В данной статье рассмотрены в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций в школе. Статья имеет смысл конкретизировать эти причины, рассматривать их в контексте педагогической деятельности и воспитания культуры разрешения конфликтов в узбекских школах, типы педагогических конфликтов, в том числе устного народного творчества в процессах разрешения конфликтов и современного понятия конфликт.
Ключевые слова: конфликт, педагогической деятельности, воспитания культуры, народного творчества, современного понятия
This article discusses about some features of promoting a culture of conflict resolution in the Uzbek schools, types of pedagogical conflicts, some aspects of relevance of issues and role of national traditions, including folklore in the process of conflict resolution, contradictions between national tradition in understanding conflict and the modern content of conflict.
Keywords: conflict, types of pedagogical, national traditions, cultural behavior, modern content.
Школа, как и любое другое образовательное учреждение-это не только учебный процесс, но и групповое взаимодействие совершенно разных людей, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах деятельности, к которым относятся учебная, процесс воспитания, управление коллективом, выстраивание статусов, общение, создание норм поведения. В ходе такого взаимодействия возникает большое количество конфликтных ситуаций, которые его участники и образовательное учреждение в целом стремятся разными путями разрешать [1].
Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях в котором происходит активное взаимодействие различных интересов людей, или групп людей (учитель-ученик, учитель-родитель, учитель-руководство, ученик-ученик, и т. д.). Столкновение этих интересов рождает конфликты, связанные с процессом образования. В условиях школы достаточно часто возникают ситуации подобного рода: учитель намерен объяснить учебный материал, а в это время две девочки желают беседовать по частному делу. В данной ситуации учитель рассматривает собственный доклад как средство достижения цели, однако ученицы игнорируют сообщение учителя и воспринимают его как препятствие на пути своей цели. Эти расхождения в намерениях действовать определённым образом объясняются наличием субъективных интересов (мотивов), конкретных убеждений, особых ожиданий, взаимосвязи и взаимозависимости действий учителя и учащихся.
Конфликты, основанные, на столкновении педагогических интересов различных сторон процесса обучения называются, педагогическими конфликтами. В. И. Андреев определяет конфликтную ситуацию как ситуацию «скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон-участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы разрешения проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников» [2].
В настоящее время в узбекских школах наблюдается резкая трансформация развития детства. Напряженная социальная, политическая, экономическая, демографическая, экологическая ситуация прошлых десятилетий обуславливает нарастание негативных тенденций в становлении личности в детском возрасте. Среди этих негативных тенденций можно перечислить прогрессирующую отчужденность детей, которое является результатом социально-экономическом положении семей, возрастание жестокости среди детей и подростков, их агрессивности, потенциальной конфликтности [3].
Педагогические конфликты это неотъемлемая часть жизнедеятельности общеобразовательных школ. Школа не может существовать вне педагогических конфликтов. Таким образом, различие в оценке и понимании тех или иных событий в педагогическом процессе рождают педагогические конфликты. Ни один педагогический коллектив, ни одна школа, ни один педагог не может с полной уверенностью утверждать, что кто-либо, или сам процесс защищен от конфликтов на почве столкновения образовательных интересов сторон.
Поэтому для каждого педагога становится важным знать основы разрешения конфликтов. Учитель, который является, организатором всех образовательных действий внутри процесса обучения должен быть вооружен знаниями, навыками и способами разрешения конфликтов, чтобы успешно предупреждать и решать возникающие конфликтные ситуации. Разрешение конфликтов необходимо воспринимать как дисциплину, изучающую психоэмоциональные закономерности взаимодействия людей в конфликтной ситуации. В разрешении конфликтов важную роль занимает конкретно человек. Это связано с его культурой, разумом, мышлением, эстетикой, поведением, рациональностью, ответственностью.
Следовательно, актуальность изучения разрешения конфликтов включает в себя вопросы чему, каким образом, в каком качестве, и в каком объеме нужно обучать, каким образом нужно формировать основы конфликтологии у всех участников педагогического противостояния, чтобы подготовить их к правильным, рациональным для себя, и для окружающих взаимоотношениям. Также необходимо изучать особенности педагогических конфликтов в школе, знание которых помогает учителям правильно определить свои действия в конкретных конфликтных ситуациях.
В Узбекистане вопросы профессиональной подготовки педагогов по разрешению конфликтов начали ставить относительно недавно. Это не означает, что раньше в школах не было конфликтов. Конфликты были, но их решали исходя из жизненного опыта тех, кто был вовлечен в конкретный конфликт. Но не было упорядоченных, научно обоснованных и систематизированных знаний о сущности педагогических конфликтов, не было рекомендаций для учителей, позволяющий избежать, спрогнозировать или решить тот или иной конфликт. Не было юридически обоснованной защиты учителя, так и других сторон конфликта в подобных ситуациях.
