В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка. Меняются его образ жизни, содержание и формы общения с другими людьми, резко возрастают возможности физического и психического развития, порождая новые потребности, интересы, а, следовательно, и новые побуждения к все более разнообразным видов деятельности. Однако эти изменения еще обостряются в начале школьного обучения, когда ребенок переживает значительный психологический кризис.
Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников [6]. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психического развития личности в период дошкольного детства [8].
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько правильно учитывается уровень подготовки детей к школе. В современной психологии и педагогике, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности» или «школьной зрелости».
А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками.
И. Шванцара более глубоко определяет школьную зрелость как достижение такого уровня развития, когда ребенок «становится способной участвовать в школьном обучении». Как компоненты готовности к обучению в школе автор выделяет умственное, социальное и эмоциональное [6].
Г. Кравцов, Е. Кравцова выделяют показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка к окружающему миру [10]. В этом случае основными сторонами готовности детей к школе есть три сферы: отношение к взрослому, отношение к сверстнику, отношение к себе.
Л. Божович отмечала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [1]. Аналогичные взгляды развивал А. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе составляет целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, уровень сформированности механизмов волевой регуляции действий и др.
Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
- Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
- Исследование новообразований и изменений в психике ребенка [4].
- Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
- Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия, при последовательном выполнении словесных указаний взрослого [9]. Это умение связывается со способностью владения общими способами выполнения словесных указаний взрослого.
Можно выделить следующие цели, которые должны достигаться при определении готовности ребенка к школе:
- Понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.
- Выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
- Распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зон ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме [4].
- Отсрочка на один год от начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).
По итогам обследования могут создаваться специальные группы и классы выравнивающего развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в начальной школе [2].
Как известно, со вступлением ребенка в школу изменяется вся структура ее деятельности, снижается удельный вес игры и возрастает роль и место в ней целенаправленной учебной деятельности [12]. Учебной деятельностью ребенок овладевает постепенно, по мере того, как в процессе сотрудничества с взрослым приобретает нужных умений: принимать учебную задачу, осуществлять необходимые мыслительные операции и практические действия для выполнения задания, контролировать его ход и результаты.
Ю. З. Гильбух писал, что важным механизмом готовности к овладению учебной деятельностью с умение выделять способ действия. Акцентируя внимание на важности данного компонента готовности к школе, А. П. Усова подчеркивала, что дошкольник должен осознавать влияние способа воздействия на результат выполнения задания [11].
Несмотря на разницу в подходах, практически все отечественные психологи и педагоги были единодушны в том, что в основе определения школьной готовности лежат принципиальные положения Л. С. Выготского о «актуальный уровень развития ребенка» и «зону ее ближайшего развития» [4]. Согласно этим положениям, готовность ребенка к школе обеспечивает такой уровень ее актуального (действительного на момент тестирования) развития, при котором «зона ближайшего развития» (возможные достижения ребенка в сотрудничестве с взрослыми) перекрывает программные требования первых месяцев обучения в школе.
Также на сегодня практически всеми признано, что готовность к школьному обучению — многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований [5]. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: интеллектуальная, личностная, социально-психологическая и волевая готовность.
Долгое время об уровне интеллектуального развития ребенка судили по количеству обнаруженных в ней знаний, по объему ее «умственного инструментария», который проявляется, прежде всего, в словарном запасе [1]. Это не совсем так. Сейчас дети буквально купаются в потоках информации, впитывают в себя новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими темпами развивается их мышление. Здесь нет прямой зависимости. Ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки — это единственные критерии интеллектуальной готовности ребенка к школе.
В дошкольном возрасте ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте учебной деятельности. При этом главное значение будет иметь формирование у ребенка соответствующих умений, владение которыми, как показало исследование А. Усовой, обеспечивает ей «высокий уровень обучаемости» [11]. Характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель познавательной деятельности. Такая операция требует от ребенка, поступает в школу, способности удивляться и искать причины обнаруженной ею новизны и изменения. Здесь педагог может опереться на острую любознательность ребенка, по ее неиссякаемую потребность в новых впечатлениях, на ее наблюдательность.
Но в каждом классе есть интеллектуально пассивные дети. Причины такой пассивности часто в ограниченности их интеллектуальных впечатлений и интересов. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. Такие дети требуют особого внимания; развития любознательности, общего мировоззрения. Внимания требуют и дети, чья познавательная активность имеет «теоретическую направленность».
Интеллектуальная готовность — важная, но не единственная предпосылка успешного обучения в школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у нее готовности к принятию новой социальной роли — школьника. Это выражается в серьезном отношении ребенка к школе вообще и к учебной деятельности и учителя, в частности.
