В современных условиях экономического, социального и геополитического развития общества значительно обострилась проблема правового регулирования оборота оружия. Существует два мнения относительно данной проблемы: о необходимости свободного приобретения оружия, так как существует конституционно закрепленное в ст. 45 Конституции РФ [1] право человека и гражданина на защиту своих прав и свобод всеми способами, которые не запрещены законом, и о необходимости ограничения права на приобретение оружия, ввиду большой опасности использования оружия в целях криминального характера.
На руках у 5 миллионов человек в легальном пользовании находится свыше 6,2 миллиона единиц оружия. То есть на каждые 100 жителей имеется до 9 единиц. Впрочем, это не самый высокий показатель, ставящий Россию всего лишь на 68-е место в мире. Ежегодный прирост вооружения граждан составляет 5 %. Из этого следует, что каждый год россияне приобретают около 300 тысяч стреляющих единиц. Данная статистика указывает, что количество владельцев оружия только растет, так как граждане, таким образом, повышают уровень своей безопасности и самообороны. Однако, в связи с тем, что люди, получающие лицензию на приобретение оружия, могут обладать недостаточной готовностью, а так же иметь противопоказания обладания оружием, МВД России ужесточило правила выдачи лицензий и контроль над применением оружия для предотвращения неблагоприятных последствий.
Практически все последние убийства и нападения с применением оружия были совершены людьми, которые имели разрешение на оружие. Охотники, стрелки в тире или на стрельбищах, коллекционеры редких экземпляров и просто любители пострелять все чаще оказываются виновными в преступлениях с применением оружия. По данным многолетних исследований Института психологии российской академии наук, за последние два десятилетия у россиян больше чем в 2 раза повысился уровень агрессии, и в соответствии с этим в 2 раза уменьшилась склонность к сочувствию и сопереживанию. [5]
Согласно Федерального закона «Об оружии», лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам: не достигшим возраста 21 года; не представившим медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией; имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно; отбывающим наказание за совершенное преступление; совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, либо административное правонарушение в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ; не имеющим постоянного места жительства; не представившим в органы внутренних дел документов о прохождении соответствующей подготовки навыков безопасного обращения с оружием; лишенным по решению суда права на приобретение оружия; состоящим на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании. [2]
По состоянию на 2016 год в Постановлении Правительства РФ закреплен перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, а именно: определенные болезни глаза и его придаточного аппарата, хронические и затяжные психические расстройства (шизофрения, расстройства настроения, расстройства личности и поведения в зрелом возрасте, умственная отсталость), а также психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (в том числе наркотики и алкоголь). [3]
Исходя из вышесказанного, разрешение на оружие не выдадут гражданам, страдающим психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, то есть наркоманам и алкоголикам. Однако, если в течение трех лет они не употребляют психоактивные вещества, то возможность получения лицензии на оружие существует. Существуют болезни, которые могут быть выявлены только специалистами в ходе наблюдений. Например, невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства, и расстройства личности и поведения в зрелом возрасте. Указанные заболевания не всегда очевидны, они имеют свойство приобретаться человеком в разнообразных жизненных обстоятельствах и проявляются далеко не сразу.
Таким образом, будучи уже больными, либо начавшими употреблять психоактивные вещества после 3-х летнего перерыва и придя для последующего продления разрешения на оружие им, скорее всего, это разрешение продлят. Практика свидетельствует, что врачи не особенно пристально проводят осмотры людей, уже владеющих не менее пяти лет каким-либо оружием, что может привести к фатальным последствиям.
Для устранения пробелов в правовой регламентации лицензирования оружия в 2015 году в законодательстве появился ряд важных новаций в правилах регистрации гражданского оружия [6]. Первое новшество связано с медицинским освидетельствованием. Так, справку от нарколога об отсутствии расстройства поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ претенденту на лицензию теперь придется получать только по месту жительства. Такая конкретизация, на наш взгляд, была необходима для установления персональной ответственности врача, который признает годным к владению оружием человека, страдающего алкоголизмом либо наркоманией. Гражданину придется проходить полноценный тест, сдавать различные анализы, по результатам которых врач определит — можно ли этому человеку доверить оружие. Это новшество усложняет процедуру получения лицензии, но в то же время ставит дополнительную преграду против недобросовестных потенциальных владельцев гражданского оружия.
Вместе с тем, в условиях глобальной компьютеризации ещё одним новшеством стала возможность процедуры регистрации в удаленном доступе. Гражданин может просто подать электронное заявление со всеми сканированными документами. Ему надо появиться в указанное время в лицензионном центре два раза — сначала показать свое оружие, а затем получить документ. Интересно, что инициатива создания такого центра, по сути, исходила от Президента России, когда он потребовал максимально упростить для граждан оказание государственных услуг. Это требование привело и к упрощению процесса получения лицензии на оружие. Вместе с тем, не все так гладко на практике с электронными государственными услугами. Проблемы наблюдаются и при лицензировании прав на оружие, что требует немедленного совершенствования механизма этого процесса.
В заключении отметим, что «мода» на оружие в российском обществе не прекращается, а в определенных кругах все более набирает обороты, и это обстоятельство не может не влиять на характер правового регулирования оборота оружия. Как источник повышенной общественной опасности оружие должно находиться под постоянным контролем государства, а его особый правовой режим должен предполагать ограничения, необходимые для обеспечения общественной безопасности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. N 31. ст. 4398.
- Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об оружии» // СЗ РФ. 16.12.1996. № 51. ст. 5681.
- Постановление Правительства РФ от 19.02.2015 № 143 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, и о внесении изменения в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» // СЗ РФ. 02.03.2015. № 9. ст. 1328.
- Фалалеев, М. Я дам вам парабеллум [Текст] / М. Фалалеев // Российская газета. — 2016. — № 6871.
- Фалалеев, М. А пистолет я вам не дам [Текст] / М. Фалалеев // Российская газета. — 2016. — № 6614.
- Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 29.12.2015.