Сегодня к проблеме педагогических конфликтов начали относиться научно и профессионально. Поэтому вот уже десять с лишним лет курс «Разрешение педагогических конфликтов» внесен в учебную программу всех педагогических университетов, институтов и педагогических колледжей страны. За основу было взят опыт зарубежных западных учебных программ. К сожалению, до сих пор нет учебника или пособия на узбекском языке, который бы отражал все аспекты проблемы. Издана единственная книга на узбекском языке, которая в определенной мере рассматривает вопросы подготовки молодежи к конфликтным жизненным ситуациям [4].
Существующую проблему частично можно решить через перевод с русского, и других западных языков, использующихся там учебников, пособий и книг [5]. Но, с другой стороны, рассматривает педагогические проблемы в основном свою действительность, свои реалии, которые порой не совпадают или противоречат узбекских школах национальным ценностям. Поэтому, актуальным остается вопрос создания и издания самобытных учебников и учебных пособий, которые бы учитывали все ракурсы национальной самобытности и своеобразия. В учебных заведениях не созданы необходимые для процесса разрешения конфликтов центры, в которых профессиональные специалисты могли бы помочь сторонам достичь взаимопонимания. Отстает требование и научно-практическое осмысление педагогических конфликтов на основе реальной жизненной ситуации в школах, отсталость наблюдается и в вопросе выработки необходимых практических рекомендаций.
Сегодня существенно меняются социально-политические условия функционирования школы, и соответственно меняются содержание, характер и проблематика педагогических конфликтов. Соответственно, чтобы понять конфликты, касающиеся современного процесса образования, нужно всесторонне осмыслить данный процесс, и выработать необходимые для данного конкретного периода рекомендации, направляющие взаимодействующие стороны на созидательное русло, и обеспечивающие безопасность от возможных конфликтных ситуаций. Поэтому очень актуально, сегодня изучать деятельность школ в русле размещения существующих педагогических конфликтов, так как на сегодня в школе не существуют конкретных, ясных, оптимальных, рациональных, научно-обоснованных решений проблем, возникающих при конфликтах, и рекомендаций по восстановлению разрушенных взаимоотношений.
Похожая статья: Педагогические конфликты: особенности, причины возникновения и проблематика (на примере школ Узбекистана). Известно, что у каждого народа есть свои методы разрешения конфликтов, которые веками оттачивались и формировались. Они нашли своё отражение в кладези мудрости народа, в пословицах, поговорках, юморе, сказках и загадках, афоризмах, крылатых словах. Наследство устного народного творчества имеет большое значение при воспитании культуры разрешения конфликтов.
Много поучительного, мудрого и интересного заключено в народном творчестве. Например, о ситуации, когда люди не смотря ни на что оказываются вместе — «Тоғ тоғ билан қовушмас, одам одам билан қовушар”, русский аналог звучит как “Гора с горой не сходится, а человек с человеком сходятся” [6]. Данная узбекская пословица продвигает идею о том, что люди должны быть вместе, что человек это — общественное существо, без общества нет и человека. Поэтому, нельзя игнорировать само существование других людей, так и их помыслов, взглядов, суждений и ценностей. Нужно быть внимательным к ним. Народная мудрость учит, что только научившись ценить других людей, человек способен достичь совершенства.
Конфликты это неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. Поэтому, в теории конфликтологии учат, что в каждом конфликте есть как разрушительное начало, так и созидательное начало.
Конфликты могут выполнять позитивную и негативную функцию. Они могут нести деструктивные разрушения, или привести к образованию новой системы, новых взаимоотношений, более близких, более рациональных.
Конфликт — это прежде всего способ, путь преодоления возникших противоречий, способ взаимодействия сложных систем, в который входит и педагогический процесс. В конфликтологии утверждают, что конфликта не нужно бояться, а необходимо знать, как им управлять. Управление конфликтами означает их прогнозирование, предупреждение, направление в созидательное русло, их разрешение.
Литература:
- Магдеев А. М., Мухадинов В. Р. Педагогическое образование. Предупреждение и разрешение педагогического конфликта: традиции и новации. //vr-muhadinov@yandex//
- Андреев В. И. Конфликтология: искусство ведения спора. Ведение переговоров и разрешения конфликтов. — Казань, 1999. — С. 82.
- Нарзикулова Д. Х. Некоторые особенности педагогических конфликтов (на примере общеобразовательных школ Узбекистана) // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 984.
- Тўйчиева Г. У. Ёшлар ва конфликтлар: конфликтлар ечимини ўрганиш. Тошкент: 2008. — 128-бет.
- Нижегородцева Н. В. Педагогическая конфликтология как область конфликтологических исследований. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. — 568 с.
- Абдурахимов М. Узбекско-русский словарь афоризмов. Т. «Ўқитувчи», 1976. — 216 бет.