Исследования показывают, что старшие дошкольники испытывают большую тягу к школе. Что же привлекает детей в семье? Часто это может быть внешняя сторона школьной жизни. Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся привлекательными для ребенка [9]. Но это не главные мотивы.
Школа привлекает большинство детей главным образом своей основной деятельностью — учения. К нему они относятся, как очень серьезной задачи («научусь писать», «научусь читать»). Это стремление естественно, потому что оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему в школе будет трудно.
Еще хуже, когда дети не хотят идти в школу вообще. И хотя количество таких детей небольшое, этот факт вызывает особую тревогу. Причина подобного отношения к школе, как правило, — ошибка в воспитании детей в дошкольном возрасте. Нередко к нему приводит запугивание школой: «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут», «Ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь?».
Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоциональные компоненты [1]. Исследования показывают, что возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сведения о школе, сообщаемые детям, были не только понятны, но и переживаемыми ими. Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли им общаться с одноклассниками и учителями [7].
В общем можно сказать, что если наиболее адекватными и специфическими для учения являются познавательные мотивы, то социальная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения с взрослыми.
Серьезного внимания требует и формирования волевой готовности будущего первоклассника. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, проявить волевое усилие при преодолении препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты еще недостаточно развиты. В этом возрасте есть серьезные предпосылки для их развития в условиях обучения. Но, чтобы включиться в обучение, у ребенка должно быть развитым определенный уровень произвольности.
Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее игровой мотивации и при оценке поведения сверстниками (в случае командной игры). До 6-ти лет значительно изменяется степень произвольности движений ребенка [9].
Произвольность в поведении шестилетнего ребенка проявляется не только в этом, но и в умышленном заучивании стихотворения, в способности побороть непосредственное желание, отказаться от игры ради помощи матери. Шестилетний ребенок способен покорить мотивы своего поведения поставленной цели. Поэтому в этом возрасте необходимо развивать способность при необходимости действовать по моральным мотивам, отказываясь от того, что непосредственно привлекает. Следует иметь в виду и тот факт, что чертой, которая отличает волевую регуляцию поведения младшего школьника, является характер его отношения к трудностям и типичные для него способы их преодоления.
Во время каждой реформы системы образования снова и снова как одна из самых актуальных возникает проблема педагогической готовности. Причиной этого явления не в последнюю очередь и то, что, несмотря на все изменения в системе образования, не меняется главное — взаимоотношения ребенка и школы [11]. Сейчас, как и много лет назад обсуждается то, ребенок отвечает требованиям школы, хотя, возможно, целесообразнее было бы перейти к решению вопроса, которые иногда или обучающие системы могли бы удовлетворить потребности нормальной, физически и психически здорового ребенка. Однако, пока стоит проблема ребенка для школы, а не школы для ребенка, до актуальной остается и проблема педагогической готовности дошкольника к обучению в школе.
В то же время, признавая наличие проблемы, педагогам и психологам следует четко определить цель подготовки ребенка к школе.
На основе определения уровня готовности практикуется отбор в «элитных» школ, «лицейские», «гимназических» и «особых» классов. При этом совершенно не учитывается то, что мозг ребенка с 6–7 лет находится в стадии стремительного и неравномерного развития, а критерии готовности, которые не раскрывают потенциал у ребенка, отражают только актуальный уровень тренированности ментальных умений, в свою очередь зависит как от биологически обусловленных (в меньшей степени), так и биологически не оговоренных (значительно большей степени) социальных факторов. Именно уровень и качество воспитательного воздействия на ребенка в дошкольный период играет ведущую роль в ее готовности к школьному обучению.
Литература:
- Божович Л. И. Проблема развития мотивационной среды ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972. — С. 45–51.
- Венгер А. Л. Венгер Л. А. Готов ли Ваш ребенок к школе. — М.: Ваклер, 1994. — 112 с.
- Венгер А. Л. Психологическая готовность ребенка к школе // Вопросы психологии. — 1984. — № 4. — С. 24–33.
- Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. — М.: Педагогика, 1982. — С. 136.
- Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. — М.: Ваклер, 1992. — 164 с.
- Готовность к школе. Развивающие программы. / Под ред. И. В. Дубровиной. — Екатеринбург, 1998. — 212 с.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М.: Рипол, 1996. — 158 с.
- Запорожец А. В. Интеллектуальная подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. — 1977. — № 10. — С. 12–13.
- Запорожец Л. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. — М.: Просвещение, 1978. — С. 152–184.
- Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М.: Педагогика, 1991. — 96 с.
- Усова А. П. Обучение в детском саду. -М.: АПН РСФСР, 1961. — 236 с.
- Учебная деятельность младших школьников: Диагностика и коррекция неблагополучий. / Под ред. Ю. З. Гидьбуха — К.: А. П. Н, 1993. — 184 с.