Влияние родственников-медиков на субъективный иобъективный уровень предподготовки студентов кобразовательной деятельности вмедицинских вузах
Наприенко Виктория Сергеевна, студент
Пермский государственный медицинский университет имени академика Е. А. Вагнера
Ключевые слова: система здравоохранения, дети медиков, родственники-медики, поступление в вуз, образовательная деятельность, успеваемость, эмоциональное выгорание, социологический опрос.
Почти у каждого второго студента медицинского ВУЗа России есть родственник, связанный с медициной [2, c. 8]. Поэтому неудивительно, что в медицинских ВУЗах периодически возникают предложения о создании или предоставлении особых условий для поступления и обучения детей-медиков. Обоснованы ли они?
В марте-апреле 2016 года в рамках деятельности научной секции кафедры «Истории Отечества, истории медицины, политологии и социологии» ПГМУ имени академика Е. А. Вагнера Минздрава России было проведено исследование с целью определить степень влияния родственников-медиков на образовательную деятельность студентов-медиков. Для достижения цели перед автором статьи были поставлены следующие задачи: выделить факторы выбора профессии врача; оценить субъективный и объективный уровень знаний, навыков, умений, то есть уровень предподготовки респондентов к учебе в медицинском вузе.
Исследование проходило в 3этапа.На первом этапе в марте-апреле 2016 года было проведено анонимное анкетирование среди студентов-медиков 1–5 курса ПГМУ им. ак. Е. А. Вагнера. В качестве респондентов выступили 62 человека.
Подавляющее большинство респондентов (92 %) выбрали профессию врача самостоятельно. У многих респондентов есть родственники-медики (52 %). Каждый третий респондент (34 %) заявил, что мечтал стать врачом, как его родители. Каждый четвертый (25 %) «не знал, какую профессию выбрать, поэтому решил стать врачом, как его родители». Почти каждый седьмой (13 %) выбрал профессию врача по настоянию родителей. Среди других причин, побудивших выбрать профессию врача, респонденты назвали «мечту детства», «желание помогать людям» и «ответственность» профессии.
Большинство респондентов (72 %)отметило, что их близкие родственники-медики «постоянно рассказывали о своей работе, делились историями, впечатлениями». Каждого третьего респондента (34 %) «брали с собой на работу/дежурства/смены»; почти каждому пятому (19 %) «объясняли основные принципы работы с пациентами; отрабатывали некоторые медицинские манипуляции». Причинами подобного поведения является не только желание «вырастить новую смену» и «обеспечить преемственность лечебных традиций» [4, с. 406], но и элементарная нехватка младшего медицинского персонала для выполнения низкоквалифицированных работ [5, с. 93–94].
Лишь небольшое количество респондентов заявило, что их родственники-медики ничего не рассказывали о своей работе (9 %) или «всячески отговаривали идти в медицину» (6 %). Вероятно, причины этого заключаются в невысокой заработной плате [6, с. 6–8]и стрессовом характере работы [1, с. 6].
Почти каждый второй респондент (47 %) уверен, что «общение с родственниками-медиками повлияло на его уровень знаний, навыков и умений», 16 % студентов-медиков утверждают, что они «лучше, чем остальные, подготовлены к будущей профессии врача», так как «знают много нужных вещей» или «тонкостей» работы.
Лишь треть респондентов, имеющих родственников-медиков, полагает, что государство обязано предоставить им особые условия при поступлении и обучении в ВУЗе. Во-первых, они говорят о таком бонусе, как бесплатное обучение, поскольку «пришли в профессию осознанно» и «обязательно будут работать по своей специальности» (22 %). Во-вторых, они говорят о предоставлении им лучших рабочих мест (19 %).
Многие респонденты осознают, что наличие родственников-медиков не делает их потенциально хорошими студентами, поэтому, как правило, редко выбирают варианты ответов, связанные с зачислением в ВУЗ без прохождения экзаменов (6 %) или с выплатой специальных поощрительных пособий, как продолжателям «врачебных династий» (3 %).
На втором этапе исследования был проведен эксперимент. Студентов-добровольцев первого курса разделили на 2 группы (тех, которые имеют родственников-медиков и тех, которые их не имеют). В ходе эксперимента сначала первой, а потом и второй группе последовательно показывали 4 фотографии, на которых были изображены случаи из медицинской практики: 1) извлечение ришты из конечности путем наматыванием на стержень; 2) гнойные язвы; 3) открытый перелом бедра; 4) угревая сыпь на коже лица. Участников эксперимента попросили записать на отдельном листке, что они почувствовали или, возможно, подумали в ходе демонстраций фотографий.
Смысл проведения данного эксперимента заключался в том, чтобы выявить степень влияния родственников-медиков на возможное преждевременное эмоциональное выгорание студентов-медиков. Напомним, что синдром эмоционального выгорания, под которым автор статьи подразумевает «механизм психологической защиты, в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие действия» [3, с. 212], чаще всего встречается именно у врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов [1, с. 6].
В ходе эксперимента были получены следующие результаты. Как правило, уже одно описание подобных клинических случаев заставляет людей, не имеющих отношения к медицине, почувствовать спектр разнообразных эмоций. Однако участники и первой, и второй группы проявили редкое единодушие: доминирующим определением их чувств-мыслей стало слово «ничего». Участники первой группы изредка сопровождали слово «ничего» такими фразами, как «немного неприятно, но это нормально для медика» или «я ничего не почувствовала». Участники второй группы выказали более эмоционально окрашенную реакцию: во-первых, многие из них, хотя бы в одном из случаев, написали слово «интересно»; во-вторых, вместо почти нейтральной фразы «немного неприятно» они употребляли такие слова, как «жутко» или «отвращение»; в-третьих, прозвучали важные слова «сочувствие» и «радость».
На последнем этапе исследования автор статьи сравнил успеваемость студентов, которые имеют родственников-медиков и тех, которые их не имеют.
Рис. 1. Средний балл успеваемости по курсам
Рис. 2. Средний балл успеваемости по дисциплинам
Рис. 3. Средний балл успеваемости
Благодаря данным рис. 1–3 очевидно, что разница в успеваемости имеет место, однако она несущественна.
Подводя итоги статьи, нужно отметить следующее: влияние родственников-медиков на студентов-медиков является очевидным. Это проявляется в выборе профессии, отражается на успеваемости и преждевременном эмоциональном выгорании.
Литература:
- Боева А. В., Руженков В. А., Москвитина У. С. Синдром эмоционального выгорания у врачей-психиатров // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. — 2013. — Том 22. — Выпуск№ 11. — С. 6–12.
- Витенко Н. В. Медико-социальное исследование состояния и формирования кадровых ресурсов врачей в современных условиях: автореф. дис. … кандидата медицинских наук / Витенко Николай Валерьевич. Санкт-Петербург, 2012. 19 с.
- Водопьянова Н. Е. Эмоциональное выгорание.М-СПб, Издательский дом «Питер», 2007.
- Короткова М. Н., Ким М. С. Студенческая практика с точки зрения медицинского персонала: proetcontra // Молодой ученый. — 2015. — № 5. — С. 405–408.
- Короткова М. Н., Сухоева М. А. Политика государства в сфере здравоохранения: к вопросу об информатизации и автоматизации медицинских учреждений России на примере Пермского края // Политика и общество. — 2016. — № 1 (133). — С. 90–96.
- Короткова М. Н., Шпитько А. П., Коченков А. В. Отношение медицинского персонала к коммерциализации медицинских услуг //Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. — 2015. — № 46. — C. 6–12.