нужно делать выбор между мужскими и женскими образцами. При этом важно подчеркнуть, что полоролевая социализация продолжается в течение всей жизни и отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт. Базой для формирования половой роли служит весь комплекс представлений женственности и мужественности какой-либо культуры [11].
В конце седьмого года жизни, перед поступлением в школу, происходит уточнение, обогащение и индивидуализация полоролевых представлений у детей, которые знаменуют вхождение детей в этап персональной идентичности, как называет ее В. Е. Каган [9] или полоролевой индивидуализации, как указывают В. А. Петровский, О. В. Прозументик [20]. Это означает, что старший дошкольный возраст играет очень важную роль в процессе полоролевого развития и подготавливает детей к тому, чтобы вступить в новый этап полоролевой индивидуализации.
Сформированные у детей старшего дошкольного возраста представления о себе как о представителе определенного пола, о сверстнике как представителе другого пола определяют многочисленные особенности поведения, которые у детей активно развиваются и закрепляются, поэтому именно в старшем дошкольном возрасте важное значение приобретает педагогическая целенаправленная организация процесса полоролевого воспитания, которая будет способствовать тому, чтобы полоролевые представления у детей становились более четкими и более точными, и на и основе формировались адекватные модели полоролевого поведения [21].
Систему полоролевых представлений детей старшего дошкольного возраста очень хорошо представили в своей работе Е. В. Антонова, Ю. С. Григорьева, Л. В. Коломейченко [14, 19]. Эта система позволяет увидеть, какие полоролевые преставления сформированы у детей старшего дошкольного возраста, что может выступать важным диагностическим критерием для оценки полоролевого развития старших дошкольников. Охарактеризуем их более подробно.
Итак, дети старшего дошкольного возраста чаще всего имеют дифференцированные представления о своей половой принадлежности, могут выделить ее существенные признаки (феминные и маскулинные качества, особенности проявления эмоций и чувств, полоролевого поведения). У них сформировано дифференцированное представление о внутренней и внешней красоте мужчины и женщины, особенностях их внешнего вида [20].
Старшие дошкольники могут различать своих близких и дальних родственников как представителей определенного пола и возраста, могут характеризовать их признаки, имеют сформированные представления о нормах и правилах поведения людей разного пола в семье.
Старшие дошкольники уже адекватно идентифицируют себя с представителями своего пола, оценивают свои поступки по существенным признакам половой принадлежности. Также они устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин, умеют определять эмоциональные состояния сверстников и взрослых по внешним проявлениям, умеют проявлять адекватные эмоциональные реакции в общении со взрослыми и сверстниками [14].
Для детей этого возраста уже характерно более и менее прогнозировать варианты возможного разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола. Как правило, старшие дошкольники осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения в отношениях с детьми, и у них в целом сформирована система ном и правил поведения.
В общении со взрослыми и сверстниками они ориентируются на социально одобряемые образцы. Принимают участие в выполнении своей роли, определяемой половой принадлежностью, в игровой, театрализованной и других видах деятельности.
Литература:
- Коломийченко, Л. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста / Л. В. Коломийченко, О. Прозументик // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 12–25.
- Методы педагогической диагностики полоролевой социализации / Ю. С. Григорьева, Е. В. Антонова // Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области. — Пермь, 2001. — С. 151–155
- Прозументик, О.В. Интерсубъектный подход в становлении полового самосознания в старшем дошкольном возрасте / О. В. Прозументик // Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области. — Пермь, 2001. — С. 79–90
- Соломенникова, О. Роль семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста / О. Соломенникова, Н. Баранникова // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 1. — С. 122–126.
- Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 65–69.
- Каган, В. Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии / В. Е. Каган. — Л., 1988. — 686с.
- Белопольская, Н. Л. Половозрастная идентификация / Н. Л. Белопольская. — М., 1995- 430с.
- Евтушенко, И. Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс… канд. пед. наук: 13.00.07/ И. Н. Евтушенко. — Челябинск: Б. И., 2008–22с.
- Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. — СПб., 2005. — 267 с.