In this article the speech goes about the large meaning of such human qualities, which are esteemed in religions of the world as brotherhood, fidelity and truthfulness.
В годы независимости наша страна и общество в корни обновились, народ наш духовно возродился. Изменилась его отношение к культурному и религиозному наследию, повысились духовные запросы. Духовность — это источник великого богатства и силы человека, народа, государства и общества. Без неё не формируются подлинные человеческие качества. Человек и духовность неразделимы, составляют диалектическое единство. Человек отличается от других живых существ своей духовностью, то есть разумом, интеллектом, убеждениями, языком, нравственностью, вкусом, тонкими переживаниями и высокими чувствами как любовь. Гармонично развитый человек, в свою очередь, поднимает духовность ещё выше.
Как известно, наши предки к проблеме совершенствования человека подходили в основном с религиозно-этической и эстетической позиций: правомерности, нравственности, честности и чистоты помыслов, чувства любви к ближнему как самому себе. Обобщив свои теоретические размышления, глава страны Ислам Каримов сделал такое заключение: «Главная цель, предусмотренная духовным обновлением общества,- сохранения мира в государстве, процветание Родины, свобода и благосостояние народа, воспитание всесторонне развитой личности, социальное сотрудничество и межнациональное согласие, религиозная терпимости и многие другие важные вопросы» [1]. Президент страны поделился своими размышлениями о тех ценностях, которые составляют содержание национальной идеологии. Это — чувство Родины, любовь к родному языку, отношение к матери, женщине, благоговейная любовь и верность, душевная щедрость, семья, махалля, религиозное чувство, общечеловеческие нравственные нормы. Они сыграли свою роль в правильном понимании сути и содержания национальной идеи и идеологии.
Можно утверждать, любовь — это глубокое переживание; чувство, обращение к другому человеку, Богу, человеческой общности, природе или идее. Она выражает страстное волевое устремление к тому, кто любим или что любимо [3]. Американский философ Э.Фромм рассматривал любовь как универсальное чувство, которое раскрывает человека во всем богатстве присущих ему физических и духовных свойств. В общей концепции Э.Фромма любовь оказывается ключевым «образом — понятием». Она трактуется им как некий принцип, определяющий коренные основы человеческой жизни, как едва ли не главная разгадка «тайны человека». По мнению Э.Фромма, любовь в области мышления означает специфически индивидуальное миропонимание; в области действия — это творчества и самореализация; в эффективной сфере — это ощущение единства с другим человеком, со всеми людьми, с природой. Любовь, отмечал Э.Фромм, есть активная сила в человеке, сила, которая опрокидывает стены, отделяющие человека от других людей, и объединяет его с другими.
Э.Фромм выделял объект любви: они есть, прежде всего, отношения к какому-то конкретному человеку. Это установка, ориентация личности, в которой выражаются и в побудительных силах возникновения чувства любви, и в выборе объекта любви, и формах её проявления. Например, братская любовь — фундаментальный тип любви, лежащий в основе всех её типов. Под братской любовью понимается чувства ответственности, забота, уважение, знание другого человека, желание помочь ему. Ещё один тип — материнская любовь. Это безусловное утверждение жизни ребенка, его потребностей. Однако утверждение жизни ребенка имеет две стороны: одна из них почувствовать, как прекрасно жить — быть маленьким мальчиком или маленькой девочкой. Эти две стороны точно выражены в рассказе о сотворении мира — это соответствует простой заботе и утверждению существования. В отличии от братской любви, которая есть любовь равных, взаимоотношения между матерью и ребенком по самой своей природе является отношениями неравенства, при которых один нуждается в помощи, а другой ее оказывает. Именно за это материнскую любовь полную альтруизма и не знающую эгоизма, считают самым возвышенным родом уз любви, и узы ее — самыми священными из всех эмоциональных уз.
Любовь — секрет постоянной духовной победы. Говорит о любви — хорошо, но жить в любви — ещё лучше. Любовь учить жить скромно и просто, очень экономично для себя и расточительно для других. Любовь имеет исключительную способность уживаться с теми, у которых нет любви, и сосуществовать с теми, чьи поступки ей не нравятся. Любовь имеет контроль над всеми чувствами и сильна самообладанием. Если мы дышим любовью и служим любовью, жизнь наша будет интересной и динамичной. Человек, преисполненный любовью к людям, подобен фруктовому дереву, которое приносит приятные и полезные плоды, но не для себя, а для всякого, кто желает протянуть руку и воспользоваться ими.
Нельзя найти ничего драгоценнее, ничего выше и ничего долговечнее любви. Любовь — это мать жизни. Мы живём настолько, насколько мы любим. Любовь — это великая сила, которая порождает жизнь и побеждает смерть. Любовь — путеводный знак для тех, кто устает, ожидая, бодрствуя, во время печали. Любовь для сердца тоже, что капля росы для растений. Любовь — глава добродетелей: от неё вера и надежда; от неё терпение и непоколебимость; от неё приумножение всякого духовного дарования. Любовь есть могучий союзник применения и единства, источник мира. Истинная любовь — это солнце, которое не только светит, но и греет. Любовь согревает человеческие сердца. Она угашает пожар ссоры и претворяет вражду в мир и печаль в радость. Любовь исторгает жало мести: все прощает, все забывает и ничего не вспоминает. С любовью нет бедности и скудости, а без любви нет довольства и богатства. С любовью нет тоски и одиночества, а без любви нет ни дружбы, ни общения, ни счастья. Жизнь без любви, что день без цветов, ручей без движения и звезды без небес. Жизнь без любви лишается всякого смысла. Значит, любовь есть неисчерпаемое сокровище, кто этим сокровищем обладает, тот богат, кто его не имеет — беден.
Любовь услаждает самою горькою чашу жизни. Она бесследно смывает в нашей памяти самые мрачные картины прошлого, снимает с души тяжесть, поднимает безнадёжно поникшую голову, просвещает давно померкший взор, поднимает опустившиеся руки и укрепляет дрожащие колени. Любовь есть чувство, вытекающее блага другому, без ожидания какой-либо выгоды для себя. Любовь свою мы тогда лишь сберегаем, когда другим её дарим. Любовь не понимает сделанного кому-то добра и не подсчитывает своих дел, подвигов и жертв. Ей всегда кажется, что она ничего ещё не успела сделать или сделала не так много, как хотела бы. Любовь не думает о том, как бы использовать человека, а чем послужит ему, в каком-то отношении быть ему полезной. Любовь всегда трудится, но не для себя, а для других. Она трудится, оставляя пожинать плоды своего труда грядущим поколениям. Любовь, которая ничем не жертвует и никому приносит счастья, не есть любовь. Любовь помогает нам без ропота ухаживает за больным; побуждает делать добро, не ожидая воздаяния; прощает, не услышав просьб о прощении. Любовь никогда не требует — она всегда даёт. Любовь всегда страдает, никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя. Глаза любви видят горе других, и они знают, как помочь.
В итоге можно сказать, в основе межнациональной согласие лежит мир и стабильность в стране, процветание Родины благополучие народа, гармонично развитый человек, социальное сотрудничество, межнациональное согласие, межконфессиональная толерантность. Как отмечал Ислам Каримов: «Наша национальная идея вбирает в себя высокие понятия, синтезирующие благородные помысли и жизненные интересы всех людей, проживающих в этой стране» [2].
Литература:
- Каримов И. А. Наша высшая цель — независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. Т., «Узбекистан», Т.8. С. 491.
- Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч.- Т., “Маънавият”. С. 72.
- Гуревич П. С. Психологический словарь. М — 2007. С. 347.