Основным направлением деятельности таможенных органов является борьба с правонарушениями и преступлениями в области таможенного дела. Правоохранительная деятельность требует подготовки квалифицированных, кадров, которые должны выявлять, предупреждать и пресекать правонарушения, совершаемые в процессе внешнеторговой деятельности, наносящей существенный вред экономической безопасности России. Согласно ст.18 Закона о таможенном регулировании одним из критериев оценки качества работы таможенных органов Российской Федерации является эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям в сфере таможенного дела.
Таможенная статистика административных правонарушений, совершаемых в Российской Федерации, имеет тенденцию к возрастанию и указывает на широкие масштабы и систематичность нарушения таможенных правил физическими и юридическими лицами. Учитывая существующие условия практической деятельности должностных лиц таможенных органов, в рамках создания Таможенного союза, принимая во внимание, периодически меняющееся законодательство в таможенной сфере и неоднозначную судебную практику по различным судебным вопросам, в том числе связанных с производством по делам об административных правонарушениях, очень важно понимать и уметь на практике выявлять и классифицировать административные правонарушения в области таможенного дела.
Основным Федеральным актом, устанавливающим административную ответственность физических и юридических лиц является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). Кодекс об административных правонарушениях создает условия для более эффективного противодействия административным правонарушениям.
Для начала нужно разобраться что такое административная ответственность в общем и административная ответственность в таможенной сфере в частности.
Административная ответственность — ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность. [1]
Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. [2]
Административная ответственность — особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.) [3]
Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности, заключающейся в праве компетентного государственного органа в установленном законом порядке применить к лицу, совершившему административное правонарушение, соответствующее наказание и возложить на правонарушителя юридическую обязанность претерпевать неблагоприятные последствия, составляющие сущность наложенного на него наказания. [4]
Исходя из приведенных определений понятия административной ответственности наиболее полным и точным является определение Хомякова и др. Однако в литературе дано определение административной ответственности в области таможенного дела, которое подходит нам в большей степени.
Административная ответственность в области таможенного дела — предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций). [5]
Одним из основных признаков, отличающих административную ответственность от других видов юридической ответственности, является административное правонарушение. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. [6]
Административная ответственность в таможенной сфере обладает общими признаками юридической ответственности в целом, но и имеет отличительные признаки:
1) является формой административного принуждения как специфического метода защиты действующего в стране правопорядка в области таможенного регулирования;
2) является правовым последствием виновного антиобщественного поведения. Юридическим фактом для ее применения являются противоправные действия, посягающие на порядок таможенного регулирования;
3) является элементом реализации государственной власти. Применяется судами, таможенными органами и их должностными лицами на основании материальных и процессуальных норм, установленных административным законодательством;
4) реализуется в процессуальных формах, нормативно определенных КоАП и международными соглашениями по вопросам сотрудничества и административной помощи таможенных служб зарубежных государств;
5) находится за пределами компетенции органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
6) сопровождается публичным государственным и общественным осуждением поведения правонарушителя и выражается в претерпевании правонарушителем отрицательных для него последствий материального и морального характера;
7) состоит в применении к правонарушителям узкого круга административных наказаний в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения;
8) нацелена на восстановление публичных интересов государства: выполнение фискальных функций, защиту экономики, защиту правопорядка и безопасности населения при перемещении товаров и средств международных перевозок через таможенную границу;
9) в целях формирования единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза административный процесс по привлечению виновных лиц к ответственности за нарушение таможенных правил строится на принципах сотрудничества таможенных служб государств, взаимопомощи в таможенной сфере, сближения и унификации административного законодательства в рамках Таможенного союза. [5]
Основными целями применения мер административной ответственности за нарушение таможенных правил являются:
‒ Превентивная (воспитательная) — направлена на предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами;
‒ карательная — связана с претерпеванием виновным лицом негативных последствий морального или материального плана в пределах меры ответственности, установленной государством;
‒ правовосстановительная (компенсационная) — направлена на восстановление нарушенных противоправным поведением общественных отношений.
‒ охранительная — направлена на вытеснение вредных и опасных для экономики и общества вариантов поведения лиц в сфере таможенного регулирования, охрану и защиту интересов государства и достижение целей таможенной политики. [5]
Целью применения мер административной ответственности не может являться унижение человеческого достоинства, причинение физических страданий или нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст.3.1 КоАП).
Правовая теория конструирует понятие структуры административной ответственности, состоящих из следующих элементов:
‒ основание юридической ответственности (юридическое, фактическое, процессуальное);
‒ правовые условия привлечения к административной ответственности и исключающие ее;
‒ субъекты административной ответственности;
‒ административные наказания (санкции).
Юридическим основанием административной ответственности является наличие ее нормативного закрепления за совершение конкретных правонарушений. Фактическим основанием юридической ответственности является событие совершения конкретного правонарушения лицом. Процессуальным основанием административной ответственности в таможенной сфере является официальная фиксация правонарушения путем составления уполномоченным должностным лицом таможенного органа протокола об административном правонарушении. Эти основания юридической ответственности тесно взаимосвязаны, и отсутствие любого из них исключает возможность постановки вопроса о привлечении субъекта к административной ответственности. [5]
Законодательство об административной ответственности и административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. КоАП РФ основывается на Конституции, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ.
Таким образом административная ответственность в области таможенного дела — это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций).
Административная ответственность обладает рядом признаков, отличающих ее от других видов ответственности. Основная особенность состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, т. е. нарушение законодательства об административном правонарушении. А мерами являются административные взыскания, посредством которых осуществляется защита личности, общества и государства от административных правонарушений.
Административная ответственность представляет реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в таможенной среде.
Так, как в современном мире количество административных правонарушений только увеличивается, то и меры административной ответственности должны быть применены к новым обстоятельствам. В борьбе с таможенными правонарушениями таможенные органы различных государств должны взаимодействовать меду собой по всем уровням и направлениям. Процесс выявления административных правонарушений, а также возбуждения и расследования таможенными органами нарушения таможенных правил очень сложный, в силу своей специфики. Поэтому, как на теоретическом уроне, так и в правоприменительной практике таможенных органов нередко возникают проблемные вопросы. Снятие этих противоречий зависти от преодоления пробелов в правовом регулировании возбуждения дела об административном правонарушении.
Литература:
- Борисов А. Б. Большой юридический словарь М.: Книжный мир, 2010. — 848 с.
2. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России. Вторая часть Учебник — М.: Зерцало-М, 2011. — 312 с.
3. Административное право. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, 2008. — 816с.
4. Хомяков Л. Л. Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела: учебное пособие/Хомяков Л.Л, Карпеченков М.Ю, Сидоров Е. И. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. 132 с.
5. Зубач А. В. Таможенное право: учебник для бакалавров/Зубач А. В. и д. р.; под общ.ред. А. В. Зубача. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 479с.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.- Москва.: Проспект, КноРус, 2015.- 544с.
7. Зубач А. В., Колесов В. А., Козловский А. Ю. Правовые и организационные основы производства по делам об административном правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов. Учеб. пособие М.: — 2011.